Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели экономической эффективности коммерческой деятельности






В основе процесса принятия предпринимательских решений на базе экономических методов лежит анализ предпринимателем таких категорий, как цена, издержки производства, управление финансами, а также умение оперировать ими в практической деятельности [3].

Предприниматель в праве сам формировать цену на товары, с учетом суммирования издержек, понесенных им и минимальной прибыли(с его точки зрения). Это отражает приведенная ниже формула [3].

Цт= Зф + Пмд, где Цт– цена товара, Зф – фактические издержки производства, Пмд– минимально допустимая прибыль.

Цена товара - это количество денег, которое предприниматель получает от потребителя за передаваемый ему товар(за каждую товарную единицу). Различают оптовую и розничную цены. Тип цены и ее выбор зависят от места партнера, с которым предприниматель взаимодействует, в системе рыночных отношений. Для предпринимателя это обстоятельство весьма существенно, ибо если предприниматель, производящий товар, имеет собственную сеть розничной торговли, то он получает100% цены товара, установившейся на потребительском рынке. Если же он реализует товар через посредника, то, как правило, получает доход ниже [3].

Расходы предпринимателя, связанные с производством товара, называются издержками производства и обычно рассчитываются по отношению к товарной единице.

З=У+ Ао+ С+ Срс+ Нр+ О, где З— издержки производства, У— административные и управленческие расходы, Ао— амортизационные отчисления, С— стоимость сырья, Срс— стоимость рабочей силы, Нр— накладные расходы, О— обязательные платежи и отчисления.

Процесс управления ценообразованием связан с поиском конкретных путей снижения (минимизации) издержек производства. Издержки производства– это экономическая категория, которой оперируют не только предприниматель, но и бухгалтер. Обычно при рассмотрении этой категории оперируют понятием» валовые издержки производства» (это сумма постоянных и переменных издержек). Постоянные издержки– это те затраты, которые не зависят от объема производства. Переменные издержки– это затраты, размер которых прямо зависит от объема производства. С этой точки зрения выгоднее производить как можно большее количество товара, т.к. доля постоянных издержек в расчете на единицу продукции в структуре цены сокращается, а при уменьшении производства увеличиваются.

Планируя определенный объем производства в качестве минимально допустимого и включая в цену каждой товарной единицы часть валовых постоянных издержек, предприниматель обеспечивает себе возможность компенсации такой категории издержек в полном объеме [10].

Принцип деления издержек на постоянные и переменные лежит в основе определения объема производства на минимально допускаемом уровне. Минимально допускаемый объем производства– это такие количественные параметры программы производства, при котором издержки производства покрываются доходами, получаемыми от реализации производимого товара. Это уровень безубыточности производства.

Максимально возможный объем производства определяется при помощи

производственной функции.

Км= f (Т, К), где Т– трудовые ресурсы, К– капитал.

Максимально возможный объем произведенной продукции Км есть функция от использованных в производстве трудовых ресурсов(Т) и капитала(К) при заданной технологии производства [3].

Нижняя граница объема производства– уровень безубыточности. Определение такой нижней границы есть нахождение точки безубыточности (точки критического объема производства). Издержки производства в этой точке равны валовому доходу.

Точка безубыточности = З пост /(Ц– З пер), где Ц– цена единицы товара; З пост– валовые постоянные издержки производства; З пер – переменные издержки в расчете на единицу продукции.

Предприниматель должен максимизировать прибыль, а для этого ему надо знать оптимальный объем производства.

Vо= Мп, гдеVо– оптимальный объем производства, Мп– предельная мощность оборудования.

Зная цену, которую рынок может предложить за поставляемый товар, и имея представление об уровне предполагаемых издержек производства, предприниматель выявляет возможный эффект от реализации идеи. Под эффектом в данном случае понимается валовая прибыль [3].

Пв= В– С, где Пв– валовая прибыль, руб.; В– выручка(нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг; С– себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Из валовой прибыли необходимо вычесть коммерческие и управленческие расходы.

