Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запад Восток






Историзм Застойность/Неисторизм

Линейное время Циклическое время

 

Однако, любое эмпирическое описание «другой» культуры, начиная, например, с описаний Геродота, давало совсем иную, мозаичную и фрагментированную картину культурного множества. Важные сдвиги в теоретическом понимании такого разнообразия связаны с именем И.Г. Гердера, работа которого «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791) стала важной вехой в признании многообразия человеческих культур.

Существенный сдвиг в философии культуры в этом плане был сделан трудами В.Ф. Гегеля, который выстроил схему исторической последовательности развития основных стадий универсального духа, включив в него в качестве таких стадии Китай, Индию и Персию, которые, впрочем, не могут сравниться с идеалом греческого искусства. Как бы то ни было, именно Запад воплощает для него высший уровень достижений человеческой культуры, оцениваемый по критериям нравственной свободы.

Эта универсалистская схематика была впоследствии перенесена в классический марксизм, хотя при этом переосмыслена материалистически и «поставлена с головы на ноги».

Такому универсалистскому подходу постоянно противостоял романтический, а позднее революционный подход, для которого Восток представал либо как отрадное высвобождение от оков европейского рационализма и техницизма, либо как пробуждающийся «очаг революционного преобразования мира».

Сильный удар как по концепциям дуалистического противопоставления, так и по эволюционно-универсалистской схеме внес выход книги О. Шпенглера «Закат Европы» (1918), в которой полностью отвергалась устоявшаяся схема истории и типологии культуры, и сами понятия «Запад» и «Восток» становились безосновательными.

В 20–40-х гг. появляются работы А. Тойнби, П. Сорокина, в которых снимается и подвергается критике проблематика дуализма, получает полноценную разработку многомерное сопоставление высоких культур. С конца XIX и большую часть XX вв. интенсивно развивается культурная антропология, дающая изобильный материал для понимания поликультурности мира, хотя и на локально этническом или структурно-социальном уровне.

Однако и поныне, хотя и подвергаясь значительным модификациям, утрачивая явно скомпрометировавшие себя противопоставления, остается в ходу и дуальное описание культур Запада и Востока, и эволюционизм, и универсализм, получивший интенсивное развитие в миросистемных теориях.

В древности Восток «пришел» на Запад, и христианская религия «оплодотворила» индивидуалистический Запад, в результате чего образовался христианский мир, через 2000 лет достигший доминирующих позиций в мире. На рубеже ХХ и XXI столетий Запад «пришел» на Восток, что получило название «глобализации». Каковы же итоги, последствия этого нового витка слияния «Инь» и «Янь»? Тенденции уже обозначены, перспективы предначертаны.

Современная Япония. Дорога «Западная Фудзи» ответвляется от главного шоссе и ведет к городу Фудзиномия. На деревянном столбе у въезда с проселочной дороги надпись: «Школа подготовки управленческих кадров Японии». На лужайке, аккуратно выложенной дерном, стояли группы людей в форменных белых куртках и матерчатых фуражках военного образца. Одна группа отрабатывала «правильную» манеру ходьбы – прямая спина, высоко поднятая голова, взгляд прямо вперед. В другой группе, перестроившись в две шеренги, усердно кланялись друг другу, стараясь добиться «правильного» наклона спины – 45 градусов. Рядом шло разучивание «Песни торговца». Надсаженные голоса скорее выкрикивали, чем пели: «Созданное в поте лица буду продавать в поте лица; созданное со слезами на глазах буду продавать со слезами; не отчаиваясь и не теряя отваги, буду сражаться, как воин». Еще одна группа, нанося удары по невидимому врагу, демонстрировала решимость избавиться от конкурентов. Почти одновременно с разных концов лужайки раздались команды, и вереницы людей в форме бегом направились в комнаты, которые ночью служат спальнями, а днем – аудиториями.

В столовой курсанты сидят группами по 13 человек. Каждый входящий кланяется, громко выкрикивает: «Разрешите войти?». Разделив пищу поровну, старший группы командует «Смирно!», и все сидящие за столом прижимают ладони к бедрам, а затем кричат хором «Благодарю!». Обед из жидкого супа с макаронами, тарелки грубого риса с соленой капустой и чашки зеленого чая отнял совсем немного времени. Закончился он все теми же поклонами, криками «смирно» и «благодарю». Перед выходом никто не забыл крикнуть: «Виноват!». Такие же церемонии совершают и наставники. Как и руководители любой другой японской фирмы, в рабочее время они едят ту же пищу, одеты в ту же форму, что и подчиненные. От курсантов отличаются только висящими на шее секундомерами да еще отсутствием на куртках «ленточек позора». В первый из тринадцати дней подготовки каждый курсант получает 17 таких ленточек, от которых он должен избавиться к выпускному вечеру.

