Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В сетях секты






Общины, о которых пойдет речь в этом параграфе, называют тоталитарными сектами или деструктивными культами. Секты - сообщества, отделенные («отсеченные») от общей человеческой культуры и опыта, занявшие позицию отрицания принимаемых большинством норм, традиций и ценностей. Секту не следует смешивать с ересью. Ересь - отклонение от норм господствующей церкви, взгляды, противоречащие церковным догматам. Секту сплачивают не только особые взгляды, не они имеют первенствующее значение.

«Секта» - довольно широкое понятие. В разговоре, да и в публикациях, говоря о тоталитарных сектах, часто для краткости не уточняют, о каких именно сектах идет речь. Тоталитарными их называют, потому что в них существует тоталитарный режим - лидеру секты или руководящей верхушке принадлежит полная власть над последователями («тотальный» значит весь, полный, целый). В таких сектах установлен полный контроль над поведением, сознанием, получением информации из внешнего мира, всем образом жизни.

Культ обычно понимают как полную преданность какому-либо учению (религиозному, философскому) или программе (политической, экономической, художественной), а также преклонение перед кем-либо, почитание кого-либо. Последователи той или иной традиционной религии поклоняются Богу. Такие религии нацеливают человека на постоянную внутреннюю работу, способствуют единению всех членов общества, поддерживают семейные ценности. Последователи традиционных культов, как правило, с уважением относятся к государству и его представителям. Служители церкви дают ориентиры духовного развития, не пытаясь регламентировать жизнь каждого прихожанина - кому, где и сколько работать, сколько отдыхать, с кем вступать в брак и т.д.

Деструктивные культы - организации с жесткой иерархией и авторитарным руководством, в которых практикуется: а) обманная вербовка новых членов; б) контроль сознания членов, запугивание и психологическое давление; в) отрицание существующих религиозных, культурных и нравственных ценностей, традиционного образа жизни людей; г) агрессивное отношение к внешнему социальному окружению, ко всем, кто не входит в секту.

Последователи деструктивных культов выступают против употребления понятий «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Их больше устраивает термин «нетрадиционное религиозное образование». Нетрудно понять почему это так. Религиозные организации, в отличие от коммерческих, имеют ряд финансовых льгот, которые позволяют преумножать богатство культовой группы. Слово «нетрадиционный» весьма привлекательно, особенно для молодых людей. Но главное - словосочетание «нетрадиционное религиозное образование» ничего не проясняет и поэтому не имеет негативного оттенка.

В деструктивных культах поклонение Богу заменяется поклонением «богоподобному лидеру». Лидеры деструктивных культов внушают своим последователям идеи превосходства членов культа над окружающими, уверяют во враждебности окружения, нередко провоцируют государство на репрессивные меры в отношении своих членов. Называясь религиозными организации, по существу являются псевдорелигиозными. Мировые религии способствуют духовному обогащению личности, гармонизации ее внутреннего мира, выбору жизненных целей, не противоречащих целям общества.

Деструктивные культы в настоящее время широко распространены в России. Например, в Петербурге зарегистрировано (данные 1998 года) более 100 нетрадиционных религиозных организаций, около четверти которых относят к деструктивным культам. В Москве по некоторым оценкам в 1994 году в каких-либо деструктивных культах состояли 100 тысяч человек. Многие из этих людей потеряны для общества: они порвали с семьями, уничтожили свои документы, распродали имущество, квартиры и полностью посвятили свою жизнь тоталитарной секте. Вернуть их к нормальной жизни очень сложно.

Намеренно не будем приводить перечня культовых организаций. Во-первых, дело в том, что не все деструктивные культы причисляют себя к религиозным группам, нередко именуя себя оздоровительными, развивающими, образовательными, тренинговыми, психотерапевтическими группами, благотворительными организациями. Заявляемые ими цели деятельности (официально) также весьма различны: «духовная практика», «развитие личной силы», «психическое самосовершенствование (расширение сознания, развитие чувствительности или умений управлять психической энергией...)», «изучение определенного философского течения», «освоение нового подхода к оздоровлению души и тела», «познание космических истин», «спасение человечества от страданий», и т.п. По одному лишь названию никакого представления о сути культа составить невозможно.

Во-вторых, весьма настороженно стоит относиться к любым, направленным на вас, попыткам группового порабощения - как со стороны известных культовых групп, так и новообразованных.

