Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие замечания. Если в процессе описания греческих нравов и культуры мы то и дело отмечали, что в данном случае приходится работать на совершенно неподготовленной почве или —






ЕСЛИ В ПРОЦЕССЕ описания греческих нравов и культуры мы то и дело отмечали, что в данном случае приходится работать на совершенно неподготовленной почве или — когда дело касалось отдельных глав — что вводные справочные пособия по данному вопросу отсутствуют, то, переходя к теме греческой проституции, нельзя не сказать, что к ней подобные сетования не относятся. Истинно скорее обратное, и автору нужно чуть ли не оправдываться за обилие работ, посвященных этой теме, количество которых в нашем случае весьма трудно определить даже приблизительно. Поэтому нам остается лишь обработать материал, которым нас снабжают легкодоступные справочники, в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы общая картина вышла достаточно полной, а затем обратиться к деталям, почерпнутым из малодоступных, а потому и менее известных источников.

В греческой античности на продажную любовь смотрели без предрассудков. Дело не только в том, что женщины, которых можно было нанять за деньги, звались гетерами (hetairae), что можно было бы перевести как «подательницы радости» или «подруги»; дело еще и в том, что об этих жрицах Венеры говорили и писали совершенно открыто и без тени смущения, а весомейшая роль, которую они играли в частной жизни, нашла свое отражение также и в греческой литературе. Существовало множество сочинений как о гетерах вообще, так и о гетерах отдельных городов, особенно таких, как Коринф или Афины. Даже великий грамматик и филолог Аристофан Византийский (Ath., xiii, 567a; A. Nauck, Arist. Byz. Grammatici Alexandrini Fragmenta, 1848) не считал, что унижает свое достоинство, публикуя разыскания о жизни афинских проституток. Из авторов подобных разысканий, согласно списку, приводимому Афинеем, могут быть названы также ученик Аристофана, знаменитый исследователь Гомера Каллистрат (Ath., xiii, 59Id) и филологи Аполлодор, Аммоний Анти-фан и Горгий (Аполлодор, см. Susemihl, II, 41, 54; Аммоний — ib. II, 155, 43; Горгий - Ath., xiii, 567a, 583a, 596f).

Фактически от всех этих сочинений сохранились одни названия. Однако до нас дошли остроумные «Разговоры гетер» Лукиана, и на нижеследующих страницах мы переведем или, по меньшей мере, кратко изложим другие источники в соответствии с их содержанием.

Мы уже упоминали «Письма гетер» Алкифрона и приводили некоторые выдержки из них. О «Хриях» Махона, представляющих


собой собрание анекдотов, мы будем говорить в настоящей главе115.

Терминология. Если греки хотели избежать скверного слова «шлюхи» (π ό ρ ν α ι), они деликатно называли дев, продающих свои услуги за деньги, «гетерами» (ε τ α ΐ ρ α ι), то есть «товарками» или «подругами». Существовало множество иных — более или менее грубых — наименований; такие лексикографы, как Поллукс и Гесихий, указывают несколько дюжин синонимов. Среди обозначений, собранных последним, имеются такие: ά π ό φ α ρ σ ι ς, «преграждающая дорогу»; γ ε φ υ ρ ί ς, «мостовая», или женщина, слоняющаяся у мостов; δ α μ ι ο υ ρ γ ό ς, «ремесленница»; δ η μ ι 'η, «публичная женщина»; δ ρ ο μ ά ς, «бегунья»; έ π ι π α σ τ ά ς, «постельничья»; κ α σ α λ β ά ς (Аристофан, Eccles., 1106) и κ α σ ά λ β η, по схолиасту к «Всадникам», 355, составлены из κ α λ ε ί ν и σ ο β ε ΐ ν, ибо проститутки сначала «завлекают» мужчин, а затем «гонят их прочь» — весьма сомнительная этимология; сюда же относится глагол κ α σ α λ β ά ζ ε ι ν («Всадники», 355), означающий «обращаться, как с проституткой»; см. Гермипп в схолиях к «Осам», 1164. Схожие обозначения «шлюхи» суть κ α σ α ύ ρ α, κ α σ α υ ρ ί ς, κ α σ -ω ρ ν 'ς (Ликофрон, 1385), κ α σ ω ρ ΐ τ ι ς (Антифан у Евстафия, 741, 38) и κ ά σ σ α (Ликофрон, 131). С ними могут быть сопоставлены слова κ α σ ά λ β ω ν, κ α σ α υ ρ ε ΐ ο ν («Всадники», 1285) и κ α σ ώ ρ ι ο ν — все со значением «публичный дом».

