Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субтест 4. Примечание к обработке результатов






  1. Лиса, бабочка, голубь...
  2. Платье, куртка, носки...
  3. Дерево, ландыш, яблоня...
  4. Кастрюля, блюдце, ложка...
  5. Ребенок, учитель, мужчина...

Примечание к обработке результатов. К.М. Гайдар предлагает определять " зону ближайшего развития" не только путем подсчета суммарного балла, высчитанного из оценок, полученных при решении проб со второй попытки после стимулирующей помощи, но и как отношение числа случаев, когда ребенок принял помощь психолога (после предложения подумать еще) и получил 0, 5 баллов к числу случаев, когда он этой помощи не принял и получил 0 баллов.

МЕТОДИКА " ЛАБИРИНТ" 20

Цель: выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации) у детей 6 - 8 лет.

Материал: тестовая тетрадь или комплект листов, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на концах, а также " письма", условно указывающие путь к одному из домиков. Первые два листа (А и Б) соответствуют вводным задачам.

Ход работы: детям вначале даются вводные задачи, затем по порядку задачи 1 - 10 (листы 1 - 10 соответственно).

Инструкция дается после того, как дети открыли 1-й лист тетради с вводной задачей. " Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. (Психолог указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти от травки мимо елочки, а потом мимо

грибка, тогда найдете правильный домик. Все найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы".

Психолог смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй вводной задаче, экспериментатор предлагает детям перевернуть лист и говорит: " Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону". При этих словах психолог проводит по чертежу в " письме".

Решение задачи снова проверяется, ошибки проверяются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1 - 2: " В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните".

К задаче 3: " Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 4: " Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, елочки, потом стульчика. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задачам 5 - 6: " Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".

К задачам 7 - 10: " Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".

Обработка результатов. При обработке результатов по каждой из задач 1 - б за каждый правильный поворот начисляется 1 балл. Поскольку в задачах 1 - 6 необходимо сделать четыре поворота, максимальное количество баллов за каждую из этих задач - 4. В задачах 7 - 10 за каждый правильный поворот начисляется 2 балла. В задачах 7 - 8 (два поворота) максимальное количество баллов равно 4, в задачах 9 - 10 (три поворота) - 6 баллов.

Все баллы, полученные ребенком в отдельных задачах, суммируются. Таким образом вычисляют суммарный балл (СБ). Максимальное количество баллов по методике " Лабиринт" - 44.

Критерии оценки полученных результатов:

  • 1) 0 - 13 баллов - I уровень (низкий уровень развития наглядно-схематического мышления);
  • 2) 14 - 22 балла - II уровень (уровень ниже среднего);
  • 3) 23 - 28 баллов - III уровень (средний);
  • 4) 29 - 36 баллов - IV уровень (уровень выше среднего);
  • 5) 37 - 44 балла - V уровень (высокий).

Ниже приводится стимульный материал, к методике " Лабиринт".

Вводные задачи

МЕТОДИКА " ЭХО" 21

Цель: выявление у детей 6 - 7 лет возможности произвольного воспроизведения отдельных звуков и звукосочетаний, без чего невозможно обучение чтению, а также особенностей развития фонематического слуха и возможного нарушения артикуляции.

Материал: в качестве материала для воспроизведения предлагаются отдельные звуки и звукосочетания:

  • три гласных звука - а, о, и или а, о, у или у, а, и
  • три глухих согласных - п, с, т или ф, к, с или ш, т, х
  • три звонких согласных - б, з, д или б, р, д или н, м, з
  • три слога, состоящих из двух звуков - та, ру, лы или ба, ди, но или му, ле, ры
  • три звукосочетания из двух согласных звуков - ст, вр, кт или жд, кр, зн или сп, хр, фл
  • три оппозиционные пары согласных звуков - бп, дт, вф или пб, сз, фв или тд, зс, бп

Ход работы: методика представляет собой игру, где ребенок исполняет роль эха. Перед игрой экспериментатор объясняет ребенку, что такое эхо и как оно умеет повторять слова, потом предлагает поиграть. Ребенок в процессе игры должен повторять в точности любые звуки и звукосочетания, которые услышит.

Обработка результатов. Проводится количественно и качественно. Каждый неправильно произнесенный звук оценивается 1 баллом. При этом важно зарегистрировать, что произносит ребенок вместо требуемого звука, при произнесении каких фонем, звукосочетаний и слогов он испытывает затруднения. Отказ от воспроизведения оценивается 1 баллом, независимо от количества звуков.

Критерии оценки полученных результатов: о сформированности фонематического слуха у ребенка, умения произвольно воспроизводить звуки и звукосочетания говорит результат, равный 0 баллов. Чем больше баллов набирает ребенок, тем хуже развит у него фонематический слух.

В случае обнаружения серьезных дефектов в этой области психологу следует обратить внимание родителей на необходимость занятий ребенка с логопедом.

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ 22
(Е.Л. Бережковская, Н.С. Баренцева)

Цель: изучение сформированности у старших дошкольников звукового анализа слов (умения последовательно вычленять звуки в трех-, четырех-, пятизвуковых словах).

Материал: набор из трех-, четырех-, пятизвуковых слов.