(Материал взят из работы Л.В.Куликова – «Ваш психологический советник. – СПб.: Ид-во СПбГУ, 2006»).

Любовное «помешательство»

Влечения чело­века имеют три источника: ум, душу и тело. Влечение ума порождает уважение, влечение души порождает дружбу, влечение тела порожда­ет желание. Слияние трех влечений порождает любовь.

Влюбленность отличается от любви тем, что в ней этого слияния нет. Во влюбленности есть одно-два из трех необходи­мых для любви влечений, заключенных в приведенной выше древней формуле. Недолговечность влюбленности объясняется отсутствием других источников триады.

В начальный период влюбленности большинство людей невольно стараются быть лучше, проявлять свои положительные качества. Не­достатки партнера трудно увидеть и но этой причине, и вследствие особенностей нашего романтического восприятия избранника (эффект «розовых очков») в этот период. В любой ситуации, когда человек хо­чет понравиться, он не выставляет свои острые углы, не рассказывает о своих недостатках, а стремится выглядеть спокойным и уравнове­шенным. Такие люди в любом случае притягивают больше, чем нерв­ные, «дерганые», измученные недовольством собой и другими. Под спокойствием угадывается сила. Теплое отношение сильного челове­ка рождает надежду найти эмоциональную поддержку и опору.

В большинстве случаев влюбленность возникает не как следствие разлада в душе. Тем не менее, замечено: чем меньше гар­монии в душе, тем сильнее может быть влюбленность. При этом влюбленность кажется большим спасательным кругом, а на самом де­ле лишь на время заслоняет нерешенные проблемы личности. В раз­гар влюбленности человек бросается в океан страсти, целиком отда­вая себя чувству, а по сути, нередко отдавая себя во власть другого и... перекладывая на него ответственность за себя.

«Романтизация» предмета любви может подогреваться обстоятельствами жизненной ситуации: неудачами в деловой сфере (усиленное желание компенсации), не удовлетворенной потребностью в эмоциональном тепле, желанием уйти из родительской семьи, если психологический климат в ней неприемлем. Такой уход из семьи часто прокладывает путь «из болота в лужу» со всеми вытекающими по­следствиями.

Если человек кажется во всем хорошим (слишком хорошим), не имеющим недостатков, то весьма вероятно, что у него есть тщательно скрываемое качество, по его предположению, весьма значимое для вас. «Человек без тени - дьявол».

Поведением человека управляет разум. Но оно никогда не направ­ляется только разумом. В человеке есть немало сил, неподвластных разуму. Трудно сказать, что мощнее - разум или неподвластные ему силы, потому что неизвестно, чем и как измерять одно и другое.

Чем понятнее явление, тем легче его контролировать. Почему так непросто владеть собой в состоянии любовной тоски? Потому что в любви есть тайна, которая человеку непонятна и вряд ли будет когда-либо понятна до конца.

От романтической влюбленности избавиться трудно. Без­умная любовь чаще связана с внутренней несвободой, противоречия­ми, которые могут быть вызваны началом новой стадии развития лич­ности. Вполне возможно, что на новой ступени своего внутреннего роста человек увидит, насколько поведение избранника далеко от то­го, которое рисовалось в мечтах. Но это все впереди.

Социальными нормами нашего общества не одобряется ухажива­ние женщины за мужчиной (явные, инициативные действия в ухажи­вании). Поэтому в неразделенной любви женщине нередко труднее добиваться взаимности. Проблемы при этом в значительной степени уходят внутрь личности, расстраивая душевное здоровье. Однако на­писанное ниже относится к страдающим и того и другого пола.

Признаки любовного помешательства:

все мысли и разговоры сводятся только к любимому, хранятся все самые незначительные вещицы, связанные с любимым;

избранник не успевает сделать шаг первым, даже если собирался позвонить, подойти, начать разговор;

подавленное настроение («Он меня не любит») сменяется эйфорическими ожиданиями, потому что видятся признаки, что отно­шение улучшается («Разве можно не ответить взаимностью на та­кую мою любовь?»);

нарушение привычного уклада жизни;

рабочие обязанности выполняются с большим трудом;

беспокойный сон.

(материал взят из книги Л.В.Куликова – «Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004»).

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.