Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава одиннадцатая. ЧЕТВЕРГ, 30 МАЯ






 

Неблагоприятная погода, сильно затруд­нившая действия авиации, лишила нас воз­можности рассчитывать на достижение даже моральной победы в этом поединке... В 1940 го­ду мы не знали, что Англии и Франции уда­лось эвакуировать около 300 тысяч человек. По нашим подсчетам непостижимой была циф­ра, даже в три раза меньшая».

Фельдмаршал Кессельринг

 

В четверг, 30 мая, английские экспедиционные силы и уцелевшие части 1-й французской армии завершили отход на оборонительные позиции дюнкеркского плацдарма. Перед этими позициями остались только ча­сти, оборонявшие Берг и окраины Верна, и подвижные подразделения, поддерживавшие соприкосновение с на­ступающим противником. Войска северной группировки, ранее занимавшие всю территорию Северной Франции от линии Мажино и всю территорию Бельгии до реки Диль, теперь были зажаты на узком заболоченном при­брежном участке, покрытом песчаными дюнами и кана­лами. На западе французские войска занимали участок от побережья по Мардикскому каналу и далее до окраин Берга, общей протяженностью около 18 километров. Да­лее части английских экспедиционных сил оборонялись на участке по каналу Берг, Вёрн, Ньивпорт и по реке Изер до моря. Общая протяженность участка около 34 километров (схема 9).

Ширина каналов, на которых оборонялись английские войска, на некоторых участках едва превышала ширину обычного противотанкового рва. Однако крутые берега и значительная глубина каналов не позволяли против­нику прорвать оборону силами танковых войск. Отдель­ные участки местности перед каналом были затоплены, но из-за отсутствия надлежащего руководства у францу­зов не везде это было сделано своевременно. Английские войска оборудовали свои позиции вдоль самого берега

канала. На переднем крае были установлены пулеметы, а в тылу передовых позиций разместилась артиллерия.

Сколько же времени могли обороняться войска, ока­завшиеся на узком дюнкеркском плацдарме?

В полночь военное министерство получило из штаба Горта сообщение, что «оборонительные позиции на дюнкеркском плацдарме долго удерживать невозможно».

В течение дня соединения группы армий «А» и группы армий «Б» выдвигались к оборонительным позициям союзных войск. Немецкое командование все еще не могло оправиться от растерянности, ко­торая охватила его в среду. 4-й армии была постав­лена задача наступать в направлении Берга, выдвинув в первый эшелон подвижные части. В среду командую­щий 4-й армией донес, что подчиненные ему войска практически безуспешно пытались продвинуться вперед, так как «противник оказывал упорное сопротивление». Теперь он возражал против использования подвижных войск в первом эшелоне на том основании, что они неиз­бежно понесут большие потери. Группе Клейста было приказано выдвинуться и подвергнуть дюнкеркский плац­дарм артиллерийскому обстрелу из 100-мм орудий. В 15.00 главное командование сухопутных войск (ОКХ) одобрило приказ на наступление. Командующий 4-й ар­мией доложил о готовности армии, но одновременно сообщил, что по распоряжению командующего группой ар­мий «Б» 6-я армия отведена на отдых. На запрос Рундштедта о том, известно ли штабу 4-й армии, что 8-й авиагруппе приказано во второй половине дня осуществить массированный налет на Дюнкерк, начальник оперативного отдела штаба 4-й армии ответил: «Соз­далось впечатление полного бездействия на фрон­те, кажется, что никого больше не интересует Дюнкерк...»

Выяснилось, что практически отсутствуют боеприпасы для средней артиллерии. Неразбериху удалось устранить только к исходу дня, когда было решено возложить руководство всеми действиями против плацдарма на коман­дующего 18-й армией, входившей в состав группы ар­мий «Б». Войска группы армий «А» были полностью отстранены от боевых действий против дюнкеркского плацдарма, и таким образом Рундштедт наконец добил­ся своего.

