Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРЕОДОЛЕНИЕ. 1. Когда на душе тяжело — попробуй рисовать






 

1. Когда на душе тяжело — попробуй рисовать! Рисование — эффективный способ самовыражения для подростка. Рисунок позволяет отреагировать напряженность, так как невербальная информация легче ускользает от контроля цензуры сознания. Это особенно важно для скрытных подростков, которые не умеют или боятся выговариваться. Рисунок позволяет постепенно освобождаться от мыслей и чувств, которые кажутся непреодолимыми. Именно условность рисунка помогает снизить напряжение и переступить через свой как бы неприкосновенный страх. Во всех случаях рисунок позволяет рассмотреть проблему извне, способствуя ее отчуждению и переходу к преодолению. Преимущества языка изображения дают возможность сделать зримыми и доступными для понимания тех сторон своего внутреннего мира, которые не всегда можно выразить словами. Визуализация проблемы способствует не только осознанию своих забот, но и разделению их с другим, что нормализует состояние и способствуют развитию самосознания.

Процесс рисования организует внутренний путь к снятию барьера цензуры (подобно сновидению) и открывает возможность реализации бессознательных идей в символической форме. Сам рисунок объективизирует внутренний конфликт, позволяя не только отреагировать его, но и снизить вероятность его внешних проявлений в социально неприемлемой или опасной форме. Тем самым рисование выступает как одна из форм сублимации, поскольку нарисовать свои фантазии подчас легче, чем о них рассказать. Также с помощью рисунков можно контактировать с окружающими и по их реакции понять, что воплощенные в них травмирующие впечатления могут восприниматься без переживания стыда и вины. Рисование провоцирует изменение самооценки, способствуя преодолению подавления и вытеснения. Поэтому рисование — эффективное средство интеграции и гармонизации личности, способствующее возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Полезно не только изобразить, но и придумать для картины название, так как оно облегчает процесс узнавания своих проблем и своих возможностей.

В дальнейшем, у тинэйджеров и юношей эффективность рисования как средства адаптации постепенно снижается и его роль переходит к слову. Творческое самовыражение все в большей степени связывается с речью — поэзия, литература, ведение дневника.

2. Преодолей себя, поговори с другом на запретные темы. Трудности чаще возникают у тех подростков, которые всегда в стороне от обсуждения запретных тем среди сверстников. Нарастающие эротические переживания не находят у них словесного выражения и поэтому уходят вглубь и подавляются. Не в силах принять свою формирующуюся сексуальность, такие подростки либо подвергают себя изоляции, бессознательно стараясь отгородиться от внутреннего напряжения с помощью подчеркнутого аскетизма и презрительного отношения ко всякой чувственности, либо демонстрируют отсутствие всякого интереса к " этой глупости", используя рационализацию. В обоих случаях обсуждение запретных тем способствует частичной разрядке напряженности.

3. Если причина кризиса — внешность, надо менять приоритеты. Понятно, что восприятие своей внешности как недостаточно привлекательной или даже уродливой приводит к нарушениям поведения. Начинается " героический" путь к самоулучшению, иногда со смертельным исходом. Здесь самое время задуматься: какой смысл в физическом совершенстве? Очень часто идеалы красоты — просто мода, а следование ей — лишь ориентация на чужое мнение. Такой подход односторонен, поскольку при этом человек жертвует своей уникальностью и рискует никогда не раскрыть свои потенциальные возможности. Только смена ведущих ценностей позволяет отстроиться от роли внешних данных. В противном случае вклинивается психологическая защита. Для упреждения такого развития событий необходимо организовать перефокусировку.

Следует принять во внимание несколько обстоятельств. Во-первых, ваш возраст — возраст " гадкого утенка", который ещё может превратиться в " прекрасного лебедя". Во-вторых, если этого не произойдет, вы сможете стать уважаемым человеком на другом поприще. В-третьих, явная красота даже вредоносна и в будущем может создавать большие проблемы. Даже если родные не говорят человеку, что он красив, он узнает об этом от чужих людей, чувствуя особое к себе отношение — по взглядам, улыбкам и восклицаниям. Постепенно он усваивает, что красота дает ему некие привилегии и права, и это приводит к убеждению, что многое прощается за " красивые глаза" и можно получать все блага жизни без особых усилий. Подобная деформация личности исключают возможность своевременно и оптимально подготовиться к трудностям жизни и провоцирует конфликты.

