Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Или божий эксперимент?






Термин «история» появился в русском языке сравнительно недавно, во времена петровские, и в переводе с греческого означал «рассказ о прошлом», «об узнанном». Таким образом, история – это сам путь, проделанный человечеством, и сведения, знания об этом пути. Несмотря на свою завершенность, былое никогда не являлось безразличным ни для отдельного человека, ни для народа, ни для человечества в целом: многие правители мобилизовали ресурсы целых стран, чтобы поведать последующим поколениям о своих деяниях, гениальные мыслители, поэты, художники находили смысл бытия в отражении жизни своих современников, собственном самовыражении в тех или иных художественных творениях. Поэтому мы всегда стремимся «проникнуть мыслию» в прошлое, познать его, ибо каждый из живущих на Земле всей своей жизнью, деяниями и устремлениями как бы отвечает на вопрос: «Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?»

История, в том числе история цивилизаций, занимает значимое место в иерархии ценностей человечества. «Когда мы возвращаемся к прошлому, – то это не прошлое воскресает в нас, это мы сами отбрасываем в прошлое свою тень – наши желания, наши вопросы, наш порядок и наше смятение», – отмечал Ромен Роллан.

«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем», – подчеркивал В. Белинский.

«Пусть мстительница-история запишет огненными буквами воспоминания о благородных жертвах и гнусности палачей», – вещал Ромен Роллан.

Фридрих Ницше в работе «О пользе и вреде истории для жизни» писал: «История принадлежит прежде всего деятельному и мощному, тому, кто ведет великую борьбу, кто нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти таковых между своими современниками и в настоящем. Полибий, например, называет политическую историю дейст­вительной школой для подготовки к управлению государством и превосходным учителем, который помогает нам мужественно выносить смены счастья, напоминая о несчастьях других. Ф. Ницше отмечал, что свершивших великие деяния ждет право на почетное место в храме истории, где он может, в свою очередь, быть для следующих поколений учителем, утешителем и предостерегателем. При этом человечество характеризуется тем, что привлекает прошлое на суд истории, подвергает последнее самому тщательному допросу и, наконец, выносит ему приговор, но всякое прошлое достойно того, чтобы быть осужденным – ибо таковы уже все человеческие дела: всегда в них мощно сказывались человеческая сила и человеческая слабость.

Американский ученый Ф. Фукуяма сделал вывод, что в процессе цивилизационного развития из жизни Homo sapiens… исчезла история, исторический процесс как таковой остановился и замер.

В своей работе «Конец истории» Ф. Фукуяма пишет о дне сегодняшнем следующее: «Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради идеи, идеологической борьбы, других порождений воображения и идеализма, – вместо этого – бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии, есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории».

Ф. Фукуяма завершает свою мысль следующим: «Я ощущаю в самом себе и замечаю в окружающих ностальгию по тому времени, когда история существовала». Ф. Фукуяма – американец японского происхождения, типичный представитель западной цивилизации, всего лишь «озвучил» заблуждение конца ХХ – начала ХХI столетий о том, что доминирование в данный исторический период западной цивилизации над прочими означает «конец истории», ибо это не преходящий фактор, эпизод истории, а тысячелетняя константа.

С такой же незыблемой убежденностью средневековые ученые доказывали, что Солнце и другие планеты вращаются вокруг Земли и для того, чтобы рассеять это заблуждение, потребовалась смелость взойти на костер инквизиции и ценой своей жизни отстоять правоту своей идеи.

В реальном же историческом цивилизационном процессе Запад и Восток – своеобразные Инь и Янь – с некой цикличностью приходят друг к другу, взаимодополняя и " оплодотворяя" друг друга своими идеями, технологиями, новациями.

История же, как и религия, вечны в земном измерении, ибо пока существуют цивилизации, история и религия стоят у врат, отделяющих жизнь от смерти, Бытие от Небытия.

Одной из наиболее значимых проблем истории мировых цивилизаций является: каким же путем, когда и где возникло человечество? Со значительной долей вероятности можно утверждать, что местом действия была северо-восточная Африка, территория теперешних Эфиопии, Кении, Танзании, где с севера на юг проходит грандиозный разлом земной коры – Великий Африканский рифт, образовавшийся в промежутке времени между 15 и 5 миллионами лет назад. Возникшая здесь высокая вулканическая и тектоническая активность привела к широкому обнажению урановых руд и к значительному повышению естественной радиоактивности. У предков нынешних обезьян, обильно населявших тогда эту территорию, стали появляться потомки с врожденными дефектами: меньшей физической силой, увеличенным черепом, лишенные мощных клыков. И этот наш предок не смог бы выжить, если бы не нашел замену тому, что у него отобрала радиация. Замена была найдена: систематическое изготовление и использование каменных орудий, освободившимися в результате прямохождения руками, и активная взаимопомощь – зародыши общественных связей. Переход к первичным формам труда занял около 2 млн. лет, но он спас предка человека от гибели. При этом необходимо отметить, что человечество возникло благодаря исключительному стечению обстоятельств, и уже позже, пройдя длительный путь под воздействием новых природных условий в местах расселения, приобрело расовые различия, как бы разделившись на отдельные самостоятельные ветви.

Дотошные анатомы насчитали у человека всего лишь каких-то 15 прогрессивных, по сравнению с обезьяной, развивающихся органов тела. Зато 17 регрессивных, упадочных органов, не играющих уже прежней роли. И 107 рудиментных, отмирающих, необходимых обезьяне, но представляющих явные «архитектурные» излишества для человека.

К числу прогрессивных относятся, в частности, сильно развитые головной и спинной мозг, вегетативная нервная система, речевой аппарат, лицевые мускулы, пальцы рук, приспособленные к длительной ходьбе нижние конечности и мускулы на них, развитый в ширину таз (позволяющий, между прочим, плодить более «головастое» потомство), гибкий позвоночник…

Среди регрессивных – ногти, челюсти, волосяной покров, 2-я и 12-я пара ребер, пальцы ног, слепая кишка. Типичные рудиментарные – копчик, 13-я пара ребер, зубы мудрости и ушные мускулы.

Подытоживая все эти плюсы и минусы, ученые совсем недавно пришли к выводу, что в перспективе ближайших десятков и сотен тысяч лет можно ожидать дальнейшего сокращения у человека челюстей, кишечника и грудной клетки, постепенного атрофирования не только всех рудиментарных органов, но и ушных раковин, зубов, ногтей, пальцев ног, волосяного покрова (включая прическу), некоторого утоньшения пальцев рук, носа, дальнейшего увеличения черепной коробки и объема мозга, развития речевого и мимического аппарата, сближения физического и психического облика мужчины и женщины, распространения близорукости. Вот, что «Век грядущий нам готовит».