30 мая было последним днем действий войск Рундштедта против дюнкеркского плацдарма. С наступлением темноты танковые дивизии начали отводиться для пере­группировки перед наступлением в южном направлении в глубь Франции. В течение дня 30 мая была предпри­нята только одна серьезная попытка форсировать канал севернее Верна, но она, несмотря на мощную артилле­рийскую подготовку, успеха не имела. В 22.00 немецкие части возобновили атаки и форсировали канал, но после энергичной контратаки англичан были вынуждены отой­ти обратно за канал.

 

* * *

В Дувре в этот день адмирал Рамсей стоял перед сложной проблемой. Почти сразу после полуночи он по­лучил донесение, что «оборонительные позиции на дюнкеркском плацдарме долго удерживать невозможно». С другой стороны, он понимал, что без использования крупных эсминцев нельзя значительно увеличить темпы эвакуации войск с плацдарма. В распоряжении адми­рала Рамсея оставалось всего 15 небольших эсминцев старых типов. По его расчетам, на этих эсминцах можно было эвакуировать примерно 17 тысяч, на войсковых транспортах — 9500 и на других судах — еще около 15 ты­сяч, всего, следовательно, около 42 тысяч человек в сут­ки. Учитывая общую численность войск, остававшихся, по данным адмирала Рамсея, на дюнкеркском плацдарме, не­обходимо было эвакуировать до 55 тысяч человек в сутки.

В начале дня Рамсей еще не имел сведений о со­стоянии дюнкеркского мола после разрушений, причиненных авиацией противника накануне вечером. На рас­свете к молу был послан эсминец «Вэнкуишер» с задачей выяснить обстановку. Около 6.00 с борта эсминца было получено донесение о том, что, несмотря на раз­рушения на внутренней стороне мола, им можно пользо­ваться.

Были и некоторые другие благоприятные моменты в обстановке. С вечера истекшего дня противник не подвергал бомбардировке плацдарм союзных войск. По­года улучшилась, сила прибоя уменьшилась, низкая облачность и дым от горевших бензохранилищ окутывали прибрежную полосу, закрывая значительную часть дюн­керкского рейда. Эти обстоятельства подтверждают ту

оценку обстановки, которая дана Кессельрингом в эпи­графе к данной главе. Растерянность, охватившая не­мецкое командование в этот день, в известной мере объяснялась тем, что, хотя 8-я авиационная группа была использована для нанесения удара всеми силами по Дюнкерку, крупного удара не получилось. Английское истребительное командование организовало патрулирова­ние над районом плацдарма силами трех-четырех эскад­рилий в каждый вылет и обеспечило таким образом отражение попыток бомбардировочной авиации против­ника пробиться к Дюнкерку.

Важным благоприятным фактором было и то обстоя­тельство, что еще с самого начала суток к побережью начали прибывать все новые малые суда. К исходу дня была использована уже целая армада судов самого раз­личного вида и размеров. Кроме того, командование сухопутных войск на плацдарме, наконец осознав огром­ные трудности погрузки войск на суда с необорудован­ного побережья, организовало строительство причалов, используя для этой цели подручные материалы и пон­тоны. Эти импровизированные причалы, конечно, не могли принять крупных судов, но были вполне пригод­ны для небольших судов. Таким образом, темпы эвакуа­ции войск с плацдарма значительно возросли.

К полудню Горт и Рамсей наконец получили ясные указания о том, что им следовало предпринять. Премьер-министр созвал заседание комитета начальников штабов, в котором приняли участие министры видов вооруженных сил и начальник штаба Горта генерал Паунелл, поздно ночью накануне прибывший из Дюнкерка. На заседании была всесторонне рассмотрена обстановка, сложившаяся на плацдарме и на море.

Черчилль собственноручно написал приказ Горту:

«Продолжайте оборонять занимаемые позиции до по­следней возможности с тем, чтобы прикрыть и обеспе­чить успешно проводимую в настоящее время эвакуацию войск. Донесения представлять каждые три часа через Дё-Панн. Если мы сможем сохранить связь с плацдар­мом, то передадим приказ об эвакуации Вас и Вашего штаба в Англию, как только состав вверенных Вам войск уменьшится до размеров, позволяющих назначить для руководства их действиями одного из командиров кор­пусов. Назначить этого командира надлежит немедленно.

