Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М. К. Мамардашвили






Общая характеристика подросткового возраста

 

Общепсихологической характеристикой подростков является то, что в этом возрасте подросток через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и восхождения может обрести чувство личности (В.С. Мухина, 1998). В психологии традиционно этот возраст называется критическим. Подростковая стадия в развитии индивида соответствует эпохе романтизма и воспроизводит эпоху хаоса, когда природные устремления человека, сталкиваются с требованиями социальной жизни. Согласно его представлениям наиболее характерной чертой подростка является противоречивость поведения, которая может представлять подростковый комплекс.

А.Е. Личко (1983) считал, что этот комплекс «включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно, без достаточных на то причин…Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений, сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанными и оцененными другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием».

С позиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского ключом к проблеме психического развития в подростковом возрасте является проблема интересов (доминант). Это связанно с тем, что в данный возрастной период происходит разрушение и отмирание старых интересов и возникновение новых. Автор выделяет следующие, основные группы «доминант» (интересов):

· эгоцентрическая доминанта – интерес подростка к собственной личности;

· доминанта дали – установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для них гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

· доминанта усилия – тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые проявляются в упрямстве, борьбе против взрослых, протесте и т.п.;

· доминанта романтики – стремление подростка к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму.

Д.Б. Эльконин (1989) считал, что развитие в подростковом возрасте происходит под знаком взросления, которое проявляется в появляющемся у подростков чувстве взрослости - желании, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому. Показателем этого чувства является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок, и отстаивание их, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.

В то же время, В.С. Мухина (1998) отмечает, что в отрочестве подросток обретает чувство взрослой неполноценности, так как психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. «Через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать свое чувство личности».

М. Кле (1990) выделяет следующие задачи развития в подростковом возрасте, сформированные относительно четырех основных сфер:

1. Пубертатное развитие. Реконструкция телесного образа «Я» и построение мужской / женской идентичности; постепенный переход к взрослой сексуальности.

2. Когнитивное развитие. Развитие способности к абстрактному мышлению и расширение временной перспективы.

3. Преобразование социализации. Освобождение от родительской семьи и постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности, лежащее в феномене подросткового самосознания. Осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов, а также осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).

Особенностью подростков является наличие «кризиса отрочества». Сущность его составляет противоречие внутри индивида, в его представлении о самом себе, в его самосознании. В.С. Мухина (1998) отмечает, что отрочество, благодаря потребности познать себя (идентификации с собственным «Я») и стремлению открыть через постоянную рефлексию свою ускользающую сущность, лишает подростков спокойной душевной жизни. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев (2000) считают, что формирование нового уровня самосознания основано на возникновении и развитии теоретического мышления в процессе учебной деятельности. Теоретическое мышление позволяет подростку овладеть новым содержанием, формирует новый тип познавательных процессов, приводит к развитию внутренней рефлексии, обращенность на внутренние основания своих действий и поступков, что создает предпосылку для изменения отношений подростка с окружающей действительностью.

Однако, рефлексия на себя и других открывает в отрочестве также и глубины своего несовершенства – подросток уходит в состояние психологического кризиса. При этом социальная ситуация развития трансформируется в сознании подростка в новые ценностные ориентации, он начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. «Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии, прежде всего самые близкие: дом, семья».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.