Ппр= Пв– Зк– Зу, где Ппр– прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг, Зк– коммерческие расходы, Зу– управленческие расходы.

Прибыль(убыток) до налогообложения рассчитывается путем корректировки прибыли от продаж продукции на величину процентных, операционных, внереализационных доходов и расходов. К операционным доходам и расходам относятся те, которые связаны с операциями, касающимися имущества предприятия и налоговыми отчислениями, относимыми на финансовые результаты. Внереализационные доходы и расходы не связаны с процессом реализации продукции.

Пн= Ппр+ Д%– Р% + До– Ро+ Двн– Рвн, где Пн– прибыль(убыток) до налогообложения, Д% - процентные доходы, Р% – процентные расходы, До– операционные доходы, Ро– операционные расходы, Двн– прочие внереализационные доходы, Рвн– прочие внереализационные расходы.

Дальнейшие расчеты связаны с исключением из прибыли суммы налога на прибыль.

Прибыль(убыток) от обычной деятельности определяется по формуле ниже.

Пд= Пн– Нп, где Пд– прибыль(убыток) от обычной деятельности, Нп– налог на прибыль.

Для того, чтобы определить чистую прибыль необходимо скорректировать ее на величину доходов

и расходов, связанных с форс-мажорными обстоятельствами.

Пч= Пд+ Дч– Рч, где Пч– чистая прибыль; Дч– чрезвычайные доходы; Рч– чрезвычайные расходы.

Для оценки эффективности реализации идеи предприниматель сравнивает возможный экономический эффект с эффектом, который в обществе выступает в качестве ориентира предпринимательской деятельности. Таким ориентиром служит средняя норма прибыли или рентабельность.

Р= П/З * 100%, где Р– рентабельность продукции или услуг, %.

На основе сопоставления этого показателя со средней отраслевой нормой прибыли делается вывод о целесообразности реализации предпринимательской идеи.

Ниже в таблице 5 приведены основные формулы расчета показателей эффективности коммерческой деятельности.

Таблица 5. Показатели эффективности коммерческой деятельности

Группа показателей Название показателей и их условное обозначение Формулы расчета
Обобщающие показатели эффективности деятельности Общая экономическая рентабельность(прибыльность) - P0 Рентабельность товарооборота (продаж) – Pт Число оборотов капитала - Ок   П/Т*100   П/Т*100   Т/К
Эффективность использования собственного капитала(Кс) Рентабельность собственного капитала- Рск П/Кс*100
Эффективность использования основных фондов(ОФ) Рентабельность основных фондов – Роф Товарооборот на 1 м2 общей торговой площади магазина Прибыль на 1 м2 общей торговой площади магазина П/ОФ*100   Т/S*   П/S
Эффективность использования материальных оборотных средств (МС) Рентабельность материальных оборотных средств - Рмс Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств – К0 П/МС*100   Т/Змр**
Эффективность использования рабочей силы Товарооборот на одного работника Прибыль на одного работника Валовая или чистая прибыль, полученная в расчете на 1 тыс.руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды Т/ЧР*** П/ЧР
Эффективность текущих затрат Уровень издержек обращения (ИО) к товару - Уиз Рентабельность текущих затрат – Ртз ИО/Т*100   П/ИО*100
*- S общая (торговая) площадь магазина, м2. **- Зср средние товарные запасы. ***- ЧР численность работников.

 

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели основные показатели эффективности коммерческой деятельности и научились рассчитывать по формулам приведенным в данном разделе.

В данной главе были рассмотрены теоретические основы организации коммерческой деятельности. Было выяснено понятие коммерческой деятельности и ее сущность, была проведена классификация коммерческой деятельности и выделены основные виды, также были выделены основные задачи решаемые коммерческой деятельностью, найдены основные функции и в заключительном разделе первой главы, мы изучили показатели эффективности коммерческой деятельности. В следующей главе, будет проведен анализ предприятия на основе полученных теоретических знаний первой главы.


2. Организационно-хозяйственная деятельность предприятия «ПотолокМаркет»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.