Становлению «Homo sapiens» предшествовал длительный процесс эволюционного развития «живой» материи, сопровождавшийся природным катаклизмами.

Древние мудрецы говорили: «Ищи в себе… Даже в самом ничтожном из людей сокрыты все тайны Вселенной».

Что же такое человек? С точки зрения химиков, все обстоит предельно просто: чтобы создать нас, природе потребовалось 63 части кислорода, 20 частей углерода, 10 частей водорода, 2, 5 части азота, еще столько же кальция. Помимо того, в каждом из нас есть по щепотке фосфора, хлора, серы, щелочных металлов. Наконец, природа добавила 0, 09 части железа; на кончике ножа – марганца, кремния, йода и еще кое-чего, но уже совсем в мизерных дозах. По каким-то неведомым законам эта «смесь» преобразовалась в самую сложную материю нашей планеты, именуемую «человек разумный». Так, квадратный метр холста и несколько тюбиков краски превращаются порой под рукой творца в нечто качественно новое – например, в таинственную улыбку Джоконды. Вот и человек – это извечная загадка.

Факты, собранные учеными, убедительно показывают: 250 миллионов лет назад (конец пермского периода) на Земле произошел невиданный катаклизм: в морях и океанах погибло более 90% рыб и животных, материковая жизнь пострадала еще больше. Долгое время после «пермской катастрофы» земная растительность состояла в основном из грибов, поедавших останки зверей и гниющую древесину. Это подтверждается исследованиями голландского палеонтолога Хенка Виссхера и других специалистов.

Что же случилось? По мнению Виссхера, произошло массовое извержение вулканов на территории Сибири, отравивших воду и воздух планеты ядовитыми выбросами. Вулканы же активизировались в результате столкновения Земли с каким-то массивным космическим телом.

После «пермской катастрофы» жизнь на Земле возродилась в виде «царства динозавров». Прошло еще некоторое время, и вновь наступил час «Х». Гигантские ящеры вымерли при не выясненных до конца обстоятельствах. Но, как сегодня признают большинство специалистов, массовая смерть рептилий опять-таки произошла из-за столкновения Земли с крупным иридиевым астероидом. Согласно статистике столкновения Земли с астероидом размерами до полутора километров в диаметре могут происходить примерно раз в 300 тысяч лет. Чем больше времени наш мир прожил без встреч с «космическими бомбами», тем выше вероятность такого происшествия в скором будущем.

Одной из наиболее актуальных проблем всех времен и цивилизаций является основа происхождения жизни на Земле: божественная, эволюционная или космическая.

Любое событие, вероятность которого не равна нулю, в принципе, может произойти. А как обстоит дело со случайным возникновением клетки? Какова вероятность этого события? Вот некоторые цифры и выводы из расчетов американского биохимика профессора Генри Кастлера.

В основе расчетов лежит предположение, что природа проводила эксперимента по созданию клетки в «пробирке» объемом 5·1020 см³ – это метровый слой мирового океана, покрывающего всю поверхность Земли. Минимальный объем, в котором мог произойти единичный акт встречи и «сборки» всех необходимых молекулярных блоков, – 10-12см³ – это объем простейшей бактериальной клетки. Отсюда наибольшее число участков, в которых могло бы произойти возникновение первой клетки – 5·1032.

Допустим, что химическая эволюция длилась на Земле 2 миллиарда лет, то есть 2·1013часов. Далее – «…время, отведенное для одного «акта создания», ограничено, с одной стороны, скоростью образования макромолекул и более сложных структур, а с другой стороны, – тем, как долго незаконченная структура может существовать, ожидая возможного завершения». Это время, разумеется, никак не меньше одного часа, то есть времени, требующегося для того, чтобы при умеренно благоприятных условиях из одной бактерии образовалась другая. «Отсюда следует, что природа в принципе могла сделать не более чем 5·1032 · 2·1013=1046попыток сборки простейшей бактерии из молекулярных блоков».

С другой стороны, по весьма скромным оценкам, структура простейшей живой бактерии – это лишь одна из 10301«фигур», которые, в принципе, можно сложить из имеющихся «кубиков» – из молекулярных блоков, образующих клетку. Для сравнения заметим: чтобы набрать все возможные семизначные номера московских телефонов, и те, что уже работают, и те, что когда-нибудь появятся, нужно перебрать 107цифровых комбинаций.

Полученная цифра – 10301 означает, что, пробуя вслепую, «методом тыка», собрать живую клетку, природа смогла сделать в 10255 раз меньше попыток (10301–1046=10255), чем этого требует вероятностный подход. Вот почему профессор Кастлер сделал вывод, что живая клетка не могла возникнуть одномоментно, в результате случайного соединения молекул.

Малая вероятность случайного возникновения жизни заставляет выдвигать для обсуждения иные варианты решения проблемы. Например, возможность занесения жизни случайно или даже не случайно из других миров. Вот, например, что говорил по этому поводу член-корреспондент АН СССР, автор известной книги «Вселенная, жизнь, разум» Иосиф Самойлович Шкловский, один из видных советских астрофизиков: «…Небезинтересно в порядке гипотезы обсудить возможность занесения живых спор и микроорганизмов во время посещения безжизненной планеты недостаточно стерилизованным космическим кораблем. Можно также высказать гипотезу гораздо более радикального свойства: жизнь на некоторых планетах могла возникнуть как результат сознательного эксперимента высокоорганизованных космонавтов, некогда посетивших эти планеты, которые в те времена были безжизненны. Можно даже предположить, что подобное «насаждение жизни», так сказать, «в плановом порядке» является нормальной практикой высокоразвитых цивилизаций, разбросанных в просторах Вселенной. Вместо того, чтобы пассивно ожидать «естественного», самопроизвольного возникновения жизни на подходящей планете, процесса, возможно, весьма маловероятного, высокоразвитые галактические цивилизации как бы планомерно сеют посевы жизни во Вселенной.

Разумеется, сделанные предположения носят самый общий характер. Мы далеки от утверждения, что имеются какие бы то ни было конкретные научные аргументы в пользу вывода, что жизнь на Земле, тем более разумная жизнь, имеет искусственное происхождение. Наша цель – обратить внимание на возможность такого явления в масштабах Вселенной и на те следствия, которые из него вытекают.