4. Совершил ошибку — думай, как лучше ее исправить. Для закрепления конструктивного поведения по исправлению своих ошибок подросток должен сам получить навык исправления содеянного. Конечно, извиняться надо, но это мало что меняет. Поскольку в этом возрасте слова еще значат не слишком много, то и извинения подростку ничего не стоят, а вот собственные усилия по " работе над ошибками" приводят к запоминанию вины и способа ее исправления. Он должен усвоить: одного извинения недостаточно, если разбил — почини и горшок, и отношения. Кстати, полезно подсмотреть, как в этих ситуациях поступают другие.

 

Если в нашем магазине мальчик нечаянно толкнет пирамиду консервных банок и она с грохотом обрушится, как поведет себя его мать и окружающие? Все будут кричать и возмущаться. Мать будет ругать сына, окружающие — мать, за то что дурно воспитала ребенка. А если та же ситуация произойдет в Японии? В полной тишине мать и все окружающие начнут восстанавливать разрушенную пирамиду, а восстановив, спокойно продолжат заниматься покупками.

 

Повышенное значение примера обусловлено недостаточной сформированностью понятий, а пример побуждает подражание и развивает личность быстрее, чем объяснения, требующие не только осознания, но и глубинного принятия содержания понятий.

5. Нужна перспектива? Найди героя для подражания. Подражание герою и идентификация с ним — один из наиболее эффективных инструментов развития психики подростка. Уже была отмечена огромная роль воспитании примером, который побуждает подражание, влияет непосредственно на подсознание и формирует личность быстрее, чем апелляция к понятиям. Бесконечные разговоры и нотации взрослых раздражают подростка, а порой и вызывают его агрессию. Если статистика и обобщенные схемы больше убеждают зрелых людей, то " рассказы из жизни", выступая как опосредованные примеры, располагают подростка к доверию в большей степени. Яркий и развернутый пример позволяет увидеть не только как надо поступать в данный момент, но и каким желательно стать в отдаленной перспективе. В ситуации стресса у подростка именно идентификация нередко манифестирует поиском героя, с которым он мог бы реально или мысленно соревноваться в решении возникших проблем.

Подростки, отвергнутые окружением — родителями или референтной группой, склонны к глубинному отождествлению с героем, во всем копируя его поведение. Влияние героических примеров тем более значимо, что развитие идентификации имеет своим следствием и ограничение агрессии против человека, с которым подросток идентифицируется, — этого человека щадят и помогают ему. При этом пример для подражания обычно выбирается не самостоятельно, а навязывается извне социальной средой.

Герой необходим, но влияние его двойственное. Когда герой найден, наступает некоторая нормализация психического состояния. Если же подростки не могут найти для себя подходящих героев, то среди них отмечается рост суицидов, который ряд специалистов непосредственно связывает с неудовлетворительностью сегодняшними героями. Вместе с тем безграничное принятие героя, растворение в нем может оказаться опасным, превращая подростка в фаната модного певца, любимой рок-группы или даже киллера.

6. Отстранение и переключение помогает забыть тревогу. Отстранению может помочь кто-либо из близких. Вот пример:

Девочка любила смотреть фильмы. Она всегда ходила в кино с тетей, которая в пугающие моменты говорила ей, что это всего лишь кино, а в действительности там вокруг стоят осветительные приборы и режиссеры с гримерами, но только на экране их не видно. Такие комментарии снижали остроту переживания, позволяя девочке дистанцироваться от событий на экране.