шар рама ветка
пол март сумка
дым слон каток

Инструкция: " Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду называть слово, а ты в ответ будешь произносить все звуки по порядку, которые слышишь в этом слове. Говори четко и громко".

Ход работы: экспериментатор называет ребенку слово и записывает последовательно все звуки, которые ребенок выделяет в этом слове. Если ребенок затрудняется выполнить задание, ему можно помочь, задавая вспомогательные вопросы.

Обработка результатов:

  • 1) если ребенок смог (сам или с помощью вспомогательных вопросов взрослого) выделить все звуки в слове по порядку, ему присуждается 3 балла;
  • 2) при частичном выполнении задания - 2 балла;
  • 3) отказ от работы или неспособность ребенка хотя бы частично выделить звуки слова - 1 балл.

Таким образом, максимальная сумма баллов, которую может набрать ребенок, выполнив задание полностью, - 27 баллов, минимальная - 9 баллов.

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 23
(А.А. Павлова, Л.А. Шустова)

Цель: выявление особенностей речевого развития детей 6 - 8 лет.

Материал: рассказ В. Сухомлинского " Стыдно перед соловушкой" 24 или какой-нибудь другой.

Стыдно перед соловушкой

" Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? Брось под куст, никто не увидит.

- Стыдно перед соловушкой, - тихо сказала Лида".

Инструкция: " Сейчас ты услышишь рассказ. Слушай внимательно, а потом перескажи его как можно подробнее".

Ход работы: психолог зачитывает ребенку рассказ, а затем просит пересказать его как можно подробнее и сформулировать основную мысль. Если ребенок не заканчивает пересказ самостоятельными выводами, свидетельствующими о понимании рассказа, ему задают вопросы:

  • Почему Лида сказала: " Стыдно перед соловушкой"?
  • Почему Лида не бросила мусор, как Оля?

В качестве еще нескольких рассказов, которые можно использовать с обозначенной выше целью, в психологической литературе рекомендуются следующие25.

Муравей и голубка

" Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела".

Лев и мышь

" Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: " Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро". Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услыхала львиный рев и перегрызла веревки. Вот так и спасла ему жизнь".

Обработка и анализ результатов. Следует проанализировать пересказ ребенка с точки зрения следующих параметров:

  • 1) понимание прослушанного рассказа. При этом понимание можно проанализировать на трех уровнях: на уровне целого текста, на уровне отдельных тем, на уровне отдельных предложений и слов;
  • 2) возможность программирования ребенком текста-пересказа - способность ребенка к построению программы высказывания и ее вербальной реализации;
  • 3) лексический состав речи - те средства, с помощью которых осуществляется программа пересказа;
  • 4) речевая активность - способность ребенка без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль, строить сюжетный рассказ.

Для того чтобы дать в целом характеристику речевого развития ребенка, вводится балльная оценка по каждому параметру.

1. Понимание - оценивается максимальным количеством баллов, поскольку понимание является основой коммуникативного взаимодействия учителя и ученика. Адекватные ответы на вопросы по смыслу текста оцениваются 10 баллами. При наличии в пересказе специальных высказываний, указывающих на то, что основная мысль текста понята ребенком правильно,

дополнительно к 10 баллам за понимание ставится 1 балл за проявление речевой активности.

В некоторых пересказах может наблюдаться неадекватное фантазирование, изменение сюжетной линии рассказа и, соответственно, его общего смысла. Это фантазирование скорее всего можно ожидать в тех случаях, когда ребенок не понял какой-либо части текста или упустил что-либо по невнимательности. Этот феномен следует отличать от творческого фантазирования ребенка, когда он может придумать предысторию или продолжение рассказа, дополнить действия в рассказе подробностями, новыми деталями и событиями, сохраняя его общий смысл.

2. Программирование текста-пересказа - оценивается по умению воспроизвести все темы текста в соответствии с основным смыслом. Если пересказ содержит все темы - 5 баллов. Если ребенком дается краткий пересказ с наличием основных тем, необходимых для передачи смысла, - 3 балла. Если в пересказе имеются лишь элементы для связывания тем - 1 балл.

3. Использование собственной лексики, правильность употребления слов, правильность образования формы слов - 1 балл. Введение ребенком в пересказ собственной лексики является проявлением речевой активности, за что дополнительно ставится 1 балл.

4. Речевая активность. О речевой активности свидетельствуют некоторые показатели оценки понимания и лексики - это специальные высказывания, указывающие на понимание смысла текста, и введение ребенком в пересказ собственной лексики (см. выше). Кроме того, речевая активность оценивается в 1 балл по показателям отсутствия пауз в пересказе и способности ребенка самостоятельно, без подсказок и наводящих вопросов, пересказать текст.

Для заключения об особенностях речевого развития ребенка в целом требуется соотнести его сумму баллов с максимально возможной (по группе обследованных детей).

Приложение 3

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
ГОТОВНОСТИ

МЕТОДИКА " РИСУНОК ШКОЛЫ" 26
(А.И. Баркан)

Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к школе детей 6 - 8 лет27.

Материал: 1) стандартный лист белой нелинованной бумаги; 2) набор карандашей из 6-ти стандартных цветов: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный.