В случае отсутствия связи Вы должны передать коман­дование и отбыть в Англию, когда на плацдарме оста­нется не более трех дивизий. Этого требует воинский устав, и самостоятельного решения по данному вопросу Вы принять не можете. С политической точки зрения нет никакой необходимости давать противнику шанс за­хватить Вас в плен, если в Вашем распоряжении оста­нется лишь небольшое количество сил. Назначенному Вами командиру корпуса следует отдать приказ про­должать оборону плацдарма совместно с французскими войсками и обеспечивать эвакуацию из Дюнкерка или с необорудованного побережья. Однако, когда, по его мнению, организованная эвакуация станет невозможна и дальнейшее сопротивление бесцельно, назначенному Вами командиру разрешается, по согласованию со стар­шим французским начальником, капитулировать с соблю­дением формальностей, чтобы избежать бессмысленного кровопролития».

Кроме того, по настоянию Черчилля было принято решение о том, чтобы предоставить французским войскам равные возможности для эвакуации не только на французских, но и на английских кораблях и судах.

Одновременно с заседанием, которое проводил Чер­чилль в Лондоне, проходило совещание офицеров штаба Горта с адмиралом Рамсеем. Рамсей был информирован, что, по мнению Горта, имеется возможность удерживать круговую оборону плацдарма до начала дня 1 июня и что к этому времени на плацдарме останется только арь­ергард английских экспедиционных войск численностью около 4 тысяч человек. На этом совещании было принято решение о темпах эвакуации в ближайшие двое суток, чтобы выполнить эту задачу. Было решено создать резерв небольших транспортных судов и буксиров, на которых адмирал Рамсей рассчитывал эвакуировать по­следние подразделения арьергарда и береговые партии в период с 1.30 до рассвета 1 июня. Окончательное ре­шение предполагалось принять в 14.00 31 мая в зависи­мости от хода эвакуации главных сил.

 

* * *

Бои на оборонительных позициях вокруг плацдарма и деятельность штабов в Лондоне и Дувре лишь подчер­кивали огромные масштабы и сложность эвакуации.

На первый взгляд утром этого дня английское коман­дование все еще пребывало в состоянии растерянности. Отсутствие точных данных о состоянии мола, трудности обеспечения бесперебойной связи, значительная удален­ность одного участка погрузки на побережье от дру­гого, слабая организация связи между войсками на бе­регу и транспортными судами в море не могли не вызвать известной сумятицы, но на рассвете адмирал Уэйк-Уокер начал наводить порядок в прибрежных водах. Несмотря на то что ему пришлось в течение суток переносить свой флаг с одного корабля на другой, контроль, налажен­ный адмиралом Уэйк-Уокером был достаточно эффекти­вен. Подтверждением этому служат результаты действий эсминцев. За один день 30 мая каждым из семи эсмин­цев, участвовавших в эвакуации войск, в Дувр было до­ставлено более 1000 человек. Однако задача эсминцев не ограничивалась эвакуацией войск. Они несли дозор­ную службу на всем пространстве до берегов Голландии, прикрывали транспортные суда от нападения немецких торпедных катеров, которые нанесли такой большой урон транспортам ночью 29 мая, и вели активную борьбу с подводными лодками противника. В районе Ньивпорта и Мардика эсминцы вели контрбатарейную борьбу с немецкой артиллерией, подвергавшей обстрелу транспор­ты, у побережья плацдарма. Эсминцы действовали по одиночке и группами, нанося мощные удары по выяв­ленным на плацдарме силам противника. Пожалуй, в течение всей войны, вплоть до ожесточенных боев у острова Окинава, эсминцы не использовались так интенсивно и разнообразно на протяжении столь продолжи­тельного времени.

