Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава четырнадцатая. Воскресенье, 2 июня






 

В этот день на берегу оставалось 3—4 тысячи человек из состава английских экспедиционных сил. Они образовали отряды и, использовав семь зенитных и двенадцать противотанковых орудий, на протяжении всего дня действовали совместно с французами на про­межуточном рубеже. Данные о численности француз­ских войск были не точны. Адмирал Рамсей в Дувре отмечал, что «количество оставшихся в этом районе французских войск, которое накануне вечером опреде­лялось в 25 тысяч, возросло до 50—60 тысяч человек». Из-за этой неопределенности планирование эвакуации становилось невероятно трудным. Был и такой фактор, который в значительной степени предопределял реше­ние, — это количество оставшихся средств эвакуа­ции. В порту не оставалось судов, и, кроме того, он находился под непрерывным огнем немецкой артилле­рии, обстреливавшей побережье Дюнкерка на всем его 2-километровом протяжении.

Рассчитывали на то, что за ночь можно будет эва­куировать 25 тысяч человек при условии, если удастся обеспечить быстрый выход войск к пунктам посадки. Поэтому при планировании эвакуации на ночь исхо­дили из этого количества.

Был, однако, один вопрос, который не мог быть пре­дусмотрен планом, — это вопрос об эвакуации раненых. Отправка раненых в это утро фактически прекратилась. Трудности, которые 1 июня встретили госпитальные суда, привели к тому, что эвакуация лежачих раненых была приостановлена. Английские власти решили обра­титься с призывом непосредственно к немецкому коман­дованию. Обращение по радио, сделанное в 10.30,

гласило: «Положение с ранеными очень тяжелое. В те­чение дня должны курсировать госпитальные суда. Ждем, что противник будет соблюдать Женевскую кон­венцию и воздержится от нападения».

Паромное судно «Уортинг», которое с начала войны использовалось в качестве госпитального судна, через два часа после этого обращения по радио получило приказ и в 12.55 отправилось в Дюнкерк. В 14.32 судно было атаковано двенадцатью самолетами противника. Несмотря на предпринятые меры противовоздушного маневрирования, две бомбы разорвались в непосредст­венной близости от судна. Нападение на судно было совершено в обстановке хорошей видимости и вопреки тому, что на корабле имелись все опознавательные зна­ки госпитального судна, предусмотренные Женевской конвенцией. За время эвакуации войск из Дюнкерка противник неоднократно пренебрегал конвенцией, так же, как он делал это и раньше. С тем же пренебреже­нием отнесся он и к последнему обращению.

Одновременно с госпитальным судном «Уортинг» такое же судно «Париж» получило приказ в 15.00 вый­ти на Дюнкерк. В 14.30 радист «Парижа» перехватил радиограмму с «Уортинга» о нападении самолетов про­тивника и тут же вслед за первой радиограммой — вторую, о том, что корабль на полной скорости возвращается назад. Капитан «Парижа» отправил на берег радиограмму, в которой запрашивал указания, следует ли судну, ввиду нападения на «Уортинг», продолжать выполнять полученный приказ. В 16.48 ему было дано указание продолжать выполнение приказа. Вскоре «Париж» также подвергся нападению. Два самолета сбросили на него бомбы, которые разорвались в непо­средственной близости, повредили паропровод в машинном отделении и вывели из строя некоторые вспо­могательные механизмы корабля. Спустя четверть часа еще одна группа в 15 самолетов атаковала судно и одна бомба причинила дополнительные повреждения кораблю. Судно пришлось покинуть.

 

* * *

Оборона дюнкеркского плацдарма продолжала дер­жаться. К западу от Дюнкерка в районе Мардика противник не предпринимал серьезных атак, хотя имел

здесь много артиллерии, чтобы воспрепятствовать движению судов. Войска твердо удерживали оборонитель­ный рубеж, проходивший вдоль старого Мардикского канала на Спикер, затем вдоль главного канала на Берг, а оттуда через Уксем и Гивельд к старым укреп­лениям на франко-бельгийской границе и далее к морю.

Обычный путь на Дюнкерк с юга, как уже упомина­лось, пролегает по главной дороге, которая идет через Берг, параллельно широкому каналу, связывающему Берг с Дюнкерком, и уходит почти прямо на север к окраине Дюнкерка. Успешная оборона стыка этого канала с каналом, соединяющим Берг с Ньивпортом, до сих пор удерживала немцев от попыток прямого удара, но предпринятые ими атаки на восток от этой дороги в направлении Тетегема ставили под угрозу новый рубеж обороны.

Поэтому французы в 6.00 нанесли здесь удар. Хотя начался он энергично в результате двух последователь­ных атак с воздуха, силами более 50 самолетов каждая, он был приостановлен, а затем окончательно захлеб­нулся у Нотр Дам де Нэж. В 9.00 было решено отойти на канал Моэр против Тетегема. В течение дня этот рубеж удерживался.