Ход работы: психолог предлагает ребенку на одной стороне листа бумаги нарисовать школу, а на другой - детский сад или дом (в том случае, если выясняется, что ребенок не посещает детский сад). Время работы не ограничивается. После окончания рисования ребенка спрашивают, куда бы ему хотелось пойти: в школу или детский сад (домой). Затем с ребенком проводится беседа, из которой экспериментатор узнает его самые любимые и нелюбимые цвета.

Инструкция: " Нарисуй, пожалуйста, на одной стороне этого листа школу, а на другой - детский сад (дом)". Больше ничего ребенку не говорят. Если он спрашивает, как рисовать и т.п., психолог должен ограничиться фразой: " Как умеешь, как хочешь, так и рисуй".

Критерии анализа рисунка. Эмоциональное отношение испытуемого к школе определяется по цветовой гамме, сюжету рисунка и общей длине линий всех изображенных предметов на рисунке школы и другого коллектива.

Цветовая гамма рисунка оценивается по преобладанию теплых (первая половина спектра) или холодных

(вторая половина спектра) тонов. Для более детального уточнения площади каждого цвета может быть использован планиметр. Цвет передает все эмоциональные оценки ребенка по отношению к изображаемому. Известно, что дети свое положительное отношение к предмету выражают яркими, чистыми тонами и сочетанием их, а отрицательное эмоциональное отношение - при помощи темных тонов (черный, серый, темно-коричневый, темно-синий). То, что дети считают красивым, они изображают в теплых тонах, то, что считают некрасивым, - в холодных. Для большей эмоциональной убедительности дети используют " неподражательный цвет", несущий гамму положительных чувств к изображаемому. Причем чем замысловатее соотношение цветов, тем эмоциональнее относится ребенок к изображаемому предмету (имеется в виду положительное эмоциональное отношение).

Сюжет рисунка, отражающий социальный опыт ребенка, имеет большое значение в анализе. О положительном отношении к школе может свидетельствовать тема учения в рисунке и связанные с ней атрибуты, например, появление цифр: 2, 3, 4, 5. Причем 5, как правило, - это самое красивое число, а 2 - самое некрасивое, плохое. Оценка сюжета рисунка включает следующие компоненты:

  • 1) предпочитаемый сюжет (школа или детский сад);
  • 2) характер сюжета в динамике (застывший или варьирующий);
  • 3) наличие декоративных элементов, орнамента, симметричных изображений;
  • 4) время года на рисунке;
  • 5) как изображено солнце (сияет или в тучах);
  • 6) наличие дополнительных элементов, оживляющих сюжет.

Линия рисунка также является информативным признаком. Красивое, нравящееся дети обычно вырисовывают очень старательно, а некрасивое изображают нарочито небрежно. Красивое легко выделить. Это длинные сложные линии разной толщины. Некрасивое дети рисуют прерывающимися линиями одинаковой длины и толщины. Как средство украшения рисунка они используют орнамент и симметричные изображения, что подчеркивает их положительное эмоциональное отношение

к объекту изображения. Общая длина линий всех предметов определяется курвиметром.

Интерпретация некоторых аспектов рисунка. При отрицательном эмоциональном отношении к школе рисунок ребенка содержит гораздо больше черных, темно-синих, коричневых тонов, чем рисунок этого же ребенка, посвященный детскому саду (дому), на котором преобладают красные, желтые, зеленые тона. При негативном эмоциональном отношении к школе площадь холодных тонов, как правило, хоть незначительно, но превышает общую площадь тех же тонов при изображении другого коллектива, к которому ребенок настроен более благоприятно. В этом случае на рисунке царит траур: черные стены, окна, двери, занавески; даже детские фигурки изображены с черными волосами, черными глазами, в черных одеждах. Сюжет, рассказывающий о школе, как правило, носит застывший, сглаженный характер. На рисунке отсутствуют декоративные элементы в оформлении сюжета. Если изображено здание школы, то оно, обычно, некрасивое, около него нет людей и цветов. Почти не встречается изображение класса, других элементов учебной деятельности. Как правило, на таких рисунках преобладают зима и осень; если осень, то обязательно идет дождь.

Как крайний вариант отрицательного эмоционального отношения к школе следует отказ ребенка выполнить рисунок на тему школы.

При положительном эмоциональном отношении школа на рисунке обычно окрашена в праздничные яркие и теплые тона. Сюжет варьируется. В него включается много дополнительных элементов, оживляющих рисунок. Если нарисована школа, то чаще всего в окружении признаков лета или весны. На небе сияет солнце. Изображение на рисунке учебной деятельности (в частности, класса, доски, на доске пятерки) отражает желание ребенка идти в школу. Если изображается здание школы, то перед ним всегда дети, спешащие на урок. На дверях школы надпись " Добро пожаловать! "

При не сформировавшемся у ребенка определенном эмоциональном отношении к школе на его рисунках детского сада и школы цветовая гамма практически одинаковая.

МЕТОДИКА " ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР" 28
(Г.А. Цукерман)

Цель: изучение характерных для ребенка эмоциональных состояний в разных жизненных ситуациях.29

Материал: 1) бланк, на котором нарисован " эмоциональный термометр"; 2) чистый " эмоциональный термометр" (без каких бы то ни было значков). Можно использовать просто лист белой нелинованной бумаги; 3) набор фишек - значков всех пяти цветов, вырезанных из бумаги с клеящимся слоем.