 

* * *

В течение этого дня не менее интенсивно действовали и французские эсминцы. На рассвете в бухту Дюнкерка вошли пять катеров, побывавших в Англии в течение минувшей ночи. Буквально вслед за ними из Англии от­правились торпедные катера «Буклэ» и «Бранлеба», а в 9.30 к ним присоединился эсминец «Бурраск». В 14.30 «Бурраск» бросил якорь у набережной Феликса Фора, а час спустя, приняв на борт 700—800 человек, отправился к берегам Англии по маршруту «Y». В 16.30, на­ходясь неподалеку от Ньивпорта, эсминец увеличил ход

до 28 узлов, чтобы быстрее преодолеть полосу артилле­рийского обстрела. Однако неожиданная неисправность в машине вынудила корабль резко уменьшить ход. Не­мецкая артиллерия, воспользовавшись этим, подвергла эсминец ожесточенному обстрелу. Экипажу эсминца уда­лось быстро устранить неисправность в машине, и ко­рабль снова увеличил скорость хода до 25 узлов. Однако еще раньше, чтобы выйти из зоны артиллерийского огня, командир эсминца отважился покинуть протраленный фарватер. В результате эсминец попал на минное за­граждение, и в 16.45 корабль, подорвавшись на мине, начал тонуть. Все попытки экипажа удержать корабль на плаву оказались тщетными, и в 17.00 эсминец за­тонул.

С торпедного катера «Бранлеба», который следовал на небольшом удалении от «Бурраска», были спущены на воду три шлюпки, с помощью которых удалось подо­брать около 100 человек. Две самоходные баржи, вы­сланные из Дувра, подобрали еще несколько десятков человек, но многие из находившихся на борту «Бур­раска» погибли. Спустя два часа все уже было кончено.

Торпедный катер «Буклэ», получивший повреждение во время погрузки у плацдарма, отправился к берегам Англии несколько позже, чем «Бранлеба», и едва добрал­ся до Дувра.

Главную роль в эвакуации французских войск в этот день сыграли суда снабжения, находившиеся в Даунсе и срочно отправленные для перевозки войск с плацдар­ма. 3 тысячи французских солдат и офицеров были по­гружены на пять таких судов и благополучно доставле­ны в Англию.

Командование французского флота в этот день при­няло неудачное решение прекратить использование по­сыльных катеров для эвакуации войск, хотя эти неболь­шие по размерам и маневренные катера были исключи­тельно удобны для действий в ограниченных водах Дюнкеркской бухты. Катерам было приказано прикрывать конвои, перевозившие эвакуируемые с плацдарма части французских войск из Саутгемптопа в Брест. Три из этих катеров вечером 30 мая совершили последний рейс в Дюнкерк по своей собственной инициативе, но к рассвету следующего дня все катера прекратили свои дей­ствия в районе плацдарма.

 

* * *

Полученное известие о том, что вход во внутреннюю гавань Дюнкерка блокирован, явилось причиной прекра­щения использования мола войсковыми транспортами. Четыре транспорта находились в районе Дюнкерка, но об их действиях в Дувре ничего не было известно, по­этому отправка других транспортов в Дюнкерк была прекращена до того момента, когда поступило донесение с эсминца «Вэнкуишер». Несмотря на все эти трудности, темпы эвакуации войск с дюнкеркского плацдарма оста­вались довольно высокими. Войсковой транспорт «Сент Хельер» был одним из первых судов, вернувшихся в Англию. Он доставил свыше 2 тысяч человек. В доне­сении капитана транспорта отмечалось, что судно на пути следования в Англию подверглось нападению са­молетов противника, в бою с которыми один из них был сбит. Ночью транспорт прибыл в Дувр.

Войсковой транспорт «Роял Соврин», совершивший накануне два рейса, закончил погрузку в 5.30, а в 11.35 судно уже доставило войска в Маргет. Спустя полтора часа «Роял Соврин» был уже снова на пути в Дюнкерк.

Вместе с транспортами успешно действовали госпи­тальные суда. Этим судам, имевшим большую осадку, приходилось испытывать те же трудности, что и транс­портам, лавируя перед входом в Дюнкеркский порт.

