Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ положения ведущих европейских производителей мебели на мировом рынке






 

Рынок мебели в странах Западной Европы чрезвычайно насыщен. Здесь сосредоточены крупнейшие производители мебельной продук­ции в мире. На долю стран ЕС приходится при­мерно треть мирового производства и потребле­ния мебели. Около 93 тыс. фирм с числом заня­тых более 865 тыс. человек ежегодно производят в странах ЕС мебели на сумму около 60 млрд. EURO. Кроме того, по оценкам, еще 700 тыс. чело­век занято в так называемых суботраслях, или производстве деталей и компонентов мебели. /6, стр. 25-26/

 
 

Рис. 3.Ведущие производители мебели в Западной Европе (2002г.)

 

Ведущими производителями мебели в стра­нах ЕС являются Германия, Италия, Франция и Великобритания. В последние годы высокими темпами производство мебели развивается в Ис­пании, которая устойчиво удерживает пятое мес­то в рассматриваемом регионе (Рис. 3).

Производству мебели стран ЕС в целом при­суща атомистическая структура. Большинство продукции выпускается на малых и средних по размеру мощностей и количеству служащих предприятиях. Однако есть отрасли, где отмечается высокий уровень концентрации производст­ва. Это, в первую очередь, производство мебели для кухонь и офисной мебели.

Необходимо отметить, что в структуре произ­водства отдельных стран ЕС имеются существен­ные различия. Так, например, в Германии 1650 мебельных предприятий с числом занятых около 110 тыс. человек производят тот же объем ме­бельной продукции (по стоимости), что и 35 тыс. итальянских предприятий с числом занятых все­го 6 тыс. человек. Таким образом, уровень кон­центрации мебельного производства в Германии существенно выше, чем в Италии. В то же время экспорт мебельной продукции из Италии значи­тельно выше немецкого: если на долю Италии приходится примерно 30% всего европейского экспорта мебели, то на долю Германии, второго по величине экспортера, только 19%. Для евро­пейской мебельной промышленности характерен высокий уровень специализации. В соответствии с принятой международной классификацией до­ля производства отдельных типов мебельной продукции в общем объеме мебельного произ­водства в странах ЕС выглядит следующим обра­зом:

 

Рис. 4. С
труктура производства мебели в странах Западной Европы по типам мебельной продукции (2002г.)

 

В производстве мягкой мебели занято наи­большее количество рабочих и служащих - около 130 тыс. человек. (7 тыс. компаний). Ведущими производителями мягкой мебели являются Гер­мания и Италия - вместе их доля составляет око­ло 30%. При этом они активно покупают мягкую мебель друг у друга, что соответствует высокому уровню специализации в производстве данного вида продукции в каждой из стран. Ведущими производителями кухонной мебели являются Германия, Италия, а также Франция.

Высокий уровень специализации производст­ва создает предпосылки для активного развития внутрирегиональной и международной торговли: доля экспорта в общем объеме произведенной продукции составляет в ведущих странах - производителях мебели в Европе от 11 до 45%. Ряд ев­ропейских государств - производителей мебели изначально поддерживает экспортную ориента­цию производства: характерным примером явля­ется Бельгия, где доля экспорта в общем объеме произведенной мебельной продукции составляет около 60%. В то же время именно в странах Бе­нилюкса чрезвычайно велика и доля импорта в общем потреблении мебельной продукции.

Потребление мебели в странах ЕС также раз­вивается высокими темпами. В настоящее время средний уровень потребления мебели на душу населения в странах Европы является одним из самых высоких в мире - от 140 и выше EURO в год. Крупнейшими странами - потребителями мебели являются Германия, Италия, Франция, Великобритания и Испания. В указанных странах с общей численностью населения 291 млн. чело­век затраты населения на мебель составляют около 80% данного вида затрат в регионе в це­лом. В то же время уровень объема потребления мебели в отдельных странах может значительно различаться. Так, например, в Италии и Герма­нии, по оценкам экспертов, данный показатель, соответственно, на 40% и 10% превышает сред­неевропейский уровень, в то время как в Велико­британии и Испании он, соответственно, на 40% ниже. Интересно отметить, что в той же Велико­британии мебели приобретается в два раза меньше, чем в Италии, и это при сравнительно одинаковой численности населения. Данное об­стоятельство объясняется различной долей за­трат на мебель в общей потребительской корзи­не, что, в свою очередь, является результатом исторического, социального и культурного раз­вития в каждой отдельной стране.

Система организации розничной торговли. Особенностью современного мебельного рынка европейских стран является все возраста­ющее значение сферы торговли. Усиливающие­ся процессы концентрации торгового капитала, создание крупных торговых конгломератов и од­новременное объединение мелких торговых фирм между собой с целью выдержать конку­ренцию привели к созданию в последние годы своеобразной системы реализации мебели, свя­занной с использованием определенных форм и методов торговли.