Однако идея «посева жизни», какой бы реальной ее ни считать, не решает, а лишь немного отодвигает проблему третьего шага химической эволюции. Ведь для того, чтобы какие-то космонавты, представители далекой цивилизации могли разъезжать по планетам и сеять жизнь, сама эта цивилизация должна была в свое время пройти участок пути от набора химических элементов до первой живой клетки, а значит, должна была сделать третий шаг на пути химической эволюции. Если даже предположить, что эта цивилизация намного старше нашей и что химическая эволюция длилась «там» не 2 миллиарда лет, а 26 миллиардов, то это ничего в принципе не изменит. Шансов на «выигрыш» станет ненамного больше, если его вероятность будет выражаться числом 10-255вместо 10-256. Не очень поможет и предельное увеличение объема «пробирки»: если предположить, что у каждой из 1021звезд Вселенной есть по 10 похожих на Землю планет, то и в этом случае вероятность случайного возникновения составит 10-242, то есть останется фантастически низкой. Единственное, что, пожалуй, могло бы помочь, так это если бы «там» существовали какие-то неведомые нам, очень эффективные механизмы третьего шага.

В начале 90-х годов ХХ столетия мир облетела сенсация и огромные заголовки кричали: «Мы – одни», «Человечество – это случайность».

Международная группа астрофизиков опубликовала подробный доклад об исследовании, в котором подтверждается, что «разумная жизнь» ограничена планетой Земля и что возможность возникновения подобного биогенного явления в другой части вселенной равна нулю.

Ссылаясь на известное изречение Альберта Эйнштейна («Бог не играет в кости с космосом»), представитель астрофизического общества заявил: «Бог, должно быть, и в самом деле играл в кости с космосом и проиграл». Доклад заканчивался словами: «Восседая на песчинке пыли в безграничном пространстве, напутствуемый провидением и движимый судьбой, род человеческий являет собой случайность в бесконечной цепи незапланированных случайностей, все из которых продолжают иметь место в беспрерывном потоке времени, поскольку настоящее длится вечно…».

Авторы доклада рекомендуют прекратить поиски признаков внеземной жизни и переориентировать усилия на до сих пор пренебрегаемые земные приоритеты, такие, как перенаселенность, голод, болезни и слепая вера.

Составленный астрофизическим обществом по изучению гиперпространства доклад объемом в 2700 страниц утверждает, что «жизнь» – следствие спонтанного и одноразового парадокса», а человечество – результат «неудавшегося эксперимента».

Что есть космос? Пространство без присущих ему размеров и реальности? Или это побочный продукт нашего сознания, как время, которое «идет», но реально никогда не движется?

Обе концепции выходят за пределы человеческого восприятия, и, тем не менее, сама эта проблема, по общему мнению, относится скорее к области философии и даже мистики, чем к физике. Засланные в черную пустоту космические аппараты-разведчики безвозвратно исчезли в ее неведомых глубинах, и никто не может с уверенностью сказать, что и когда они там встретили.

Одно время идея открытого или бесконечного космического пространства казалась предпочтительней. И, действительно, бесконечность – допустимая абстракция, ибо, как и все абсолютное, она аксиоматична и самоограничительна, равно как и неизмерима. Иногда и неведение счастье даже среди просвещенных.

В настоящее время маститые ученые вновь стали убеждать, что жизнь вне Земли определенно существует.

Формально причиной столь резких перемен стал скромный на вид камешек, носящий кодовый номер «ALH 84001». Этот осколок марсианской породы, предположительно выброшенный когда-то с поверхности «красной планеты» вулканом (или взрывом упавшего метеорита), упал в итоге на Землю. В сердцевине этого булыжника и были обнаружены останки странных микроскопических организмов.

Между тем, загадочные образования, напоминающие микроорганизмы, обнаруживали ранее и в других космических камнях – например, в метеорите Мигеи, обследованном в советские времена доктором геолого-минералогических наук В. Тимофеевым. Французский химик П. Барлело еще в 1868 году сообщал, что выявил в метеорите Оргейл углеводы, напоминающие по структуре пчелиный воск, и включения, похожие на одноклеточные водоросли. Но эти и другие подобные факты были известны лишь ограниченному кругу специалистов. Да и трактовались они достаточно неоднозначно.

Похожая ситуация наблюдается и с потенциально «обитаемыми» спутниками Юпитера. Не вчера стало известно, что спутник «Европа» покрыт замерзшим океаном. Не вчера американский автоматический зонд «Галилео» сфотографировал на поверхности «Европы» непонятные структуры (напоминающие пересекающиеся трубопроводы или автомагистрали) и не менее загадочную «красную субстанцию», время от времени возникающую на льду. Но специалисты первоначально предпочитали говорить об их естественном происхождении.

Многочисленны адреса, где, как подозревается, в той или иной форме существует жизнь, а значит, в первую очередь будут проводиться исследования, – Венера, Титан (спутник Сатурна), Тритон (спутник Нептуна), Ганимед (спутник Юпитера) и сам Юпитер. Собранные таким образом по всей Солнечной системе образцы попадут потом в специальный исследовательский центр, оборудованный системами биологической защиты высшей категории. Возможно, окажется прав эксперт Аризонского университета по планетарным исследованиям Дж. Лунайн, повторяющий вслед за специалистами НАСА, что следующее столетие, наконец-то, смирит человечество с непреложным фактом: мы не единственные живые существа во Вселенной.

Академик М.И. Будыко, рассматривая истоки жизни на Земле, отмечал, что жизнь появилась на ней почти 4 миллиарда лет назад. Первую половину этого времени земная атмосфера не содержала кислорода, в связи с чем биосферу могли населять только примитивные анаэробные организмы. Около 2 млрд. лет назад в результате деятельности фотосинтезирующих растений, которые создают органическое вещество из углекислого газа и воды, выделяя в атмосферу кислород, развернулся процесс накопления кислорода в атмосфере. Животные, ранее обитавшие только в водоемах, вышли на сушу примерно 400 млн. лет тому назад, причем понадобилось около 250 млн. лет для возникновения 4 классов наземных позвоночных – земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих и птиц. Время, прошедшее от появления современного человека, составляет 1/100000 от продолжительности существования биосферы, 1/10000 от времени после распрост­ранения животных на суше.