Сразу после обеда началась экзаменационная сессия. В одной комнате проверяли навыки «правильного» разговора по телефону. Инструктор строго следил за тем, насколько четко, коротко и вежливо отвечал на вопросы курсант. Вот сияющий от радости паренек, пятясь и «правильно» кланяясь, вышел из комнаты и тут же попал в объятия нервно переминавшихся у дверей товарищей. Старший по группе отколол «ленточку позора» с надписью «телефон», а в дверь тем временем вошел следующий курсант.

Перед дверью соседней комнаты вовсю шла предэкзаменационная зубрежка «Обязанностей руководителя», одного из нескольких подлежащих заучиванию наизусть наставлений: «Когда ты, руководитель, ощутишь ненависть подчиненных, не вздумай присоединиться к критикующим вышестоящих и руководителей фирмы. Учти, что симпатия подчиненных ничего не стоит. Надеяться на их расположение просто наивно. А объединяться с ними и нападать на начальство – значит утратить совесть…». И «какие бы трудности ни выпали на мою долю, я не откажусь от цели, буду работать до поздней ночи, напрягать свои силы и способности».

«Новобранцам» еще предстоит немало испытаний. Разбившись на пары, они совершат двадцатикилометровое путешествие по предгорьям Фудзи – это «укрепляет дух взаимопомощи». А через несколько дней благополучно вернувшиеся из общего ночного марш-броска в сорок километров докажут «право быть лидером» и смогут избавиться от соответствующей «ленточки позора». Еще одна ленточка будет отколота после «концерта» на вокзальной площади в городе Фудзиномия: одетый в деловой костюм курсант должен исполнить «Песню торговца» так четко и громко, чтобы каждое слово было слышно стоящему в 50 метрах наставнику. Считается, что после этого испытания преодолевший чувство стеснительности выпускник сможет выступать перед любой аудиторией с речью на любую тему. А еще предстоит научиться «правильно» вести служебную переписку, успевать за 20 минут красиво, четко и коротко составить отчет о переговорах с клиентом, быстро заучивать наизусть 5–10 страниц любого текста, не обязательно понимая его.

Все это еще впереди, но сейчас пора бежать в главное здание на выпускную церемонию предыдущего потока.

Один за другим в просторный зал входили счастливцы, успевшие вовремя избавиться от «ленточек позора». Положив перед собой аккуратно сложенную форму, они усаживались на полу в позе «погруженное внутрь себя размышление», практикуемой сторонниками буддийской секты дзэн: скрещенные перед собой ноги, прямая спина, закрытые глаза. В дальнем конце зала рассадили тех, кто не сдал экзамены и кому предстояло провести в школе «штрафное время» – еще три дня. А в коридоре почтительно застыли по стойке «смирно» «новобранцы».

Марш-броски с пудом песка в рюк­заке за спиной, преодоление полосы препятствий, буддийское «погруженное внутрь себя размышление» или синтоистские купания в ледяных водопадах, ежедневные построения, переклички и поклоны начальству в начале рабочего дня, исполнение гимна фирмы, подъем флага фирмы, обязательное ношение формы и значка фирмы... Эти и многие иные приемы прочно вошли в арсенал японских предпринимателей.

Восток адаптирует Запад. Недолгий сон был прерван сигналом подъема. На часах было всего лишь четыре тридцать утра. Видная из-за деревьев снежная вершина Фудзи еще только начинала розоветь в лучах восходящего солнца. А курсанты уже скатывали свои тюфяки и наводили порядок в спальнях, на холодном ветру голые по пояс, по самурайскому обычаю, растирались сухими полотенцами, маршировали перед торжественно поднятыми на флагштоках стягом Восходящего солнца и знаменем школы, а потом группами разбегались по своим аудиториям, чтобы еще до завтрака начать «адскую тренировку». В разных концах Японии тысячи людей начинали такую же или похожую «адскую тренировку». Свыше 70 тысяч начинающих рабочих и служащих ежегодно направляют в казармы «сил самообороны», где четырехдневные занятия строевой подготовкой и марш-броски должны очистить их умы от «скверны зараженных либерализмом школ» и научить беспрекословно выполнять приказы начальства. На всю Японию известна «Школа тренировки молодежи» в окрестностях самого главного синтоистского храма страны Исэ дзингу в префектуре Миэ.

Культ императора и палочная дисциплина пронизывают все ее занятия, среди которых умерщвление плоти в ледяной воде, заучивание наизусть сложенных императорами стихов, ночные бдения в синтоистских храмах, церемонии почитания родителей и приравниваемых к ним руководителей фирм. Среди шести миллионов выпускников этой школы большинство по традиции составляют служащие концернов «Хитати» и «Сумитомо». Свои школы и курсы подготовки кадров действуют практически в каждой крупной фирме, на любом процветающем предприятии.