Каждый значок термометра цветной:

  • # # # # " Мне крайне скверно" - черный,
  • ~ ~ ~ ~ " Мне плохо" - коричневый,
  • @ @ @ @ " Мне несколько не по себе" - зеленый,
  • * * * * " Мне хорошо" - желтый,
  • !!!! " Я блаженствую" - красный.

Цветовые обозначения выбраны совершенно произвольно, без учета культурной символики цветов.

Цветные обозначения на термометре особенно важны для тех детей, кто еще не умеет читать.

Инструкция: " Я предлагаю тебе сыграть в одну интересную игру. Давай измерим твое настроение. Я покажу тебе, как это можно сделать. Вот это термометр. Но он необычный. Он измеряет не температуру тела, а твое настроение. Вот такой же термометр, но пока он ничего не показывает. Возьми эти фишки, которые обозначают разные настроения. Я буду спрашивать тебя о разных случаях в твоей жизни, а ты будешь прикреплять на термометр те фишки, которые

будут обозначать, как ты чувствуешь себя обычно в тех или иных ситуациях".

Ход работы: эксперимент проводится индивидуально. Психолог рассказывает ребенку, какое настроение обозначено каждым из пяти значков, а затем показывает, как можно приклеивать фишки на термометр. Убедившись, что ребенок понял инструкцию, психолог задает ему ряд вопросов. Приведем несколько примеров подобных вопросов.

Для дошкольников:

  1. Как ты себя чувствуешь в детском саду?
  2. Когда ты играешь в школу, как ты себя чувствуешь?
  3. Как ты себя чувствуешь на подготовительных занятиях в школе?

Для первоклассников:

  1. С каким настроением ты идешь в школу?
  2. Как ты себя чувствуешь, когда общаешься с одноклассниками?
  3. Когда учительница спрашивает тебя на уроке, как ты себя чувствуешь?

Проводится качественный анализ ответов испытуемого.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УМЕНИЯ СОХРАНЯТЬ ЦЕЛЬ
В УСЛОВИЯХ ЗАТРУДНЕНИЯ УСПЕХА 30
(Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)

Цель: изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха у детей 6 - 8 лет.

Материал: 1) 7 разных открыток, разрезанных на 4 части по диагоналям; 2) 2 одинаковые открытки, одна из которых разрезана на 4 части по диагоналям.

Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Включает 4 серии.

Серия 1. Психолог на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.

Инструкция: " Собери одну открытку".

Серия 2. Психолог дает ребенку перемешанные части других пяти открыток, показывает целую и предлагает собрать такую же. При этом образец не убирается, способ действия не показывается.

Инструкция: " Собери такую же открытку".

Серия 3. Психолог дает ребенку тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагает собрать из частей одну открытку. Образец не дается, способ действия не показывается.

Инструкция: " Собери одну открытку".

Серия 4. Ребенку дается тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагается собрать из этих частей как можно больше открыток.

Инструкция: " Собери из этих частей как можно больше открыток".

Во всех сериях в случае затруднения психолог подсказывает ребенку решение. Время выполнения задания не ограничивается.

Анализ результатов. Путь решения значения не имеет. Важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности, при неудачах, а также как это зависит от возраста испытуемого. Деятельность ребенка анализируется с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с трудностями. Отсюда делается вывод об уровне волевого развития ребенка.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
В УСЛОВИЯХ ПОМЕХ 31
(Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)

Цель: изучение достижения цели в условиях помех у детей 6 - 8 лет.

Материал: лист белой бумаги в клетку, цветной карандаш, колокольчик, яркая игрушка, детская книжка, секундомер.

Инструкция: " Заполни весь лист, рисуя в каждой клеточке черточку".

Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Психолог предлагает ребенку заполнить весь лист бумаги, рисуя в каждой клеточке черточку. В процессе выполнения задания психолог создает помехи: звонит в колокольчик, ставит перед ребенком яркую игрушку, кладет на стол детскую книгу, предлагает ребенку вместе поиграть и т.д.

Обработка данных: во время исследования психолог ведет протокол. Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, то в протоколе отмечается отсутствие отвлечения, т.е. выполнение задания (+). Если ребенок на время прерывает деятельность, например рассматривает игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, в протоколе фиксируется наличие отвлечения (±). Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, в протоколе отмечается невыполнение (-). Фиксируется время отвлечений.

Анализ результатов. Анализируются особенности поведения ребенка в ходе выполнения задания, их зависимость от содержания раздражителя. Делается вывод об умении ребенка достигать цель в условиях помех, об уровне его волевого развития.

Приложение 4

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ

БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ 32
(Т.А. Нежнова)

Цель: диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.

Материал: бланк с программой беседы.

Ход работы: обследование проводится индивидуально с первоклассником в первые месяцы обучения (если беседа проводится с дошкольником во время приема в школу, то времена глаголов в вопросах соответственно изменяются). Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются данные наблюдения во время беседы с ним.