Останки динозавров (по греч. «ужасная ящерица») были открыты в 20-х гг. прошлого века в Англии священником Баклендом и женой врача Мантелла. Открыто несколько родов динозавров. Самые большие динозавры принадлежали к группе завропод. Это были растительноядные животные с маленькой головой, длинной шеей и длинным хвостом (масса 70 т). Наиболее крупные завроподы, относящиеся к роду бронхозавров, достигали массы 70 т. Из хищников наибольших размеров достигали передвигающиеся на задних ногах тиранозавры и родственные им формы. Высота их превосходила 5 м, длина тела – 12 м. На протяжении примерно 150 млн. лет, то есть большей части мезозойской эры, динозавры были наиболее преуспевающей группой наземных позвоночных.

Почему же процесс возникновения мыслящего существа происходил столь медленно? Часто надолго он замедлялся, по разным причинам – в результате вымирания ранее возникших прогрессивных форм, в случаях вытеснения более прогрессивных форм менее прогрессивными. Положительное влияние на прогресс развития животных оказывало происходящее на протяжении последних 2 млрд. лет накопление кислорода в атмосфере.

От 200 до 70 млн. лет назад млекопитающие сосуществовали с динозаврами, но явно проигрывали в соревновании с ними: динозавры в 10 раз и более превосходили массу современных слонов; млекопитающие редко превосходили размер кошки или небольшой собаки.

Около 70 млн. лет назад динозавры внезапно исчезли. И как считают многие ученые, причина этого – глобальная катастрофа – столкновение с астероидом, массой в несколько биллионов тонн. Научные данные подтверждают эту гипотезу.

Первыми тревогу начали бить специалисты Американского института аэронавтики и астронавтики и Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е.Жуковского. Проблема столкновений Земли с опасными объектами с восьмидесятых годов регулярно обсуждались на конгрессах Международной астронавтической федерации.

С 22 по 26 мая 1995 г. в ядерной Ливерморской лаборатории США работал международный семинар, посвященный проблемам организации защиты нашей планеты от столкновения с опасными космическими объектами. Эту глобальную опасность все острее начинает ощущать человечество.

23 марта 1989 года астероид, размером с авианосец, пересек орбиту Земли в точке, где наша планета находилась всего за 6 часов до этого. Астероид был обнаружен уже после того, как он пролетел мимо Земли. Прилети он на 6 часов раньше, и столкновение обернулось бы ужасной катастрофой. В июле 1994 года астрономы стали свидетелями серии мощных взрывов в атмосфере Юпитера, вызванных падением на эту планету фрагментов кометы Шумейкера-Леви. Столкновение фрагментов такого масштаба с Землей привело бы не только к гибели человечества, но и многих живых организмов и растений. По мнению ученых, столкновение с Землей 65 миллионов лет назад астероида или кометы явилось причиной гибели динозавров и глобального изменения биосферы.

По подсчетами специалистов, количество опасных космических объектов диаметром более километра, несущих опасность глобальных катастроф, составляет от 1200 до 2200 в год. Также чрезвычайно опасны и объекты диаметром свыше 100 метров, которых насчитывается в Солнечной системе около 100000. Запыление атмосферы может привести к потере ее прозрачности и, следовательно, глобальному похолоданию с катастрофическими последствиями для всего живого.

Фактором консолидации человечества, способствующим завершению эпохи мировых войн, национальных конфликтов, балансирования человечества на грани самоуничтожения, может стать лишь коллективное осознание хрупкости такого неприходящего чуда, как жизнь человека и человечества в целом, ощущение постоянной ежесекундной грозной опасности, угрожающей существованию цивилизаций, в том числе и из всепоглощающей бездны Космоса.

Канадского ученого Д. Рассела заинтересовал вопрос: что бы случилось с динозаврами, доживи они до наших дней? Исследовав свыше 300 рептилий, самая маленькая из которых достигала всего 25 см в длину (нейстикозавр), а самая большая (сейсмозавр) – 50 метров, ученый пришел к выводу, способному ошеломить любого человека: на Земле была бы (согласно законам эволюционного развития) цивилизация динозавров!

Известно, что признаками «человека разумного» являются хождение на двух ногах – «прямохождение», благодаря которому по латыни так и называется «хомо эректус» – человек прямоходящий, перпендикулярно отстоящий большой палец на ладонях, позволяющий брать предметы, большой мозг.

И точно такие же признаки Д. Рассел обнаружил у небольшого травоядного (не хищного, но способного и к смешанному питанию) динозавра, близкого к семейству утконосых динозавров. Судя по скелету, он ходил на задних лапах, имел мозг, значительно превышавший по объе­му мозг живших тогда млекопитающих, а передними лапами, служившими ему как руки, он мог брать пищу и предметы, о чем свидетельствует отстоящий перпендикулярно большой палец.

Если бы этот динозавр выжил 65 млн. лет назад и прошел те этапы эволюции, которые прошли млекопитающие – предки человека, то сегодня на планете жили бы разумные существа, даже внешне отдаленно похожие на человека. Д. Рассел смог смоделировать такого «брата по разуму» и предположил, что на Земле теоретически могли бы быть две цивилизации: одна – человеческая – в Старом Свете, а другая – разумных динозавров в Новом.

Известный немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс, рассматривая проблему становления человека, выделил следующие факторы этого:

1. Использование огня и орудий.

2. Появление речи. Радикальное отличие от взаимопонимания животных посредством спонтанного выражения своих ощущений составляет присущая только человеку способность выражать осознаваемый в речи и передаваемый его смысл предметного мира, который является объектом мышления и речи.

3. Способы формирующего человека насилия над самим собой, например, просредством Табу. В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы, напротив, он формирует себя посредством искусства.

4. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически созданных у насекомых.

5. Жизнь, формируемая мифами, формирование жизни посредством образов, подчинение всего существования, семейного уклада, общественного устройства характеру труда и борьбы этим образам, которые в своем бесконечном толковании и углублении по существу являются просто носителями самосознания и осознания своего бытия, дают ощущение уверенности.

Развивая положения К. Ясперса и характеризуя основные особенности цивилизационного процесса, Ортега-и-Гасет отмечал: «Людская масса творит напрямую – из живых и теплых, и движущихся имяреков, делая Мэрилин Монро или Мао. Обилие кумиров – вот главная примета прихода масс в ХХ веке. Постоянное созидание имен – вот, соответственно, и характерное отличие нашего века от предшествующих веков».