Розничная торговля мебелью в странах За­падной Европы осуществляется, главным обра­зом, через следующие сбытовые каналы (Рис. 5).


 

Рис. 5. Структура розничной торговли мебелью в странах Западной Европы в 2002 году (основные сбытовые каналы)

 

При этом следует отметить, что подавляю­щая часть мебельной торговли в рассмотренных европейских странах (Германия, Италия, Фран­ция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Ис­пания) - 70-80% - осуществляется через специ­ализированные мебельные магазины. Остальные каналы сбыта имеют второстепенное значение. Именно в секторе специализированной мебель­ной торговли происходит концентрация торгово­го капитала путем создания специфических объ­единений мебельных торговцев, о чем будет ска­зано ниже.

Специализированные мебельные магазины. Наибольшее число специализированных ме­бельных магазинов насчитывается в Италии -22500 торговых точек. Усредненная площадь од­ной торговой точки при этом составляет около 400 кв.м. В Германии специализированных ме­бельных магазинов насчитывается ровно в два раза меньше - около 12000 торговых точек. Од­новременно средняя торговая площадь магазина в Германии в два раза больше, чем в Италии -порядка 840 кв.м. В последние годы в Германии отмечается тенденция к созданию крупных ме­бельных предприятий - так называемых «гиган­тов», торговая площадь которых составляет не менее 20 тыс. кв.м.

В рамках специализированной торговли принято также различать магазины со специа­лизацией по одному или нескольким видам ме­бельной продукции, так называемые магазины-«дискаунты», особенностью которых является продажа мебели сравнительно простого ассор­тимента по более низким ценам, а также мага­зины типа «ИКЕА». На системе специализиро­ванной торговли мебелью шведского концерна «ИКЕА» следует остановиться более подробно, поскольку магазин «ИКЕА» открылся в пригоро­де Москвы.

Мебельные магазины «ИКЕА». Суть концепции продвижения товара все­мирно известной шведской фирмы «ИКЕА» со­стоит в том, что фирма, не имея собственных производственных мощностей, размещает за­казы на производство готовых изделий, а также их элементов на предприятиях других фирм, в том числе за рубежом. Мебель «ИКЕА» унифицирована, отличается современным стилем и дизайном, продается, как правило, в разобран­ном виде и по более низким ценам, чем в мага­зинах традиционного типа.

Наиболее интересными являются сами ме­тоды торговли. Магазины компании создаются по единому образцу и различаются только по площади (как правило, это достаточно большое здание, в среднем от 15 до 20 тыс.кв.м). Кроме мебели, под которую отводится около 70% всех торговых площадей, здесь продаются сопутст­вующие товары для дома: ковры, занавеси, тка­ни, посуда, хозяйственные принадлежности, электроприборы, комнатные цветы и др. Ме­бель представлена в интерьере, отдельные предметы находятся тут же в собранном виде и в упаковке. Каждый предмет имеет этикетку с названием модели, ее основных параметров, материала, из которого она изготовлена, цвето­вых вариантов обивки, имени дизайнера, цены. Аналогичная подробная информация о товаре содержится в каталоге, с которым свободно можно ознакомиться в магазине. Цены в ката­логе и магазине идентичны и не меняются в те­чение года.

Особенность торговли мебелью фирмы «ИКЕА» состоит также и в том, что покупатель, сделав выбор, может сразу пройти на склад и не­медленно получить купленный им товар, который в разобранном виде, как правило, можно увезти на легковом автомобиле.

Методы торговли в специализированных ме­бельных магазинах «ИКЕА» в последние десяти­летия приобрели исключительную популярность в странах Западной Европы и за ее пределами, что позволило компании значительно расширить сферу своего влияния. Считается, что торговый концерн «ИКЕА» не имеет себе равных в мире.

Объединения розничных торговцев или система «организованного распределения» на рынке мебели в странах Западной Европы. Концентрация торгового капитала на рынке мебели происходит одновременно как на уровне отдельного торгового пред­приятия, так и на уровне объ­единений, состоящих из це­лого ряда торговых предпри­ятий. Это так называемые «цепные системы» мебельных магазинов, «добровольные закупочные группы», а также системы «франшиза».

«Цепные системы» пред­ставляют собой объединения однородных специализиро­ванных магазинов (в Европе - от 10 магазинов и более), которые имеют строго ана­логичный ассортимент това­ров, стандартную упаковку и единый уровень цен. В рам­ках «системы» осуществляет­ся закупка товара у произво­дителей, определяется поли­тика цен, стандартов; ассор­тимента, объемов продаж и пр., что создает барьеры для конкурентов. Специалисты отмечают, что в последние годы выход на рынок новых продавцов осуществляется именно путем кон­такта с «цепными системами», причем неблаго­приятное мнение о товаре одной из «систем» может на годы лишить нового поставщика вы­хода на рынок.