На другой стороне главного пути к Дюнкерку про­тивник оказывал все усиливающееся давление в рай­оне Спикера и к исходу дня прорвал оборону, вынудив оборонявшиеся войска к общему отходу. Сильные оборонительные позиции в сложном переплетении каналов и дорог, ведущих из Берга на Дюнкерк, по-видимому, удержали немцев от прямого фронтального удара, и они пытались найти обходный путь продвижения. Од­нако с наступлением темноты они прекратили активные действия.

За время обороны вокруг дюнкеркского плацдарма ночные атаки были редки и почти никогда настойчиво не проводились. Это объясняется главным образом характером местности, изрезанной судоходными кана­лами и бесчисленными широкими и узкими осушитель­ными канавами. Поэтому, когда суда в своих ночных рейсах подошли к Дюнкерку, оборонительные позиции вокруг города продолжали удерживаться войсками.

К исходу суток 2 июня последние остатки английских экспедиционных сил направлялись к судам. Около

23.30 последнее судно, до предела заполненное войска­ми, покинуло Дюнкерк.

Так закончилась еще одна глава в истории англий­ской армии, глава, начавшаяся всего лишь три недели назад продвижением английских экспедиционных сил сквозь препятствия бельгийской границы и быстрым маршем через поля Бельгии. Так закончилось великое отступление, одно из крупнейших за всю военную историю. Так была утрачена Гитлером возможность покон­чить с военной мощью Англии.

В 23.30 капитан 1 ранга Теннант, старший морской начальник Дюнкерка, отправил короткое донесение: «Английские экспедиционные силы эвакуированы».

До сих пор посадка французских войск на суда про­текала наиболее благополучно и быстро. Пока заканчивалась эвакуация английских экспедиционных сил, французские войска отправлялись большими партиями, но теперь наступила задержка.

Невозможно дать достаточно полное объяснение этой неудаче. В Дувре полагали, что французские войска были задержаны на плацдарме для нанесения уда­ра, который намечался на конец дня. Находившиеся вдали от побережья французские части при сложив­шихся обстоятельствах неохотно шли на эвакуацию, и трудно было заставить их дробиться и разрозненными группами идти на посадку. Кое-где высказывается мнение, что это также послужило причиной замедления хода эвакуации. Французский историк Жак Мордаль отвергает это мнение. Он утверждает, что войсковые части, которые уже вышли к молу и в район непосредственно за ним, к моменту прекращения эвакуации на рассвете 2 июня широко рассредоточились на песча­ных дюнах за Мало-ле-Беном и окопались там. Отсутствие связи, а возможно, и неправильное уяснение во­проса о том, сколько времени потребуется, чтобы вер­нуть войска к месту посадки, в совокупности привели к срыву эвакуации французов.

Однако ни один из этих доводов Мордаля не пред­ставляется убедительным. Истинный и прискорбный факт заключается в том, что еще незадолго до полу­ночи посадка войск на суда полностью прекратилась.

В 00.30 адмирал Уэйк-Уокер сообщил в Дувр, что у причала Дюнкерка стоят четыре корабля, но французские войска на посадку не прибыли. В 1.15 он опять сообщил, что «кораблей много, а войск нет».

В отдаленных районах порта, особенно у западного мола, войска были. Это место было предназначено для французских судов. При создавшихся условиях нельзя было вносить изменения в план, рассчитанный на ис­пользование восточного мола, поэтому суда одно за другим, прождав положенное время, снимались с якоря и пустые уходили в море. За эти часы осталось не ис­пользовано на судах 10 тысяч мест. С рассветом дви­жение прекратилось. Только небольшая группа фран­цузских войск пришла к восточному молу. «Мидуэй куин» принял на борт максимально возможное количест­во людей, всего 723 человека.

Нельзя приписать эту неудачу чему-либо другому, кроме общего расстройства управления французскими войсками, что является наиболее прискорбным фактом всего периода этой кампании. Важным проявлением этого расстройства управления было недостаточное знание условий и морального состояния войск. В этот период не было особых трудностей в том, чтобы приве­сти войска к пунктам посадки. Эта ночь была не хуже всех прежних ночей, потери вряд ли были тяжелее, чем раньше, и, как показала следующая ночь, здесь вовсе не было недостатка в людях, подлежащих эва­куации. Неудача объясняется тем, что французы пре­небрегли разработкой разумного плана передвижения частей, не обеспечили такого положения, чтобы прика­зы доходили до войск, чтобы было кому вывести вой­ска к намеченным пунктам, чтобы в войсках поддер­живалась необходимая дисциплина. Не может быть оправдания тому факту, что 10 тысяч человек, которые могли быть эвакуированы, не были благополучно до­ставлены в Англию.

Нарушение ритма эвакуации не отразилось на числе людей, вывезенных в течение 2 июня. Хотя общее число эвакуированных составляло примерно половину в сравнении с предыдущим днем, уменьшение произошло исключительно потому, что в дневные часы эвакуация войск была невозможна. К полуночи число эвакуиро­ванных за истекшие сутки достигло 26 256 человек.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.