Ортега-и-Гасет говорил о приходе масс в жизнь (уже тогда явном) как об основном процессе ХХ века – как о восстании масс. Однако восстания, вообще говоря, не было, был естественный выход на поверхность все более усреднявшейся людской массы. (А восстания, если цепляться к слову, были как раз там, где процесс усреднения почему-либо задерживался или придерживался сверху. Восстания были коррекцией к замедлившейся эволюции.).

Мэрилин Монро – часть самосознания всей Америки. То же для Запада Джон Леннон и его битлы. В сочетании с наукой понадобилось лишь небольшое усилие, и вместо великого физика А. Эйнштейна возник просто Эйнштейн. (С высунутым языком. С парадоксами. И с теорией относительности, переделанной в сказки для взрослых). А в сфере политики возник «вождизм», бич божий, цивилизационные проявления этого:

Вдруг – и все кричат:

– Керенский!

Или:

– Фидель! Фидель!.. – и образ создан, слеплен, и хоть бы вы сто раз знали некую истину, отличную от знания толпы, вы ничего не докажете. Вы просто умолкнете в бессилии, почувствовав себя лающей на слона моськой.

А людская масса знай продолжает жить и творить своей подспудной мифологической мощью. Оценочность, как всегда, – не главное. Толпе подчас надо ошибиться. И она выбирает кумира, за которого сама же расплатится кровью и позором. Или – напротив – выбор обернется успехом, славой, обожествлением его надолго.

Известный российский литератор В. Маканин развивает эти положения следующим образом: «Масса сильна, вульгарна. Отбросив одну идею (и хрен с ней!), она завтра может подыскать себе другую. Что ей неудача длиной в семьдесят лет, и что ей крушение образа Ленина (тем более, Сталина, матроса Железняка и самой «Авроры» с ее знаменитым залпом) – что ей, если впереди ХХI век, и она сможет, придя в себя, выдать еще один аналог веры, и опять же на пробу?

И Гитлер для немцев был, разумеется, не только Гитлер, но и попытка создать (созидать) новый порядок в Германии. (Так перекликающийся с нашей попыткой создать нового, советского человека, построить новый мир… Ну, да. Грубо получилось. Жестоко. И кровищи сколь­ко. Грубая работа.)». История – не дама с сантиментами!

Квазирелигии сотрясли мир в двадцатом столетии, интеллектуал растерялся. Готовый как-то смириться с издержками прогресса и даже с истощением недр, гомо сапиенс не ожидал проявления столь взбесившихся масс.

Термин «цивилизация» введен сравнительно недавно – около двух столетий назад – французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй. Но вскоре этому быстро привившемуся понятию стали придавать совершенно различное значение. Так, американский антрополог Л. Морган и вслед за ним Ф. Энгельс определяли цивилизацию как стадию развития человеческою общества, которая наступила вслед за дикостью и варварством и характеризовалась упорядоченностью общественного строя, возникновением классов, государства, частной собственности. О. Шпенглер понимал под цивилизацией фазу заката культурно-исторического типа, его разложения, употреблял этот термин в негативном смысле. А. Тойнби писал о локальных цивилизациях как различных культурно-исторических системах, рассматривая их как динамические образования эволюционного типа. Сейчас стало модным говорить о развитых демократических странах как о цивилизованном мире, в отличие от тоталитарных или диктаторских режимов.

Известный ученый П. Сорокин, анализируя содержание работ А. Тойнби по истории цивилизаций, отмечает: «Теорию цивилизаций А. Тойнби можно рассматривать как кульминацию тех теоретических разработок, которые были проделаны Н. Данилевским и О. Шпенглером. Она была осуществлена независимо от их работ, основана на несравненно более широком историческом материале и является подлинным шедевром исторического и макросоциологического знания».

А. Тойнби начинает свое исследование с тезиса о том, что истинной областью исторического знания является не описание отдельных событий, сближенных в пространстве или времени, не история государств или политических систем или же человечества в целом, а «цивилизация» в ее религиозных, территориальных и политических характеристиках. Прежде всего, он рассматривает проблемы, связанные с зарождением цивилизаций.

Рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие среды, которая не является ни слишком неблагоприятной, ни слишком благоприятной. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях представляет собой взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая среда непрерывно бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство успешно отвечает на вызов и находит решение проблемы. Затем следует новый вызов и новый успешный ответ и т.д. В таких условиях покою места нет, общество постоянно находится в движении, которое и приводит его к цивилизации.

Следующий круг проблем связан с ростом цивилизаций. По мнению А. Тойнби, рост цивилизации не сопровождается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом, ни усилением господства над природным окружением. Ученый не видит связи между техническим прогрессом и развитием цивилизации. Подлинный рост цивилизации, по А. Тойнби, – это постоянный и кумулятивный процесс ее внутреннего самоопределения и самовыражения, так называемая этерализация ее ценностей (возвышение) и усложнение ее аппарата и технологий. С точки зрения межсоциальных и межличностных отношений рост цивилизации – это непрерывный творческий «уход и возвращение» харизматического меньшинства общества в процессе постоянно обновляющихся успешных ответов на новые вызовы среды.

Растущая цивилизация являет собой единство. Ее структура состоит из творческого меньшинства, которому подражает и за которым добровольно следует большинство, – так называемый внутренний пролетариат данного общества и внешний пролетариат, представленный соседними варварскими народами. В таком обществе нет братоубийственной борьбы, жесткого социального размежевания. Это общество отмечено духом солидарности. Растущая цивилизация разворачивает свои потенции, различные для разных цивилизаций: эстетические – в античной, религиозные – в индийской, научно-механистические – в западной цивилизации и т.д.

Третий круг проблем связан с надломом и разложением цивилизаций. Не менее шестнадцати из тех двадцати шести существовавших, которые насчитал А. Тойнби, прекратили свое существование, а из оставшихся восьми семь находятся под угрозой уничтожения или ассимиляции с западной цивилизацией.

Основное отличие стадии роста от стадии разложения цивилизации состоит в том, что на стадии роста общество находит успешный ответ на постоянно возобновляющиеся вызовы, а на стадии дезинтеграции оно неспособно справиться с вызовом. Заключение историка состоит в том, что цивилизации гибнут не от внешнего врага, а от своих собственных рук. Стадия надлома характеризуется следующими тремя моментами: недостатком созидательной силы у творческого меньшинства, отказом большинства подражать меньшинству и вытекающим из этого распадом социального единства в обществе. Для удержания своего прежнего положения, которое оно отныне уже не заслуживает, господствующее меньшинство вынуждено прибегать к силе. Создаются универсальные государства наподобие Римской империи, использованной античным господствующим меньшинством как средство самосохранения и сохранения цивилизации.