Характерным примером «цепной системы» являются стандартные магазины упомянутого выше концерна «ИКЕА».

«Добровольные закупочные группы» предста­вляют собой объединения оптовых и независи­мых розничных торговцев. Данные объединения обеспечивают и контролируют поступление това­ра от производителя в систему розничной торго­вли, размещают заказы у производителей ме­бельной продукции. Как правило, члены подоб­ных «групп» проводят единую рыночную полити­ку в отношении цен и ассортимента товаров. Розничные торговцы - члены «добровольных за­купочных групп» юридически не обязаны приоб­ретать мебель, рекомендованную «группой», и производители, не связанные с «группой», могут поставлять свою продукцию магазинам - членам «групп». Тем не менее, если члены «группы» одо­брили продукцию того или иного производителя, то рекомендовано, чтобы он поставлял мебель «группе» в целом.

Система «франшиза» предполагает нали­чие соглашений между магазинами о взаим­ной реализации товаров с учетом ассортимен­та, цен, объемов и т.д. В соответствии с конт­рактом франшиза одна фирма уступает другой на определенных условиях право пользования торговой маркой. По существу, это разновид­ность «цепных систем». Наибольшее развитие данная система мебельной торговли получила во Франции.

Приоритеты в развитии той или иной струк­туры объединений предполагают серьезные различия в системе торговли на каждом от­дельном рынке. Так, «добровольные закупоч­ные группы» преобладают в Германии, Бель­гии, Нидерландах, Франции. В Германии на до­лю «добровольных закупочных групп» прихо­дится. 67% объема всех мебельных -продаж. Крупнейшая группа - GFM - контролирует 3% рынка, ей подчиняется 1, 5% всех мебельных магазинов в стране. Крупными закупочными группами в Германии являются также Begros, DMV, Atlas, Union. В Испании, Франции, Вели­кобритании на долю «добровольных закупочных групп» приходится, соответственно, 15, 12 и 4%, т.е. гораздо меньше.

«Цепные системы» наибольшим влиянием пользуются на рынке Великобритании и Франции - соответственно, 27 и 30%, В Германии страте­гический протекционизм, осуществляемый на рынке «добровольными закупочными группами» существенно ограничивает возможности рас­пространения «цепных систем». Их доля на рын­ке не превышает 13%, В то же время крупнейшие «добровольные закупочные группы», такие, как Begros, Atlas, Union, фактически также объеди­няют крупные розничные предприятия. Это объ­ясняется тем, что в Германии процесс концент­рации начался несколько раньше, чем в других странах, и развивался с определенными особен­ностями.

В Испании в организацию «цепных систем» входят крупные неспециализированные магази­ны, такие, как Corte Ingles и Galenas Preciados. В Италии система «организованной торговли» от­носительно невелика и заключается в объедине­нии крупных магазинов, реализующих мебель и другие товары для дома по принципу дискаунт-ной торговли.

В последние годы специалисты отмечают усиление системы «организованных продаж» мебели в рассматриваемых странах в целом. В настоящее время на долю организованных про­даж в странах ЕС приходится 49% объема роз­ничной торговли. При этом доля «доброволь­ных закупочных групп» составляет в объеме всех продаж мебели 30%, «цепных систем» роз­ничных магазинов - 19%. В «цепных системах» на торговлю по соглашениям «франшиза» при­ходится 7%.

Если брать данные по отдельным странам, то в Германии системой организованной, торговли контролируется 79% рынка мебели в целом, во Франции - 60%. В Италии, как отмечалось, этот показатель намного ниже - порядка 3%.

 

 

Таблица 5

Страны - ведущие мировые экспортеры мебели

Страна Экспорт мебели (млн. долл. США) Население (млн. чел.)
2000   2001   2002 2001
Италия 5797 6735 8366 57
Германия 4090 4356 4882 81
США 3309 3729 3806 261
Канада 1693 2180 2620 29
Дания 1599 1786 2160 5
Франция 1649 1808 2080 58
Китай 1083 1496 1765 1191
Тайвань 1840 1800 1764 21
Бельгия 1409 1499 1622 10
Швеция 850 1014 1391 9
Польша 581 895 1338 38
Соединенное Королевство 916 1109 1338 58
Испания 553 729 1036 40
Нидерланды 877 878 959 15
Малайзия 566 769 916 19
Мексика 659 851 897 92
Индонезия 676 784 866 190
Австрия 651 715 817 8
Швейцария 629 646 778 7
Гонконг 569 709 770 6
             

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.