Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восхождение к человеку






(На заре исторического сообщества)

 

 

Начальный и самый длительный период истории общества протяженностью 4/5 исторического времени включает неолитическую, раннеклассовую и античную цивилизации. Ему предшествовал втрое более длительный период предистории общества, начиная с утверждения человека современного вида – Homo sapiens (по археологической классификации – кроманьонца, вытеснившего своего предшественника – неандертальца).

С началом верхнего палеолита, после отступления ледников с большей части территории Европы, Азии и Северной Америки, изменились условия жизни предшественников современного человека, которые прошли ряд ступеней своей эволюции в течение 2 млн. лет. В этот период в развитии биосферы произошло величайшее событие: сформировался современный человек, вершина эвлюции – кроманьонец, существо, которому позднее присвоили почетное название: человек разумный. Его полный биологический паспорт:

– вид – человек разумный (Homo sapiens; иногда говорят о популяции Homo sapiens sapiens);

– род – человек (Homo), сформировавшийся в результате эволюции человекообразных обезьян более 2 млн. лет назад;

– семейство – гоминиды;

– отряд – приматы, к которому относятся и ныне живущие наши дальние родственники – обезьяны;

– класс – млекопитающие, время господства которых на планете наступило более 60 млн. лет назад, после гибели преобладавших прежде динозавров в результате космической катастрофы или вследствие эволюционного тупика;

– тип – хордовые, прошлое которых простирается на сотни миллионов лет.

Известный римский поэт, ученый Лукреций Кар, характеризуя данный период развития человечества, писал:

Долго, в течение многих кругов обращения солнца,

Жизнь проводил человек, скитаясь, как дикие звери…

Большею частью они пропитанье себе находили

Между дубов с желудями…

Множество, кроме того, приносила цветущая юность

Мира и грубых кормов для жалких людей в изобилье.

А к утолению жажды источники звали и реки…

Люди еще не умели с огнем обращаться, и шкуры,

Снятые с диких зверей, не служили одеждой их телу;

В рощах, в лесах или горных они обитали пещерах

И укрывали в кустах свои заскорузлые члены,

Ежели их застигали дожди или ветра порывы…

На несказанную силу в руках и в ногах полагаясь,

Диких породы зверей по лесам они гнали и били

Крепким тяжелым дубьем и бросали в них меткие камни;

Многих сражали они, от иных же старались укрыться.

Телом своим загрубелым, подобно щетинистым вепрям

Наземь валилися спать нагишом с наступлением ночи

И зарывались в листву или ветки густые с деревьев…

Больше заботы им то причиняло, что дикие звери

Часто тревожили их, не давая несчастным покоя.

Крова лишаясь, они из-под каменных сводов бежали

При появленьи могучего льва иль вспененного вепря

И уступали глухой полуночью свирепым пришельцам,

В ужасе диком, свои листвою покрытые ложа…

Каковы основные итоги доисторического периода? К. Ясперс видит их в следующем: использование огня и орудий. Живое существо, не имеющее ни того, ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком.

Многовековые пути и методы овладения способами добычи огня, изготовления орудий труда можно проследить по аналогии с племенами, пребывавшими в XVIII–ХХ вв. на первобытнообщинной стадии развития.

Огонь был первой силой природы, покоренной человеком. В борьбе с природой человек научился вначале только использовать огонь, с которым он познакомился во время лесных пожаров, вулканических извержений. Позже он стал добывать его искусственным путем. Получать огонь искусственным путем – дело трудоемкое, доступное не каждому человеку. Поэтому первобытные люди старались его сохранять, а не добывать всякий раз, когда он потребуется.

Выдающийся русский путешественник и исследователь С.П. Крашенинников (1711–1755 гг.) занимался изучением Камчатки, в результате чего составил первое обстоятельное «Описание земли Камчатки» в двух томах. Для историков особенно интересны его сведения о жизни народов Камчатки, находившихся на стадии родового строя.

Огнива их представляли собой деревянные дощечки из сухого дерева, на которых по краям начерчены дырочки, да кругленькие из сухого дерева палочки, которые, вертя, в ямочках огонь доставали. Вместо трута они употребляли мятую траву тоншичь, в которой раздували загоревшуюся от вертения сажу. Все эти приндадлежности, обернув берестой, каждый камчадал носил с собою…

Русский ученый-путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай (1846–1888 гг.) два с половиной года с перерывами прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (берег Маклая), около бухты Астролябии (1871, 1872, 1876, 1877, 1883), где вел исследования по зоологии, антропологии, этнографии. Описание быта, занятий, жилищ, брачных и погребальных обрядов папуасов берега Маклая он оставил в своих «Дневниках». Папуасы еще не были знакомы с металлами, по уровню развития их можно отнести к неолиту.

Н.Н. Миклухо-Маклай писал в «Дневниках»: «Утро было сырое и свежее (всего +22°). Тепло одетый, я пил чай на веранде, когда увидел перед собою Туя, который, также чувствуя свежесть утра и не имея подходящего температуре костюма, принес с собою примитивную, но довольно удобопереносимую печь, именно – толстое тлеющее полено. Подойдя ближе, он сел у веранды. Курьезно было смотреть, как он, желая согреться, переносил тлеющее полено от одной стороны тела к другой и то держал его у груди, то клал сперва у одного, а затем у другого бока, то помещал его между ногами, смотря по тому, какая часть тела казалась ему более озябшей…»

Важным фактором цивилизационного развития Homo sapiens являлось использование орудий труда. Материалы, из которых они изготавливались, влияли на производительность, эффективность труда данными орудиями труда, что определяло параметры цивилизационного развития общества.

Значительное место в жизни первобытных людей играла охота, в которой имели значение массовые приемы – облавы, загоны; с другой стороны – ловушки, капканы, сети. На ранней стадии охота велась коллективно и организованно, позднее – индивидуально.


Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.