Стадия упадка состоит из надлома, разложения и гибели цивилизации. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Большинство цивилизаций оказалось обречено на гибель. Что касается западной цивилизации, то, несмотря на все присущие ей симптомы надлома и разложения, автор все же оставляет надежду на избавление.

Внутренний пролетариат на этом этапе отпадает от господствующего меньшинства, в его среде усиливается недовольство и растут движения протеста, что зачастую приводит к формированию универсальной церкви, например, христианства или буддизма. Универсальное государство, созданное господствующим меньшинством, обречено на гибель. Однако универсальная церковь, создаваемая внутренним пролетариатом, например, христианство, становится мостом и основой для новой цивилизации. В период цивилизационного кризиса внешний пролетариат организуется и начинает нападать на разлагающуюся цивилизацию, вместо того чтобы стремиться присоединиться к ней.

Таким образом, раскол поражает и тело, и душу цивилизации. Усиление беспорядков и братоубийственных войн ведет к ее разрушению. Раскол в душе проявляется в глубоких изменениях в самом менталитете и поведении членов распадающегося общества. Возникают четыре типа «спасителя»: архаичный, футуристический (спаситель с мечом), бесстрастный стоик и, наконец, преображенный религиозный спаситель, связанный со сверхчувственным миром Бога.

Но ничто не может остановить процесс распада. Единственный плодотворный выход – путь преображения, означающий перенос целей и ценностей в сверхчувственное Царство Божие. Это может стать семенем для рождения новой цивилизации, которая будет шагом вперед в вечном процессе восхождения человека к Сверхчеловеку и Града Человеческого к Граду Божиему как предельным пунктам движения.

Американский социолог С. Хантингтон так определяет понятие цивилизации: «Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины – все они обладают особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности… Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации: так житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека Западного мира. Цивилизация – это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит».

Тойнби же полагал, что цивилизация есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев – словом в области культуры». И если у Хантингтона цивилизация – это культура, дошедшая до естественных границ своего распространения, то у Тойнби под цивилизацией понимается «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны». Именно эти пределы во времени, пространстве, культуре дают интеллигибельную единицу цивилизации, например, «если вы идете от Греции, Сербии или России, пытаясь понять их историю, вы приходите к православному христианству или византийскому миру». Таким образом, и для Тойнби цивилизация – это достигшая пределов самоидентификации культура.

«Война и классы, – отмечает А. Тойнби, – сопровождают нас с тех времен, когда первые цивилизации поднялись над уровнем примитивного человеческого бытия, а было это около 5–6 тысяч лет назад, и с тех пор эти две категории всегда представляли собой серьезную проблему. Из примерно 20 цивилизаций, известных современным западным историкам, все, кроме нынешней, уже мертвы или отживают свой век, и когда мы ставим диагноз любой из них, в конце ли существования или посмертно, мы неизменно находим, что причиной гибели явилась или война, или классовая борьба, или комбинация обеих причин». В настоящее же время «не отмененные, а напротив, крайне возбужденные, как и вся остальная жизнь человечества, своим физическим могуществом, классы способны теперь полностью разложить общество, а война – уничтожить человеческий род целиком. Пороки, бывшие до сих пор просто постыдными и мучительными, превратились теперь в нестерпимые и смертельные…». «Визитная карточка» той или иной цивилизации – наиболее «яркие» представители правящей элиты, лидеры науки и культуры.

О. Тоффлер, рассматривая основополагающие закономерности исто­рического процесса развития цивилизаций, писал в работе «Столкновение с будущим»: «Если последние 50 тыс. лет существования человека измерить числом поколений, каждое с продолжительностью жизни порядка 62 лет, то всего получится около 800 таких поколений. Из них 650 провели свою жизнь в пещерах. Только при жизни последних 70 поколений оказалось возможным осуществлять – благодаря появлению письменности – эффективную связь между поколениями. Лишь на протяжении жизни последних 8 поколений массы людей познакомились с печатным словом. Только при жизни 6 последних поколений люди научились более или менее точно измерять время. Лишь последние 3 поколения пользовались электромотором. А подавляющее большинство всех материальных ценностей произведено на протяжении жизни нынешнего, 800-го поколения.

Примерно половина всей энергии, потребленной человечеством на протяжении последних 2 тыс. лет, приходится на ХХ столетие. За 6 тыс. лет до нашей эры самым быстрым видом транспорта был караван верблюдов, передвигавшийся со средней скоростью 8 миль в час. Только к 1600 году до н.э. люди изобрели колесницу – 20 миль в час. Появившийся в 1825 году паровоз развивал максимальную скорость 13 миль в час. Лишь к 80-м годам XIX века паровоз развил скорость 100 миль в час – для установления этого рекорда потребовались миллионы лет, а для того, чтобы увеличить его в 4 раза – 58 лет (самолет – 400 миль в час). Через 25 лет рекорд был удвоен. А к концу 60-х годов самолет реактивный развил скорость в 4 тыс. миль в час, а космонавты облетают Землю на скорости 18 тыс. миль в час.

В. Кутырев весьма своеобразно изображает пирамиду цивилизационного развития человечества, культуры и нравственности: «Одна дилетантская реминисценция об изменении роли тела в культуре. Оно шло снизу вверх.

Первобытная культура озабочена обузданием зоологизма, борьбой с инцестом, регулированием брачных, кровнородственных отношений. Культ фаллоса. Мир вращается вокруг гениталий. Человек-чресла.

Потом проблема живота. Жизнь и живот, прокормление, еда – почти тождественны. Вырастить ребенка – значит воспитать его в буквальном смысле слова. Мир лежит на брюхе. Человек-живот.

В Новое время на первом плане грудь, человеческие чувства, страдания плоти, борьба страстей. Сенсуализм и сентиментализм – любовь. Волнения души. Мир прижат к груди. Человек-сердце.

Сейчас центром тела стала голова. Торжество расчета, рациональности. Интеллектуализм, церебрализация. Мир стоит на голове. Че­ловек-мозг.

Дальше у нас нет органов. Кончились. Далее киборг, искусственный интеллект, самоотрицание в пользу Другого».

Вершина технического развития современной цивилизации – Западная Европа и США. Каковы же морально-нравственные вершины этой цивилизации?