Гесихий (Поллукс, vii, 203; Гесихий, π ε ρ ί ε τ α ί ρ ω ν κ α ι π ό ρ ν ω ν; ср. также Евстафий, комм, к «Илиаде», xxiii, 755) перечисляет и другие обозначения шлюх: κ α τ ά κ λ ε ι σ τ ο ς, «закрытая» (коринфск.), о девушках, содержащихся в публичном доме; λ υ π τ ά (глосса, дошедшая, вероятно, в искаженном виде, означающая собственно «волчица» — намек на алчность и жадность проституток); λ ω γ ά ς, возможно, то же, что и λ α ι κ ά ς (Аристенет, 2, 16); также λ α ι κ ά σ τ ρ ι α (Аристофан, «Ахар-няне», 529), λ α ι κ ά ζ ε ι ν, «распутствовать» (Аристофан, Thesm., 57, «Всадники», 167) и λ α ι κ α ν (Гесихий) с тем же значением; также λ ω γ ά ν ι ο ς, собственно говоря, «игральные кости», поскольку проститутки попадают в руки мужчин, а затем отбрасываются прочь; μ α χ λ ά ς (Anth. Pal., v, 301, 2) и μ α χ λ ί ς, также μ α χ λ ο σ υ ν η (Гомер, «Илиада», xxiv, 30), μ α χ λ ό τ η ς (Схол. к Ликофрону, 771; Etym. Magn., 524, 24) и μ α χ λ ο ΰ ν, «вести себя подобно шлюхе», μ α χ λ ε ύ ε ι ν, «заниматься проституцией»; μ α χ λ ι κ ό ς, «распутный» (Манефон, iv, 184) — все производные от μ α χ λ ό ς, «нечистый, похотливый» применительно к женщинам; применительно к мужчинам тот же смысл имело слово λ ά γ ν ο ς (Lobeck, комм, к Фриниху, 184). К тому же корню, несомненно связанному с λ α γ ώ ς, «заяц» (животное, славившееся своей похотливостью), принадлежат также слова λ α γ ν ε ί α — «семяизвержение» (Аристотель, «О природе животных», vi, 21), имеющее и более общее значение «похоть», а кроме того λ ά γ ν ε υ μ α (у Гиппократа) и λ α γ ν ε ύ ε ι ν — с общим значением «сладострастничать» (Лукиан, Rhet. praec., 23).

 

115 Из современных описаний греческой проституции могут быть названы: F. Jacobs, Vermischte Schriften, iv, 311; Becker-Goll, Charicles, ii, 85, Berlin, 1877; Limbourg-Brouwer, Histoire de la civilisation morale et religieuse des Grecs, ii, 174, Groningen, 1883; Pauly-Wissowa-Kroll, Realenzyklopadie der klassischen Altertumswissenschaft, viii, Sp. 1331, Stuttgart, 1913.


Другие наименования из Гесихия: π ώ λ ο ς, «жеребенок»; Евбул (САР, II, 193) назвал гетер «жеребятами Афродиты». Σ α λ α β α κ χ ώ — имя шлюхи у Аристофана («Всадники», 765; Thesmoph., 805), которым обитатели Аттики называли всех представительниц этого ремесла. Σ ι ν δ ι ς, в собственном смысле слова, — «женщина из страны синдов», обитавших у подножия Кавказа, отсюда — «проститутка»; σ π ο δ η σ ι λ α ύ ρ α (Евстафий, 1921, 58), в собственном смысле слова, — «подметалка»; σ τ α τ ή (безусловно, искаженное чтение) объясняется у Гесихия при помощи слова κ ά ρ δ ο π ο ς — «квашня»; σ τ ε γ ί τ ι ς — «покрывалыцица»; χ α μ ο α τ ύ π η (Тимокл у Афинея, xiii, 570f и в др. местах) — собственно, «лежащая на земле»; также χ α μ α ι τ υ π ε ί ο ν — «публичный дом» (Лукиан, «Нигрин», 22 и в др. местах); χ α μ α ί τ υ π ο ς (Полибий, viii, 11) — «торговец проститутками» и «проститутка»; χ α μ α ι τ υ π ι α (Алкифрон, 3, 64) — «торговля проститутками»; χ α μ α ι τ υ π ι κ ό ς — «подобный шлюхе»; χ α μ α ι τ υ π ι ς — «шлюха», также χ α ι μ ε τ α ρ ί ς и χ α ι μ ε υ ν ά ς (Ликофрон, 319).

Что касается содержателей публичных домов, сводников и сводниц, сутенеров и прочих, то для них греческий язык располагал множеством словечек; некоторые из них были в высшей степени «крутыми»; филологически подготовленного читателя я должен отослать к указателю к четвертому тому выполненного Морицем Шмидтом большого издания Гесихия (Jena, 1857), а также к упоминавшейся в примечании на с. 225 статье из «Энциклопедии реалий» Паули-Виссова-Кролля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.