Вопросы:

  1. Хотел ли ты идти в школу? (выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе).
  2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу).
  3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили)? (какие собственные действия или действия родителей ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе).
  4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (элементы школьно-учебной действительности, наиболее привлекательные для детей).
  5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (отсутствие или наличие у ребенка учебной ориентации в ситуации необязательности посещения школы).
  6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока - о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (место школьно-учебных интересов среди всех в условиях свободного выбора).
  1. Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учителем? Дома с учителем или в школе с мамой? (предпочтение школьным организационным формам учения).

Оценка беседы: за ответ, содержащий предпочтение школьно-учебной тематики, приписывают А; за формальный, внешний, " дошкольный" и прочие ответы - Б; за отказ от ответа - С.

Оцениваются вопросы 3 - 6. За каждый ответ присуждается 1 балл (кроме ответов на 1 и 2 вопросы).

Критерии оценки полученных результатов.

Высший балл - 4А - говорит о сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

Низший балл - 4Б - говорит о несформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ
" БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ" 33
(Т.А. Нежнова)

Цель: выявить наличие или отсутствие у детей дошкольного и младшего школьного возраста основных компонентов внутренней позиции школьника, которыми являются следующие:

  • а) ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  • б) проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий: 1) предпочитает уроки грамоты и счета занятиям " дошкольного" типа (рисование, пение, физкультура, труд), 2) имеет содержательное представление о подготовке к школе;
  • в) отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения: 1) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, 2) положительно относится к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины), 3) предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений (сладости, подарки и т.п.);
  • г) признает авторитет учителя.

Материал: набор коротких историй.

Ход работы: беседа проводится строго индивидуально. Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются также данные наблюдения за ребенком во время беседы с ним.

Психолог знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада - хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задается 1-й вопрос " Беседы":

1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее психолог говорит: " Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало или случалось, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой".

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: " Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь? " (С воспитанниками детского сада речь идет об отсрочке поступления в школу). Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась и поступила по-своему) - договорилась и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже б лет, но он не ходит ни в нулевой класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: " Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к 1-му классу? " Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так: чтобы не ты ходил каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно приходила бы учительница и занималась с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: " Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

7. Представь себе, что есть две школы - школа " А" и школа " Б". В школе " А" расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура изредка, не чаще раза в неделю. А в школе " Б" все наоборот: ежедневно - физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

8. В школе " А" от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя и делали все так, как он велит: не разговаривали на уроках, поднимали руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе " Б" не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спросу. В какой школе тебе бы хотелось учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница

сказала: " Сегодня Миша (называется имя ребенка) учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить его за такое хорошее учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? " Что бы ты предпочел получить в награду за хорошее учение?

Оценка беседы: ответ на каждый вопрос оценивается как " школьный" или " дошкольный" (соответственно " А" или " Б"). Некоторые примеры.

1-й вопрос. " А": уроки грамоты и счета - это занятия, присущие именно школе, по содержанию и форме они не имеют аналогов в дошкольной жизни ребенка и олицетворяют для него новую, собственно школьную действительность. " Б": дошкольные виды деятельности - уроки художественно-физкультурно-трудового цикла - близки и знакомы ребенку по предыдущему периоду и продолжаются в школе. В эту же группу включаются и прочие не связанные с собственно учением занятия: игры и внеурочное времяпрепровождение, еда, гуляние, общение с товарищами и т.д.

3-й вопрос. " А": учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены те или иные действия по самообразованию: самостоятельные занятия по школьным учебникам, выяснение заданий у товарищей и выполнение их и т.п. " Б": дошкольные и прочие - игры, гуляние, рисование, конструирование, помощь родителям по хозяйству и т.д. без упоминания о каких-либо учебных действиях.

4-й вопрос. " А": содержательные - освоение некоторых навыков чтения, счета, письма. " Б": формальные - приобретение формы, школьных принадлежностей.

Интерпретация вопросов и ответов в соответствии с компонентами внутренней позиции школьника.

  1. Общее отношение к школе и учению.
    • 1.1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предлагаемого отпуска или отсрочки) - 2-й вопрос.
    • 1.2. Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения) - 3-й вопрос.
  2. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий.
    • 2.1. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в которой занятия грамотой и счетом заменены уроками художественно-физкультурного цикла) - 7-й вопрос.
    • 2.2. Предпочтение уроков грамоты и счета " дошкольным" видам деятельности (рисование, пение, физкультура, труд) и прочему времяпрепровождению в школе (игры на переменах, обед, прогулка и т.д.) - 1-й вопрос.
    • 2.3. Содержательное представление о подготовке к школе - 4-й вопрос.
  1. Ориентация на новые собственно школьные формы организации деятельности и поведения.
    • 3.1. Предпочтение коллективных классных занятий индивидуально-домашней форме обучения - 5-й вопрос.
    • 3.2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины обязательно - 8-й вопрос.
    • 3.3. Предпочтение отметки как формы оценки учебной работы другим видам поощрения - сладости, игрушки - 9-й вопрос.
  2. Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями) - 6-й вопрос.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
И ПЕРВОКЛАССНИКОВ 34
(М.Р. Гинзбург)

Экспериментальные материалы и система оценок предложены И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой (1993).

