Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование лидерства в отечественной психологии






Существующее многообразие социально-психологических явлений порождается многообразием человеческих общностей с их не менее многообразным миром человеческих отношений и взаимоотношений. При этом выделяются три наиболее крупных блока социально-психологических явлений: массовидные, групповые, личностные. Несмотря на все разнообразие социально-психологических явлений, «основным источником их возникновения является сфера общения между людьми». Следовательно, основой и источником феномена лидерства оказывается процесс общения людей, в котором складываются их социальные потребности в организации своего поведения, деятельности. Возникая как результат общения, лидерство в дальнейшем может быть и стимулом общения, деятельности, формирования определенных межличностных отношений в группе.

В отечественной социальной психологии развитие проблемы лидерства имело достаточно сложный и подчас противоречивый характер. Первыми работами в этой области были исследования С.О. Лозинского, Е.А. Аркина, А.С. Залужного, П.Л. Загоровского и др. В этих работах рассматривались вопросы вожачества, лидерства, главным образом, в детских группах и коллективах, организованных и стихийных. Так, например, педагог С.О. Лозинский исследовал вожачество в группах беспризорников. Более поздние работы по лидерству принадлежат Г.К. Ашину, И.П. Волкову, Н.С. Жеребовой, Р.Л. Кричевскому, Б.Д. Парыгину, Л.И. Уманскому и др. [6, 8].

Проблемы малых групп и контактных коллективов неизбежно приводят к групповой дифференциации, к распределению обязанностей и ответственности в группе, что, в свою очередь, позволяет заметить роль лидеров, организаторов. Кроме того, структура и динамика самих групп обусловливает необходимость эффективно решать вопросы управления, руководства в этих группах. Управление и руководство различными видами групповой деятельности осуществляется «как стихийно, так и не стихийно складывающимися формами руководства. В первом случае это лидерство, во втором - официальное руководство в рамках социальной организации» [3]. Разработка вопросов лидерства в отечественной психологии в настоящее время ведется на трех уровнях: теоретико-методологическом, концептуальном и операциональном.

Теоретико-методологический уровень предполагает, прежде всего, соблюдение основных психологических принципов в подходе к проблеме лидерства. Ведущие специалисты при анализе ее исходят из принципов единства сознания и деятельности, детерминизма, опосредованности. Основным системообразующим признаком лидерства является категория взаимодействия, предполагающая взаимное активное отношение и поведение участников. Поэтому лидерство рассматривается как вторичное, производное явление, как результат взаимодействия участников группы, и представляется структурно-функциональной характеристикой данной группы. Отражая структуру малой группы, лидерство опосредованно несет информацию о ее статических свойствах. Лидерство, рассматриваемое в функциональном аспекте, несет информацию о динамических свойствах групповой организации. Родовым понятием по отношению к проблеме лидерства является категория управления, общее представление о котором заимствовано из кибернетики.

В.Г. Афанасьев выделяет следующие основные черты, присущие управлению: во-первых, оно носит антиэнтропийный характер; во-вторых, всегда можно выделить управляемую и управляющую системы (в применении к общественным системам они обозначаются как объект и субъект управления); и, в-третьих, оно строится на принципе обратной связи. Малая социальная группа является элементарной единицей общественной организации. Процесс управления в малой группе приобретает черты, свойственные управлению обществом в целом, с одной стороны, и имеет собственные, социально-психологические особенности - с другой. Процесс управления в малых группах необходимо рассматривать как многоуровневый процесс реализации управленческих воздействий. В малых группах и контактных коллективах лидерство может рассматриваться как психологический уровень их организации, в котором реализуются частные управленческие воздействия [7].

Методология изучения проблемы лидерства требует учета и анализа объективных потребностей общественной организации и жизни общества в целом, учета и анализа потребностей, целей самой группы и потребностей, интересов индивидов, составляющих данную группу.

Концептуальный уровень подхода к проблеме лидерства в отечественной психологии представлен двумя основными позициями. В первой из них рассматриваются преимущественно динамические, функциональные характеристики лидерства в рамках групповой организации. И.П. Волков, Н.С. Жеребова, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин и другие исследователи понимают лидерство как процесс и способ организации групповой деятельности, направленный на достижение целей в «оптимальные сроки и с оптимальным эффектом» [11]. Принцип детерминизма обнаруживает себя в лидерстве в том, что лидерство как социально-психологический феномен задается объективно существующими реальными социально-экономичес-кими отношениями в обществе. Но природа лидерства включает и отражает субъективный момент - интересы, потребности личностей, участвующих в групповой деятельности, их индивидуально-психологические особенности. Со второй позиции рассматриваются преимущественно структурные, статические характеристики лидерства в групповой организации. Лидерство понимается, прежде всего, как некоторое общее качество группы, которое, с одной стороны, тесно связано с другими ее качествами, «а с другой - может характеризовать не только группу в целом, но и рассматриваться через каждую из ее подструктур».

Следует указать еще на одну точку зрения (в рамках концептуального уровня) в понимании лидерства. А.В. Петровский и В.В. Шпалинский рассматривают лидерство как способ групповой дифференциации. Они подчеркивают процессуальность лидерства. Вместе с тем лидерский процесс, по их мнению, касается только структурных элементов группы, дифференцирует участников групповой деятельности по статусам: высоким - низким, причем каждый член группы имеет «возможность изменить свой статус в лучшую сторону, приобрести уважение, авторитет и признание товарищей». Этот подход несколько ограничивает возможности лидерства в вопросах организации групповой деятельности в отличие от первой концепции, представители которой подчеркивают сквозной механизм лидерства в процессе организации групповой деятельности, направленной на достижение групповых целей.

Операциональный уровень анализа отечественных исследований лидерства позволяет заметить следующее. Достаточно полно изучены типы и стили лидерства в разных видах групповой деятельности и эффективность того или иного стиля в зависимости от ориентации группы на достижение успеха или участив в деятельности, от типа и содержания задач групповой деятельности [10]. Наиболее полная типология лидерства с учетом трех критериев - содержания, стиля и характера деятельности - предлагается в работе Б.Д. Парыгина «Основы социально-психологической теории». Исследованы вопросы структуры и механизмов лидерства, особенности поведения и социальной перцепции лидеров, личность лидера и функции лидерства в групповой деятельности. Недостаточно изучены вопросы лидерства в группах с девиантным (отклоняющимся) поведением, продуктивность вклада лидера и ведомых в решение групповой задачи в естественных условиях групповой деятельности.

Подводя некоторый итог, можно заметить, что проблема лидерства изучается в отечественной психологии достаточно полно, и, тем не менее, общей теории лидерства пока нет. Несмотря на огромное количество экспериментальных работ по различным аспектам лидерства, мало еще обобщающих работ и нельзя считать проблему лидерства в равной мере изученной в теоретическом, экспериментальном и прикладном отношении. Наиболее существенный вклад в ее разработку в отечественной психологии сделан Е.С. Кузьминым, Б.Д. Парыгиным, Л.И. Уманским с их сотрудниками и последователями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.