Аристократический район Нью-Йорка, рубеж 2 и 3 тысячелетия, престижный ресторан, избранная публика: «Каждая официантка здесь – в короткой сетчатой рубашке, с собачим ошейником вместо воротника… В этот уникальный ресторан, что в Нью-Йорке в районе Манхеттена, вечерами съезжаются не гурманы и не любители спокойного отдыха, а поклонники… садо-мазохизма. Не случайно, как пишет немецкая газета «Бильд», это заведение именуется под названием одного из романов французского писателя маркиза де Сада – «Ля нувель Жюстин».

Помимо кружки пива или бокала шампанского здесь можно заказать коктейль «Мазохист», и официантка Бьянка тут же смачно согреет вас плетью. Всего 20 долларов хватит на то, чтобы вызвать персонального, «столового» раба: он почистит или даже вылижет вашу обувь, будет ползать вокруг вас на четвереньках.

Говорят, этот ресторан – последний «писк» для богатых. Пожалуй, ведь от такого «развлечения» как не запищать?!

По этому поводу В. Кунырев замечает: «Взрыв эротики, порнографии, вообще «сексуальная революция», выражающаяся в основном в сексуальной мифологии, – это последние патроны (или, лучше сказать, «пистоны») жизни в борьбе с обесчувствлеванием человека. Более тонкие формы воздействия до него «не доходят». Аура любви истончается, как озоновый слой. Жизнь выдвинула резервы своего главного командования: идет прямая материальна и духовная эксплуатация гениталий. Но и они, окруженные со всех сторон техникой, в том числе «техникой любви», теряют стойкость. И все чаще терпят поражение (импотенция, перверсии, распространение вибраторов, эректоров и т.д.)».

Ницше говорил: «Нам надоел человек», и хотел заменить это слабеющее, больное существо сверхчеловеком. Бестией. Сильным и дерзким зверем. Увы!

Говорят и пишут о засилье секса в культуре. Вместо любви. Был фильм Никиты Михалкова «Раба любви», теперь показывают «Рабыню секса». Символично, но поверхностно. Секс процветает прежде всего на экранах, а не в жизни, не говоря уже о любви, которой не стало и на экранах. Значит, на самом деле мы вступили в эпоху порнографии. Двадцать процентов американских мужчин – импотенты. И сексуальная революция превращается в порнографическую. Все это очень серьезно. Даже печально. Трагично.

Любовь = влечение + дух, это одухотворенная чувственность. Но что происходит, когда дух сжимается до «значительности», превращается в интеллект и информацию? Любовь трансформируется в «интерес». В подглядывание (ученые всегда «подглядывали» за природой). В силу ослабления тела она становится все более изощренной. В силу интеллектуализации духа она становится все более смысловой.

Порнография – это секс и любовь в техногенном мире. Исполняющий обязанности любви у исполняющего обязанности человека.

Не успевая перестроить свой морально-нравственный мир за скоропалительными трансформационными цивилизационными преобразованиями, обитатели цивилизации – жертвы создают при помощи наркотиков, спиртного свой параллельный, виртуальный мир обитания. Как свидетельствует статистика, сегодня в мире насчитывается 48 миллионов официально зарегистрированных наркоманов. В Украине таких «официальных» 65 тысяч. На самом деле «ловцов кайфа» гораздо больше. По подсчетам специалистов, в Украине 400 тысяч наркоманов. 90% из них – молодежь в возрасте до тридцати лет.

Какого-либо противоядия от этого недуга до сих пор так и не нашли. Во многих западных странах медики рассматривают наркоманию как тяжелую болезнь. Бороться с этой напастью не так уж просто. Эффективность лечения даже в лучших клиниках мира составляет не более 40%. Это означает, что, несмотря на все усилия наркологов, психологов и социальных работников, 60 пациентов из 100 возвращаются к прежнему образу жизни. По прогнозам специалистов, к 2000 году количество наркоманов в Украине достигло 2, 5 миллионов человек.

Книга О. Шпенглера «Закат Европы», опубликованная в 1918 г., стала одним из наиболее влиятельных, противоречивых и устойчивых в своей популярности шедевров первой половины ХХ в. в сфере культурной социологии, философии, истории и немецкой философии. В ней автор подчеркивает, что «характерными признаками цивилизации являются космополитизм и города-гиганты, приходящие на смену привязанности к дому, родственными отношениями и отечеству, научный атеизм или мертвая метафизика вместо истинной религии, масса вместо народа, деньги вместо плодородия земли и истинных ценностей, лозунг «хлеба и зрелищ» вместо религиозных и народных праздников, секс вместо материнства. Урбанизация, империализм, культ больших величин, синкретизм, жажда власти, классовая борьба, направленность на внешнее действие, а не на углубленную работу, – вот дополнительные характеристики цивилизационной стадии. В этом состоянии агонии или застоя цивилизации могут существовать еще длительное время. Иногда они могут даже переживать то, что А. Тойнби называет «бабьим летом». Но, в конце концов, они возвращаются, по формулировке Н. Да­ни­левского, в «простой этнографический материал», не имеющий ни истории, ни формы.

В XIV веке арабский ученый Ибн Халдун в своих работах одним из первых поставил проблему цивилизационного устроения общества и с высоты своего далека как бы предупреждал человека и человечество о назревающих проблемах. Он отмечал: «Оседлая городская жизнь ведет к принятию разнообразных прихотей, культивированию соответствующих предметов, распространению ремесел, придающих элегантность различным предметам роскоши. Укоренение привычек к роскоши вызывает стремление к увеличению доходов. Рост многообразия городской жизни ведет к возрастанию расходов. Присущее городской жизни стрем­ление к роскоши подрывает устои хозяйственной деятельности и социального устроения. Как результат усердных, а подчас мучительных попыток удовлетворить потребности, вызванные такими прихотями, возрастают аморальность, злоупотребления, лицемерие, обман – все дозволено ради выгоды, достижимой любыми способами. Люди прибегают к любому мошенничеству для достижения своей цели. Население привыкает ко лжи, азартным играм, мошенничеству, подлогам, воровству, клятвопреступлению и ростовщичеству. Погоня за наслаждением, связанным с роскошью, побуждает многих изведывать все новые формы аморальности, они открыто обсуждают их, отбрасывая всякую воздержанность». Характеризуя цивилизацию городов, Ибн Халдун отмечал: «Город изобилует всякого рода низкими людьми с порочными наклонностями. Они прибегают ко всякого рода уловкам и обману, чтобы защититься от наказаний за свои пагубные дела. В конце концов, все это входит в привычку и становится чертой характера».