Цель: изучение доминирующей мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.

Материал: текст рассказа и шесть сопроводительных картинок.

Инструкция: " Сейчас я прочитаю тебе рассказ" (зачитывается рассказ35 и одновременно перед ребенком на столе выкладываются картинки, иллюстрирующие его).

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: " Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком № 1: женская фигура с указывающим жестом: передней фигура ребенка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

Второй мальчик (девочка) сказал: " Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился".

Выкладывается карточка с рисунком № 2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

Третий мальчик сказал: " Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

Выкладывается карточка с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)

Четвертый мальчик сказал " Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".

Выкладывается карточка с рисунком № 4: две фигурки, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль (Позиционный мотив.)

Пятый мальчик (девочка) сказал: " Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать кем захочешь".

Выкладывается карточка с рисункам № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

Шестой мальчик сказал:

" Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки". Выкладывается карточка с рисунком № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

Ход работы: после прочтения рассказа ребенку задаются вопросы:

  • - А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? - Выбор I.
  • - С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? - Выбор II.
  • - С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? - Выбор III.
  • Ребенок последовательно осуществляет три выбора картинок. Если содержание прочитанного рассказа недостаточно прослеживается в ответах ребенка, ему задают контрольный вопрос: " А что этот мальчик сказал? ", чтобы психолог мог быть уверен в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в протокол и затем оцениваются экспериментатором.

Протокол

Обработка данных: за выбор того или иного мотива начисляется определенный балл:

  • внешний мотив (№ 1) - 0 б.; - позиционный мотив (№ 4) - 3 б.;
  • учебный мотив (№ 2) - 5 б.; - социальный мотив (№ 5) - 4 б.;
  • игровой мотив (№ 3) - 1 б.; - мотив отметки (№ 6) - 2 б.

По каждому мотиву, согласно протоколу, баллы суммируются.

Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов, соответствующих определенному мотиву.

Оценка и анализ результатов: доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему

количеству баллов. Вместе с тем надо учитывать, что ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие у испытуемого предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

МЕТОДИКА " НАРИСУЙ СЕБЯ" 36
(A.M. Прихожан и З. Василяускайте)

Цель: изучение самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей 6 - 9 лет.

Материал: 1) сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист белой нелинованной бумаги. 1-я страница остается чистой, здесь после работы ребенка психолог записывает необходимые сведения о нем. На 2-й, 3-й и 4-й страницах сверху подписано: " плохой мальчик (девочка)", " хороший мальчик (девочка)", " я"; 2) четыре цветных карандаша: черный, коричневый, синий, красный.

Ход работы: обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Время работы, как правило, 30 - 40 минут.

Плохой персонаж рисуется черным и коричневым карандашами, хороший персонаж - синим и красным, себя ребенок рисует всеми четырьмя карандашами.

Инструкция: " Нарисуй вот здесь плохого мальчика (девочку)". Экспериментатор раскрывает перед ребенком 2-ю страницу и дает два карандаша: черный и коричневый. Когда ребенок закончит эту работу, экспериментатор продолжает: " А теперь вот здесь нарисуй хорошего мальчика (девочку)". При этом ребенку показывают 3-ю страницу и дают два карандаша: синий и красный. После окончания этой работы психолог предлагает ребенку: " А теперь вот здесь нарисуй себя". Перед ним раскрывают 4-ю страницу и предлагают все четыре карандаша.

Обработка и интерпретация данных 37. Включает следующие моменты:

1. Анализ " автопортрета":

  • а) наличие всех основных деталей;
  • б) полнота изображения;
  • в) количество дополнительных деталей;
  • г) тщательность их прорисовки;
  • д) статичность или представленность фигурки в движении;
  • е) включение персонажа в какой-либо сюжет: игру и т.п.

Известно, что наличие дополнительных деталей (подробная прорисовка, " разукрашивание") свидетельствует о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение. Изображение фигурки в движении, сюжетная интерпретация указывают на активное, творческое отношение к действительности.

2. Сопоставление " автопортрета" ребенка с рисунком " хорошего" и " плохого" персонажа по следующим параметрам:

  • а) размер " автопортрета" по сравнению с размерами двух других рисунков. Чем он больше, тем лучше отношение к себе;
  • б) цвета, использованные в " автопортрете", количество каждого цвета, их соответствие цветам " хорошего" или " плохого" ребенка;
  • в) повторение в " автопортрете" деталей рисунков " хорошего" или " плохого" ребенка (одежда, головной убор, игрушка, флажок, рогатка, цветок и т.п.);
  • г) наличие в " автопортрете" новых деталей, их характер;
  • д) общее впечатление о похожести " автопортрета" на рисунок " хорошего" или " плохого" персонажа.
  1. Анализ расположения рисунков на листе (основное внимание уделяется " автопортрету"). Размещение внизу страницы, очень маленький размер фигурки свидетельствуют о депрессивности ребенка, наличии у него чувства неполноценности. Наиболее неблагоприятным является расположение фигурки в нижних углах листа (особенно левом) в профиль.
  2. Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывания (без существенного улучшения качества рисунка). Их наличие говорит о конфликтном, тревожном отношении ребенка к рисуемому персонажу.
  3. Анализ процесса рисования, технических особенностей рисунка с общих позиций интерпретации фигуры человека, а при индивидуальном обследовании - характера спонтанных высказываний, порядка изображения отдельных деталей и времени, затрачиваемого на тот или иной рисунок - все это позволяет получить ценные дополнительные данные об общем развитии испытуемого, стиле его деятельности, наличии у него возможных отклонений, в частности показателей органического поражения ЦНС. Особо рассматриваются случаи и мотивировки отказа от выполнения того или иного рисунка или задания в целом.

