Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерная схема занятия






В начале занятия преподаватель кратко характеризует актуальность изучаемой те­мы, знакомит с главными задачами и напоминает план проведения практического занятия.

Далее проводится тестирование базового уровня знаний студентов с применением тематических тестов. Студенты, неправильно решившие большинство этих заданий, по­лучают неудовлетворительную оценку с последующей отработкой темы этого занятия.

Студенты под контролем преподавателя курируют больных по теме занятия, поэтому при подготовке к занятию студенты должны проду­мать методику сбора анамнеза и особенности объективного исследо­вания больных.

При разборе курируемых больных необходимо кратко охарактеризовать основные клинические признаки заболевания, при сборе анамнеза обратить внимание на значение предрасполагающих факторов в развитии заболевания, длительность заболевания, его течение и т.д. Следует подчеркнуть важность лабораторных исследований, динамического наблюдения в стационаре. При объективном исследовании обращается внимание студентов на общее состояние больного, наличие местных признаков заболевания.

Особое внимание уделяется проведению специальных диагностических и инструментальных методов исследования: осмотр и пальпация молочных желез, маммография, УЗИ молочных желез, биопсия.

Проводится опрос в соответствии со списком тематических вопросов для подготовки к занятию. После опроса обсуждаются недостаточно ясные и наиболее сложные вопросы.

Просмотр учебных видеофильмов, наборов рентгенограмм, сонограмм и др.

Для контроля усвоения изученного материала предлагается решить следующие контролирующие задания.

 

№1

Больная 50 лет обратилась к хирургу поликлиники с жалобами на выделение крови из соска при надавливании на него. Месяц назад заметила на бюстгальтере в зоне прилегания соска бурые пятна. В анамнезе две беременности, которые закончились абортами. В настоящее время менопауза.

Объективно: при осмотре молочная железа обычной формы, пальпаторно мягкая. При надавливании на нижневнутренний квадрант ближе к соску появляются кровянистые выделения из соска.

Ваш диагноз? Методы обследования? Лечебная тактика?

№2

Женщина 32 лет обратилась к хирургу с жалобами на боли в молочных железах, их набухание перед месячными. Боли в молочных железах беспокоят около 5 лет. В последний год заметила появление выделений из соска зеленоватого цвета. После месячных боли в железах исчезают. Беременностей не было.

Объективно: при осмотре определяется грубая дольчатость желез, их тяжистость. Подмышечные лимфоузлы плотные болезненные, спаянные между собой. Температура тела держится в течение недели до 380С.

Ваш диагноз? Дополнительные методы исследования для уточнения

диагноза? Лечебная тактика?

№3

Больная 20 лет обратилась к хирургу по поводу округлого образования в правой молочной железе, которое она сама прощупала два года назад, за медицинской помощью не обращалась. В детском возрасте болела туберкулезом легких, по поводу которого проходила лечение в противотуберкулезном диспансере. В настоящее время снята с учета.

Объективно: у больной беременность 30 недель. При пальпации в правой молочной железе определяется узел размером 2х2 см, плотный, подвижный, безболезненный. В положении лежа узел определяется менее четко(симптом Кенига отрицательный), выделений из соска нет, подмышечные лимфоузлы не увеличены.

Ваш диагноз? Методы обследования? Лечебная тактика?

№4

Больная 30 лет обратилась к хирургу с жалобами на наличие в левой молочной железе плотного болезненного образования, которое в последние две недели стало быстро увеличиваться. Впервые больная обнаружила узел в этой железе 3 года назад, но к врачу не обращалась. В настоящее время у больной беременность 35 недель.

Объективно: в верхнем квадранте левой молочной железы определяется опухоль 5х5 см плотная, слегка болезненная, без четких границ. Подмышечные лимфоузлы увеличены и болезненны.

Ваш диагноз? Методы обследования? Лечебная тактика?

№5

Женщина 28 лет жалуется на наличие опухолевидного образования в левой подмышечной области, которое перед месячными становится более плотным и слегка болезненным. Заметила его около 10 лет назад, но к врачу не обращалась.

Объективно: образование округлой формы диаметром 4 см, мягкоэластической консистенции, дольчатое.

Ваш диагноз? Методы обследования? Лечебная тактика?

 

Ответы:

№1

Диагноз: Необходимо думать о внутрипротоковой аденоме – болезни Минца. Методы обследования: УЗИ, цитология мазка, дуктография, МРТ.

Тактика: консультация онколога, оперативное лечение.

№2

Диагноз: клинически больше данных за фиброзно-кистозную мастопатию молочных желез, подмышечный лимфаденит.

Методы обследования: УЗИ, цитология мазка, дуктография, МРТ.

Тактика: консервативное лечение мастопатии у мамолога, лечения лимфаденита у хирурга, при необходимости консультация онколога.

№3

Диагноз: фиброаденома молочной железы. Беременность 30 недель.

Методы обследования: УЗИ молочной железы, тонкоигольная биопсия, МРТ. Тактика: консультация онколога, секторальная резекция молочной железы в онкодиспансере.

№4

Диагноз: подозрение на рак молочной железы. Беременность 35 недель.

Методы обследования: УЗИ молочной железы, маммография, МРТ, тонкоигольная биопсия, рентгенография грудной клетки.

Тактика: консультация онколога. При подтверждении диагноза лечение в онкодиспансере после родоразрешения. Предполагаются хирургическое лечение, химио- и лучевая терапия.

№5

Диагноз: Добавочная молочная железа. Дообследование – УЗИ.

Тактика: удаление добавочной молочной железы, т.к. возможна ее малигнизация.

 

Преподаватель подводит итог проведенного занятия, выставляет оценки и дает задание на самоподготовку к следующему занятию.

 

 

Основная литература

1. Хирургические болезни: учебник для студ. мед. вузов / М. И. Кузин [и др.]; ред. М. И. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2006. - 779 с.

Хирургические болезни: учебник / под ред. М. И. Кузина; [М. И. Кузин, О. С. Шкроб, Н. М. Кузин и др.], 2000. - 640 с.

2. Хирургические болезни [Электронный ресурс]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. Ф. Черноусов [и др.]; под ред. А. Ф. Черноусова. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 664 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412787.html

Дополнительная литература.

1. Хирургические болезни [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. И. Кириенко [и др.]. - М.: Гэотар Медиа, 2011. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420393.html

2. Руководство по факультетской хирургии [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / А. В. Бельков. - М.: Медицина, 2009. - 494 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034403.html

3. Избранные лекции по клинической хирургии: курс лекций / [Н. Г. Гатауллин, Н. Г. Сибагатуллин, Р. П. Козленко и др.]; Под ред.: В. В. Плечева, В. М. Тимербулатова; Башк. гос. мед. ун-т. - Уфа: БГМУ, 1996. - 183 с.

 

Автор методической разработки Л.Р.Аитова

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.