Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи государственных органов по социальной защите населения.






Переход к рыночной экономике требует коренных изменений в системе социальной защиты населения. Основными принципами новой концепции социальной защиты являются:

Всеобщность социальных прав (социально-экономические и правовые гарантии охватывают всех без исключения граждан и все сферы жизни человека) в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения.

Возрастание роли личных доходов в повышении уровня жизни населения при устранении уравнительности в распределении общественных фондов потребления (ОФП). Переход от модели, ориентированной на низкую цену рабочей силы и высокую долю бесплатных благ и услуг, к новой модели, основанной на высокой цене рабочей силы и платности удовлетворения возрастающих нужд населения. При этом из ОФП обеспечивается минимальный гарантированный уровень материальных благ и услуг для всех слоев населения. Более высокий уровень потребления из ОФП должны получать главным образом социально слабые (незащищенные) слои населения.

Широкое применение в практике социально-экономического планирования и управления должна получить система научно обоснованных социальных нормативов. Важнейшие из них (прожиточный минимум, минимальный уровень заработной платы, пенсии и пр.) должны утверждаться в законодательном порядке на общегосударственном уровне. Их необходимо дифференцировать по регионам на основе единой методологии, с учетом специфики регионов. Эти нормативы будут служить исходной базой при разработке планов и программ социально-экономического развития. Государственные органы должны взять на себя обеспечение равного гарантированного доступа всех граждан к образованию, здравоохранению, жилью, предоставляя эти услуги бесплатно в четко определенных нормативами размерах.

Гибкость системы социальных гарантий с учетом динамизма социально-экономических процессов в условиях рынка для профилактики возможной социальной напряженности.

Роль государственных органов разного уровня за соблюдение социальных гарантий для населения различна.

На федеральном уровне устанавливаются минимальные размеры государственных гарантий; осуществляются общие программы; регулируются распределительные отношения через федеральный бюджет и целевые фонды.

Местные органы власти разрабатывают и реализуют собственные программы, обеспечивают выполнение общих государственных программ по защите граждан на своей территории. Они могут повышать уровень гарантий для отдельных групп населения, вводить дополнительные гарантии для своей территории с финансированием из своего бюджета.

Предприниматели могут устанавливать дополнительные льготы и преимущества своим работникам и членам их семей за счет своих средств.

Большинство отраслей социальной сферы - здравоохранение, физкультура, дошкольное воспитание, образование, жилищно-коммунальное хозяйство - включаются в сферу частичного самофинансирования. Потребности сверх определенного нормативами уровня, предоставляемого бесплатно, оплачиваются трудоспособным населением из личных средств и коллективных фондов предприятий (которые смогут заключать договора на обслуживание работников, создавать больничные и страховые кассы, направляя на эти цели часть заработанных средств). Для социально слабых слоев соответствующие услуги будут в основном оказываться бесплатно, за счет бюджетов всех уровней (из федерального бюджета будут оплачиваться те услуги, которые гарантированы на федеральном уровне, а из остальных бюджетов - дополнительно гарантированные на соответствующем уровне).

Ключевые понятия 9:

Трудовые ресурсы.

Экономически активное население.

Экономически неактивное население.

Рынок труда -

Занятость населения:

Продуктивная занятость

Рациональная занятость определяется отношением продуктивной занятости к общей занятости населения.

Эффективная занятость

Безработица: фрикционная, структурная, циклическая.

Уровень безработицы.

Методы государственного регулирования занятости:

- экономические методы,

- организационные методы,

- административно-законодательные методы.

Варианты политики в области занятости: активный,

Коэффициент вакансий.

Программа решения проблемы занятости населения -Институты по обеспечению эффективной занятости.

- федеральная служба занятости.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция занятости в условиях экономики переходного периода.

2. Методы и формы регулирования рабочих мест и занятости.

3. Теоретические основы решения проблемы занятости.

4. Состояние рынка труда в Российской Федерации.

5. Образование, подготовка и переподготовка кадров.

6. Инструментарий прогнозирования занятости и рынка труда.

7. Программа решения проблемы занятости населения: необходимость разработки и реализации.

8. Права и обязанности федеральной службы занятости.

9. Мероприятия по сокращению уровня безработицы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.