Ночью госпитальное судно «Айл оф Гернси» прибыло в Дюнкерк и в 2.15 приняло на борт 490 раненых. В до­несении капитана судна отмечалось: «Перед входом в порт мы наблюдали страшную картину: море кишело людьми, умолявшими о помощи, — вероятно, только что был потоплен транспорт. Два эсминца были заняты спа­сением этих несчастных. Лавируя между кораблями и группами барахтающихся в воде людей, мы вышли в море и направились к Дувру. Мы не могли остановиться и оказать помощь в спасении людей с затонувшего транспорта — это грозило гибелью нам, так как мы ско­ро стали бы легкой добычей для самолетов противника, круживших над портом и имевших возможность легко обнаружить в зареве огня, охватившего портовые сооружения, наше сверкающее белизной окраски судно. Пере­ход прошел сравнительно спокойно, за тем исключением,

что недалеко от Дувра нам пришлось отклониться от намеченного маршрута, чтобы обойти новое минное поле. Об этом нас своевременно предупредил стороже­вой катер, высланный из Дувра».

Так действовали крупные транспорты и суда. Их дей­ствия дают представление о том, что происходило в районе Дюнкерка в целом. Но с течением времени все большую и большую роль стали играть малые суда.

Эвакуация войск с плацдарма осуществлялась в те­чение всей первой половины дня. Судя по данным, посту­павшим в штаб, руководивший операцией «Динамо», чис­ло эвакуированных возрастало, несмотря на временную задержку с использованием мола и вопреки трудностям, которые приходилось испытывать в организации по­грузки.

Однако адмирал Рамсей не был удовлетворен таким увеличением числа эвакуируемых. Хотя английский флот в этот день не потерял ни одного эсминца, потери были все же велики. Был потоплен французский эсминец «Бурраск», а несколько английских транспортов, получив серьезные повреждения, вышли из строя. Эсминцы и крупные транспорты играли главную роль в планах ад­мирала Рамсея. Расчет их возможностей со всей очевид­ностью показал Рамсею, что невозможно было сохра­нить такие темпы эвакуации, которые обеспечили бы решение задачи с учетом численности войск на плац­дарме.

В полдень Рамсей связался по телефону с начальни­ком главного морского штаба. Этот разговор, очевидно, был полон драматизма. Мотивы, по которым начальник штаба приказал Рамсею освободить крупные эсминцы от выполнения задач в районе Дюнкерка, были вполне справедливы. Эсминцы были необходимы для сохране­ния равновесия в силах военно-морского флота и для сопровождения важных конвоев. Все это было в перспек­тиве, а пока Рамсей должен был решать текущую за­дачу. О всех требованиях будущего пришлось забыть сейчас, когда в районе Дюнкерка оставались тысячи лю­дей, как англичан, так и французов, бесконечным пото­ком стремившихся к побережью, сдерживавших натиск противника на позициях вокруг плацдарма. Хотя Рамсей думал о выполнении текущей задачи, успех ее выпол­нения был неразрывно связан с планами на будущее.

Речь шла о спасении людей, которые должны были со­ставить ядро новых формирований, обеспечить оборону Британских островов в условиях угрозы вторжения про­тивника. Никаких документов о содержании телефон­ного разговора между первым лордом адмиралтейства и адмиралом Рамсеем не сохранилось. Никто не знает, как проходил этот разговор. Известно лишь одно: адми­ралу Рамсею удалось добиться удовлетворения своих требований. В 15.30 был отдан приказ эсминцам «Харвестер», «Хэвант», «Айвенхоу», «Импалсив», «Икарес» и «Интрепид» немедленно возвратиться в Дюнкерк.

Участие этих эсминцев в эвакуации войск сразу при­вело к увеличению темпов операции «Динамо». Общая численность эвакуированного личного состава уже пре­высила лимит, установленный для эвакуации командо­вания и штаба, руководивших обороной плацдарма. Ро­нальд Адам, который руководил отводом войск на по­следний рубеж обороны, днем 30 мая покинул Дюнкерк на борту эсминца. В 19.15 в Англию отбыл и генерал Брук.

Несмотря на многочисленные трудности, к исходу дня 30 мая общее число эвакуированных за сутки достигло 53 823 человек. Из этого числа 30 тысяч человек было эвакуировано на малых судах с необорудованного побе­режья.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.