Однако следует помнить, что результаты данной методики, как впрочем и любой другой, не дают оснований сами по себе для окончательных выводов и должны быть поэтому дополнены данными беседы с ребенком, а также результатами других методик.

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ
" ЛЕСЕНКА" 38
(Т.Е. Дембо - С.Я. Рубинштейн)

Цель: изучение высоты самооценки.

Материал: бланк с " лестницами" слов, характеризующих уровни здоровья, умственного развития, характера и счастья.

Инструкция: " На бланке нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, ум, характер и счастье. Если условно на этих лестницах расположить всех людей, то на верхней ступеньке первой лестницы расположатся " самые здоровые", на нижней - " самые больные". По такому же принципу расположатся люди и на остальных лестницах. Укажи свое место на ступеньках всех лестниц".

1. Самые здоровые 1. Самые умные
2. Очень здоровые 2. Очень умные
3. Здоровые 3. Умные
4. Более или менее здоровые 4. Более или менее умные
5. Среднего здоровья 5. Среднего ума
6. Более или менее больные 6. Более или менее неумные
7. Больные 7. Неумные
8. Очень больные 8. Глупые
9. Самые больные 9. Самые глупые
1. С прекрасным характером 1. Чрезмерно счастливы
2. С хорошим характером 2. Очень счастливы
3. С более или менее хорошим характером 3. Счастливы
4. С неплохим характером 4. Более или менее счастливы
5. С обычным характером 5. Не очень счастливы
6. С неважным характером 6. Мало счастливы
7. С плохим характером 7. Несчастливы
8. С очень плохим характером 8. Очень несчастливы
9. С тяжелым характером 9. Самые несчастные

Ход работы: после того, как ребенок выполнит задание по инструкции, экспериментатор предлагает ему ответить на следующие вопросы:

  1. Каких людей ты считаешь здоровыми? умными? с хорошим характером? счастливыми?
  2. Каких людей ты считаешь больными? глупыми? с плохим характером? несчастливыми?
  3. Как ты понимаешь здоровье? ум? характер? счастье?
  4. Почему ты выбрал эту ступень лестницы " здоровье"? лестницы " ум"? лестницы " характер"? лестницы " счастье"?
  5. Чего тебе не хватает, чтобы быть здоровым? умным? с хорошим характером? счастливым?

Анализ данных: дети с адекватной самооценкой, как правило, указывают свое место на 4 -5-й ступеньках лестниц, т.е. чуть выше среднего или близко к середине.

Они воспринимают себя со средним здоровьем, умом, характером, счастьем и не склонны к крайностям в оценках.

Очень различающиеся оценки по всем четырем лестницам могут свидетельствовать о неустойчивой самооценке ребенка.

Авторы пособия, несколько модифицируя вариант методики " Лесенка", разработанный В.Г. Щур39, предлагают следующую форму проведения данной методики и обработки ее результатов.

Инструкция и ход работы остаются теми же, только на бланке ребенку предъявляются не " лестницы" слов, а действительно нарисованные четыре лестницы, подписанные последовательно " здоровье", " ум", " характер", " счастье" (впрочем, в зависимости от конкретных целей исследования психолог может выбрать другие параметры личности для их оценки ребенком). Можно устно обозначить значение каждой ступени. Каждая лестница включает в себя 10 ступеней.

Обработка данных: каждой ступени приписывается по 0, 1 балла. Нижняя ступень оценивается 0, 1 балла, верхняя - 1 баллом. Таким образом определяется коэффициент самооценки по отдельным параметрам личности. Можно вычислить также среднее значение по четырем параметрам. Полученные количественные данные сопоставляются со следующими критериями.

Критерии оценки полученных результатов:

  • 1) 0, 1 - 0, 3 балла - заниженная самооценка;
  • 2) 0, 4 - 0, 7 балла - нормальная, средняя самооценка;
  • 3) 0, 8 - 1, 0 балл - завышенная самооценка.

Приложение 5

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТИПА ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА
СО ВЗРОСЛЫМ 40
(М.И. Лисина, X. Шерьязданова)

Цель: изучение типа общения ребенка 6 - 7 лет со взрослым.

Материал: детские книги познавательного содержания, игрушки.

Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Психолог предлагает ребенку выбрать вид занятий: поиграть в игрушки, почитать книжки или поговорить со взрослым. Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничивается 20 мин.

Инструкция: " Что бы ты хотел сейчас сделать (выбери): поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? "

Обработка данных: во время эксперимента психолог фиксирует особенности поведения ребенка, его высказывания, продолжительность контактов; выявляет, какой тип общения у него сформирован. Совместная игра с игрушками - это практическое общение (1 ситуация), чтение книг познавательного содержания - познавательное общение (2 ситуация), беседа на личностные темы со взрослым - личностное общение (3 ситуация). Если ребенок выбирает последовательно 1 ситуацию, потом 2 и 3, то психолог ориентируется на продолжительность времени включенности ребенка в каждую ситуацию, особенности его поведения, характер высказываний в конкретной ситуации.