От Ибн Халдуна отмахнулись как от назойливо-беспокойного мудреца, волнующего окружающих надуманными проблемами. Однако последние от этого никуда не исчезли, не стали менее актуальными, и через призму веков еще более обострились, стали неотложно-злобо­дневными.

Один из видных представителей греческой культуры Софокл, размышляя об основах цивилизаций Homo sapiens, отмечал в трагедии «Антигона»:

Много в природе дивных сил.

Но сильней человека – нет:

Он под вьюги мятежный вой

Смело за море держит путь;

Кругом вздымаются волны –

Над ними струг плывет…

 

Развивая концепцию А. Тойнби, К. Ясперс подчеркивал: «Человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира».

Дж. Хорд, рассматривая основы цивилизации Homo sapiens, отмечал: «Ядро и определяющее начало каждой цивилизации составляет система формального знания. Понятие «система формальною знания» представляется достаточно определенным.

Всякой системе формального знания присущ значительный уровень всеобщности, а претензии на универсализм неизменно присущи тем системам, которые можно рассматривать как ключ к цивилизации в целом. Рассмотрим три компонента, часто используемые при классификации знаний: философию, науку и религию. На каком основании мы разделяем эти три различных типа знаний? Философия – это систематизированное рассмотрение отношений между человеком и миром, и тем самым она по сути своей человекоцентрична. Наука – это систематизированное рассмотрение отношении между природой и универсумом, и поэтому наука глубоко природоцентрична. Вместе с тем, религия может включать в себя как философию, так и науку и соединять их по своим правилам.

Может ли цивилизация быть построена на основе собственно научных принципов? Допустить такую возможность крайне трудно. Хотя экспериментальная наука – одна из доминирующих систем формального знания в современном мире, она всегда является вспомогательным, а не главным фактором устроения цивилизации. Вряд ли даже позитивисты стремились до конца следовать философским выводам об абсолютном торжестве науки.

Может ли цивилизация быть построена исключительно на основе религии? Можно ли считать, что все системы формального знания имеют религиозный характер? Очевидно, что нет. И здесь мы сталкиваемся с необходимостью множественных систем формального знания. Обращение к материалам Индии, Китая, средневековой Европы или же США (христианство, экспериментальная наука и национализм) покажет нам наличие такой множественности.

Ядро системы формального знания составляют стержневые и неизменные элементы системы, которые мы назовем Заветом. Завет – набор исходных положений, не подлежащих сомнению и опровержению, но разделяемых, по существу, всеми членами данной цивилизации. Когда исходные верования перестают быть достоянием, убеждением всех, система формального знания слабеет, а когда верования, консти­туирующие цивилизацию, не разделяются ее членами, социальные связи рвутся, общество переживает надлом и проявляет готовность к усвоению новой системы формального знания, которая может радикально отличаться от прежней. Подобные процессы происходили в Европе на закате средних веков.

Три промежуточных слоя между Заветом и конкретными компонентами общества (институтами, семьями, индивидами и т.д.) составляют закон, ритуал и миф. Наиболее непосредственно затрагивает жизнь людей миф. Миф можно представить как передачу постоянных установок цивилизации в действенных правилах, формирующих поведение членов общества. Миф определяет ролевые модели поведения. Одним из признаков жизнеспособной и развивающейся цивилизации является ее способность создавать и поддерживать новые мифы, отвечающие новым условиям. И, напротив, смерть мифа означает крушение общества.

Необходимо отметить, что при всем многообразии составляющих различных цивилизаций, им присущи элементы высшего единения, ибо свобода духа невозможна без единства цивилизации. Эти два понятия неразрывны. Свобода духа умирает в национальных, социальных или иных границах. Единой цивилизации нет без понимания того, что чужих пророков не бывает. Истины, выстраданные и осознанные даже на другом конце света, нужны всем, и в этом заключается залог развития человечества.

В вышедшей в 1968 году книге А. Сахарова «Третья мировая война» автор поставил себе целью с наибольшей доступной ему убедительностью и откровенностью изложить два тезиса, которые разделялись очень многими людьми во всем мире. Суть этих тезисов:

«1. Разобщенность человечества угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане «массовой культуры» и в тисках бюрократизированного догматизма; распространение массовых мифов, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете.

Перед лицом опасности любое действие, увеличивающее разобщенность человечества, любая проповедь несовместимости мировых идеологий и наций – безумие, преступление. Лишь всемирное сотрудничество в условиях интеллектуальной свободы, высоких нравственных идеалов социализма и труда, с устранением факторов догматизма и давления скрытых интересов господствующих классов отвечает интересам сохранения цивилизации.

Миллионы людей во всем мире стремятся покончить с нищетой, ненавидят угнетение, догматизм и демагогию (и их крайнее выражение – расизм, фашизм, сталинизм и маоизм), верят в прогресс на основе использования в условиях социальной справедливости и интеллектуальной свободы всего положительного опыта, накопленного человечеством.

2. Второй основной тезис: человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода – свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли – единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами, которые в руках коварных лицемеров-демагогов легко превращаются в кровавую диктатуру. Это – единственная гарантия осуществимости научно-демократического подхода к политике, экономике и культуре.

Но свобода мысли в современном обществе находится под тройной угрозой: со стороны опиума массовой культуры, со стороны трусливой и эгоистической мещанской идеологии, со стороны окостенелого догматизма бюрократической олигархии и ее излюбленного оружия – идеологической цензуры. Поэтому свобода мысли нуждается в защите всех мыслящих и честных людей. Это задача не только интеллигенции, но и всех слоев общества, и в особенности наиболее активной и организованной его прослойки – рабочего класса. Мировые опасности войны, голода, культа, бюрократизма – это опасности для всего человечества, для всех цивилизаций».


 

Власть по своей природе как феномен – монстр, чудовище. Человек же свободен настолько, насколько он свободен

внутри.

М. Захаров

Знающий людей разумен, а знающий себя – прозорлив. Побеждающий других силен, а побеждающий себя –

могущественен. Довольствующийся

самим собой – богач. То, что сжимается – расширяется. То, что ослабевает – усиливается. То, что уничтожается – восстанавливается. Мягкое побеждает твердое, слабое – сильное.

 

Лао-цзы. Тао-те-кинг

Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень. Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью. Что бы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать еще хуже.

 

Дхоммапада (Буддизм.

Четыре благородных истины)

Да будут прокляты эти интересы

цивилизации,

и даже самая цивилизация, если для

сохранения

ее необходимо сдирать с людей кожу.

Ф.М. Достоевский






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.