За две недели пробудить у человека скрытые способности, вдохновить его на самозабвенный труд во имя компании, напомнить, что значит быть японцем, – вот это и есть «адская тренировка». Она действительно требует необыкновенного напряжения физических и особенно духовных сил. И далеко не все выдерживают напряжение. Кое-кто отправляется в больницу, кое-кто сбегает. Какова судьба беглецов? Ну, прежде всего, они должны вернуть своей компании 300 тысяч иен, уплаченных школе. А затем, как правило, их увольняют. Компаниям не нужны слабаки, им требуются настоящие воины, готовые пролить пот, слезы или даже кровь во имя процветания фирмы. Успешно окончившие школу быстро продвигаются по служебной лестнице.

Нечто подобное происходит и в Китае, где строится величественное здание конфуцианского капитализма, в азиатских странах «драконах», «тиграх». Можно спорить о том, где решаются сейчас судьбы мира. Но вряд ли кто-нибудь станет оспаривать, что во многом их определяют события в Азии. И не только потому, что это самый крупный континент, где живет большинство человечества.

Отнюдь не всегда Азия была, говоря словами поэта, «дремотной». Когда в европейских лесах хозяйничали дикие звери, а о существовании Америки никто в Старом Свете даже не догадывался, в Азии уже строили Вавилонскую башню, писали клинописные послания потомкам, изобретали порох и фарфор.

Прошли тысячелетия, и в настоящее время возник вопрос – случайно ли американская ядерная бомба была впервые применена именно в Азии, против народа небелой расы? Может быть. Ведь обдумывался тогда и другой вариант – сбросить бомбу не на Хиросиму, а, скажем, на Дрезден. Но в качестве жертв на алтарь глобального атомного шантажа решили все-таки белых, европейцев не приносить. Почему? Были для того, наверное, разные причины.

Но вот когда снова практически дело подошло к применению ядерного оружия, то опять в прицеле оказалась азиатская страна – КНДР. Во время корейской войны начала 50-х годов генералу Д. Макартуру, командовавшему американскими войсками на Дальнем Востоке, было предоставлено право прибегнуть к атомной атаке даже без согласования с Белым домом. И генерал поспешил разработать план: сбросить 10 бомб по 40 килотонн каждая на Пхеньян. В случае реализации этого проекта, как скрупулезно подсчитали сами его авторы, «на каждые 10 тысяч убитых солдат пришлось бы по меньшей мере 50 тысяч мирных жителей». И это, по словам японского агентства «Киодо цусин», рассматривалось как «важный научный эксперимент», что зафиксировано в рассекреченных документах Пентагона.

«Киодо цусин» сообщает, что несколько лет спустя, в 1958 году, все те же американские войска на Дальнем Востоке были приведены в «готовность номер один», и опять-таки для нанесения ядерных ударов. Но уже по КНР. План уничтожения промышленных центров этой страны американские генералы почему-то назвали «Танго», ничуть не смущаясь, что это мало гармонировало с угрозами «возвратить Китай в каменный век». Идея насчет возвращения азиатских стран к этому состоянию, видно, так им понравилась, что позднее генерал от авиации К. Лимей призывал «вбомбить в каменный век» Вьетнам, воспротивившийся американской агрессии. Против него не раз собирались применить ядерное оружие, и это достаточно известно.

«Запад есть Запад, Восток есть Восток», и вместе им развиваться, сотрудничать, процветать.

Восток – это не только невероятное трудовое напряжение в соревновании с западной цивилизацией, но и непреходящие традиции, обычаи, нравы. Они же загадочно-экзотичны, уходят корнями в тысячелетнее прошлое, гармонизируют, связывают прошлое, настоящее, буду­щее…

Так, ежегодно 10 июля молодежь Токио направляется в парк Мейя. Юноши и девушки ходят парами, не спеша. Да и зачем торопиться? Сегодня для них время не существует: сегодня – День безвременья. Молодые японцы приносят в парк часы: старые, карманные, подержанные наручные, испортившиеся будильники и бросают все это в костер. Старинный обряд сжигания символа времени олицетворяет бессмертие любви двух молодых людей, безмерность счастья влюбленных, которые, как известно, «часов не наблюдают».


И слово вещее – не ложно.

В. Соловьев

В одном мгновеньи видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо – в чашечке цветка.

Вильям Блейк

Глобальное же условие дальнейшего развития цивилизации – демонтаж человека как естественного существа, его замена рациональным робототехническим устройством.

В. Кутырев

Всему в мире отведено определенное время, и все обречено на гибель. Но только человек знает, что он должен умереть. Наталкиваясь на эту пограничную ситуацию, он познает вечность во времени, историчность как явление бытия, уничтожение времени во времени.

Карл Ясперс

Математизированная модель природы есть исключительная по дерзости ошибка. Уверование в аналитический метод есть гениальное заблуждение, помешательство человечества.

М. Жутиков

«Доброкачественна ли цивилизация?»

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.