Анализ результатов. Анализируются особенности поведения, характер высказываний детей, продолжительность контактов в конкретной ситуации. Делается вывод о доминирующем у ребенка типе общения.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ 41
(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Цель: изучение коммуникативных умений у детей 6 - 7 лет.

Материал: силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Ход работы: эксперимент состоит из двух серий. Проводится одновременно с двумя детьми. Во всех сериях дети работают самостоятельно.

Серия 1. Двум детям одного возраста психолог дает по одному изображению рукавички и просит украсить их таким образом, чтобы они составили пару (были одинаковыми). Поясняет детям, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а затем приступать к рисованию. Психолог выдает детям одинаковые наборы карандашей.

Инструкция: " Возьмите по одному изображению рукавички и раскрасьте их так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте к рисованию".

Серия 2. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Инструкция: " Возьмите по одному изображению рукавички и раскрасьте их так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте к рисованию. Не забывайте делиться карандашами".

Обработка данных: психолог анализирует особенности взаимодействия детей в каждой серии по следующим признакам: 1) умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.; 2) как осуществляют контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; 3) как относятся к результату деятельности

- своему и партнера; 4) осуществляют ли помощь по ходу рисования, в чем она выражается; 5) умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).

Анализ результатов. Анализируются умения детей договориться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь во время рисования и др. На этой основе психолог делает выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

Приложение 6

ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА42

В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаще сталкиваются с трудностями адаптации детей к меняющимся социальным условиям. В процессе становления личности ребенок постоянно встречается с ситуациями, иногда приобретающими крайне выраженный кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые ситуации, поэтому актуальным является вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, научить преодолевать травмирующую ситуацию, справляться с негативными эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить свое психическое здоровье.

Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника " выше" текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам. То, что дошкольник может сделать с чьей-то помощью сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.

Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать свои чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность,

быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.

Возможность использования опыта трудных, критических ситуаций, по мнению Ф.Е. Василюка, создает возможности для личностного роста человека. М. Кляйн утверждала, что определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребности, дает ребенку почувствовать, что он может справиться с тревожным состоянием. А полное отсутствие конфликта лишает ребенка возможности обогащения своей личности, возможности усиления Эго и способности к творческой деятельности.

Итак, наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение, является одним их важнейших условий становления творческой личности. Большую роль здесь играет создание на занятиях положительного фона настроения, который повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций. В этом плане особое значение приобретает личность взрослого, взаимодействующего с ребенком. Как отмечал Э. Фромм, у педагогов и родителей должна присутствовать ориентация на жизнь. Иными словами, взрослые должны иметь такие личностные качества, как жизнелюбие, оптимизм, жизнерадостность, способность быть счастливыми и чувство юмора, которые напрямую связаны с проблемами психического здоровья [13].

Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни; как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [2].

Основу занятий составляют творческие сюжетные игры (ТСИ). В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на эмоциональное развитие детей и блок развития творческого воображения

[8]. Занятия построены в доступной и интересной для детей форме с применением метода сказкотерапии. При этом учитывается, что основными функциями сказки являются следующие:

  • развитие фантазии, творческого воображения и мышления;
  • ведение ребенка в социально-культурный слой через систему образов и отношений;
  • организация мышления ребенка;
  • освоение техники чувствования, переживания основных эмоций;
  • проигрывание затруднений во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Метод сказкотерапии оказывает благоприятное воздействие на развитие креативности дошкольников, т.е. активизирует внутренние творческие ресурсы детей. Создавая собственную сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению: учится преодолевать трудности, возникающие на пути решения задач, и находить разные варианты выхода из сложных ситуаций.

Вместе с тем метафорическая форма сказки делает ее доступной для восприятия ребенком и привлекательной для психологической работы. Непринужденная обстановка, создаваемая на занятиях с помощью метода сказкотерапии, предоставляет возможности как для диагностики различных сторон субъективного мира ребенка, так и для их коррекции. Ребенок проецирует на сказочных героев реальные взаимоотношения, существующие в его жизни, и чувства, которые он испытывает в связи с этим. Таким образом, в сказках могут " проигрываться" внутренние конфликты и варианты взаимоотношений ребенка с окружающим миром.

Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи - сказочные герои, придуманные детьми. Они " преодолевают" возникающие проблемы и " усваивают" приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по " волшебной стране". Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются и обсуждаются детьми совместно с ведущим.

Каждая тема сказки прорабатывается на 1 - 3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные в программе задания, упражнения и игры можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.

Структура ТСИ предполагает использование на каждом развивающем занятии 3 - 5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:

  • фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари) [12];
  • изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией - элементы теории решения изобретательских задач);
  • психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции [14];
  • сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и A.M. Михайлова) [3];
  • элементы групповой дискуссии.

Для проведения занятий могут применяться: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин - и т.п.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.