Кроме отстранения, при ощущении безвыходности ситуации очень помогает переключение на что-либо не только менее болезненное, но и приятное. Однако если проблема очень тревожащая, то без помощи посредника переключиться трудно. В качестве такого посредника может выступать обращение к приятным воспоминаниям. Еще Ф. М. Достоевский в " Дневнике писателя" отмечал особую важность эмоционально положительных воспоминаний детства, которые в дальнейшем, в любом возрасте, способны помогать в критические моменты. Поэтому и вне проблемных ситуаций надо приветствовать задушевные разговоры с друзьями и близкими о приятных событиях. Такие " посиделки" закрепляют значимые положительные эпизоды в памяти и позволяют легче вызвать их при необходимости. Кроме того, они поддерживают положительную самооценку, способствующую поиску выхода из кризисной ситуации.

 

СОВЛАДАНИЕ

 

По мере взросления и развития абстрактно-логического мышления значимыми становятся не только механизмы преодоления, но и навыки совладания, реализующиеся как в поведенческой и эмоциональной, так и в интеллектуальной сфере. Однако для подростка все еще легче успокоиться, переключаясь на другой вил деятельности или другую ситуацию, чем самостоятельно обдумывая произошедшее. Подростки, как и взрослые, используют разные стратегии совладания: поведенческие (занимаются спортом, рисуют, пишут стихи, читают, играют в компьютерные игры, говорят с кем-нибудь), эмоциональные (плачут, грустят, стараются остаться спокойными), интеллектуальные (думают об этом, стараются забыть).

1. Включись в ролевую игру— снимешь тревожность и получишь передышку. Любая игра, спортивная или компьютерная, культурно и социально обусловлена и предлагает приемлемые для общества формы разрешения внутренних противоречий. В процессе игры подросток выводит на поверхность (экстериоризирует) и изживает свою внутреннюю драму и тем самым разряжает очаги внутренних конфликтов. (Эта разрядка в некотором смысле прародитель катарсиса взрослой личности через творчество.)

2. Переживая по поводу своей лживости, вспомни — всем ли ты врешь? Оказывается, нет, чаще чужим людям. Малознакомым лгать психологически проще, чем своим, так как свои верят и ожидают от подростка только хорошего. Отвечая их положительным ожиданиям и доверию, человек невольно старается поступать лучше. Поэтому для воспитания у себя правдивости полезно сменить группу общения — войти в круг людей, с которыми чувствуешь более тесную общность. Прекратить обманывать " своих", которым врать значительно противнее, — первый шаг на пути формирования правдивости.

В. А. Сухомлинский предложил поэтапную стратегию взаимодействия с подростками при обнаружении у них лживости. На первый раз сделать вид, что не заметили. Очень вредно обозначить недостаток словом — это маркирует и закрепляет его. Когда окружающие твердят: " Ты врун, ты лжец, тебе нельзя доверять", — качество, обозначенное понятием, фиксируется и ухудшает характер. В самом крайнем случае, если ситуация не меняется, используется давление через значимую для подростка группу, где он " свой".

3. Используй алгоритм Б. Франклина. Вместо глубинного и агрессивного отторжения норм " взрослых" и их способов оценки твоих поступков (для предотвращения отрицания и подавления) примени подход Франклина. Столкнувшись с тем, что твой поступок взрослыми или друзьями воспринимается как неприемлемый, а твоя позиция как несостоятельная, следует прежде всего подтвердить для себя, что осуждаемый поступок все-таки имел право на существование: в иных условиях такое поведение могло бы принести определенную пользу, а позиция — оказаться правильной хотя бы частично. Надо вспомнить и перечислить ситуации, где такой поступок мог быть оправдан. Тем самым создается необходимый фон для дальнейших усилий. Затем можно задать себе вопрос — во всех ли случаях это справедливо? В каких обстоятельствах это не совсем так или совсем не так? После обдумывания уже другой группы примеров нужно вернуться к реальной ситуации и подумать, к какой группе обстоятельств она относится — к той, когда такой поступок позволителен, или к той, когда нет? Если ко второй, то поведение окружающих становится более приемлемым, а собственная враждебность умеряется пониманием, что правы они только в части случаев [69, с. 108].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.