Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава тринадцатая. Я схоронил Кириака под глыбой земли на берегу замерзшего ручья и тут же узнал от дикарей гнусную новость






 

Я схоронил Кириака под глыбой земли на берегу замерзшего ручья и тут же узнал от дикарей гнусную новость, что мой успешный зырянин крестил… стыдно сказать – с угощением, попросту – с водочкой. Стыдом это в моих глазах все это дело покрыло, и не захотел я этого крестителя видеть и слышать о нем, а повернул назад к городу с решимостью сесть в своем монастыре за книги, без коих монаху в праздномыслии – смертная гибель, а в промежутках времени смирно стричь ставленников, да дьячих с мужьями мирить; но за святое дело, которое всвяте совершать нельзя кое-как, лучше совсем не трогаться – «не давать безумия богу».

Так я и сделал – и вернулся в монастырь умудренный опытом, что многострадальные миссионеры мои люди добрые и слава богу, что они такие, а не иные.

Теперь я ясно видел, что добрая слабость простительнее ревности не по разуму – в том деле, где нет средства приложить ревность разумную. А что таковая невозможна – в этом убеждала меня дожидавшаяся меня в монастыре бумага, в коей мне сообщалось «к сведению», что в Сибири, кроме пятисот восьмидесяти буддийских лам, состоящих в штате при тридцати четырех кумирнях, допускаются еще ламы сверхштатные. Что же? ведь я не Канюшкевич или не Арсений Мациевич, – я епископ школы новой и с кляпом во рту в Ревеле сидеть не хочу, как Арсений[102]сидел, да от этого и проку нет… Я принял известие об усилении лам «к сведению» и только вытребовал, как мог поскорее, к себе назад из степей зырянина и, навесив ему за успехи набедренник, яко меч духовный, оставил его в городе при соборе ризничим и наблюдателем за перезолоткою иконостаса; а своих ленивеньких миссионеров собрал да, в пояс им поклонясь, сказал:

– Простите меня, отцы и братия, что вашу доброту не понимал.

– Бог, – говорят, – простит.

– Ну, мол, спасибо, что вы милостивы, и будьте отныне везде и всегда паче всего милостивы, и бог милосердия будет на делах ваших.

И с тех пор во все мое остальное, довольно продолжительное пребывание в Сибири я никогда не смущался, если тихий труд моих проповедников не давал столь любимых великосветскими религиозными нетерпеливцами эффектных результатов. Когда не было таких эффектов, я был покоен, что «водоносы по очереди наполняются»; но когда случайно у того или у другого из миссионеров являлась вдруг большая цифра… я, признаюсь вам, чувствовал себя тревожно… Мне припоминался то мой зырянин, то оный гвардейский креститель Ушаков либо советник Ярцев, которые были еще благопоспешнее, понеже у них, якоже и во дни Владимира, «благочестие со страхом бе сопряжено», и инородцы у них, еще до приезда миссионеров, уже просили крещения…[103]Да только что же из всей их этой борзости и «благочестия со страхом сопряженного» вышло? – Мерзость запустения стала по святым местам, где были купели сих борзых крестильников, и… в этом путалось все – и ум, и сердце, и понятия людей, и я, худой архиерей, не мог с этим ничего сделать, да и хороший ничего не сделает, пока… пока, так сказать, мы всерьез станем заниматься верою, а не кичиться ею фарисейски, для блезира. Вот, господа, в каком положении бываем мы, русские крестители, и не оттого, чай, что не понимаем Христа, а именно оттого, что мы его понимаем и не хотим, чтобы имя его хулилось во языцех. И так я и жил уже, не лютуя с прежнею прытью, а терпеливо и даже, может быть, леностно влача кресты, от Христа и не от Христа на меня ниспадавшие, из коих замечательнейшим был тот, что я, ревностно принявшись за изучение буддизма, сам рачением моего зырянина прослыл за потаенного буддиста… Так это при мне и осталось, хотя я, впрочем, ревность своего зырянина не стеснял и предоставлял ему орудовать испытанными, по своей верности, приемами князя Андрея Боголюбского[104], о коих выкликал над его гробом Кузьма-домочадец: «придет, дескать, бывало, язычник, ты велишь его весть в ризницу, – пусть смотрит на наше истинное христианство». И я зырянину предоставил кого он хочет водить в ризницу и все собранное там от нашего с ним «истинного христианства» со тщанием показывать… И было все это хорошо и довольно действенно; наше «истинное христианство» одобряли, но только, разумеется, может быть моему зырянину казалось скучно по два да по три человека крестить, да и впрямь оно скучно. Вот и до настоящего русского слова договорился: «скучно»! Скучно, господа, тогда было бороться с самодовольным невежеством, терпевшим веру только как политическое средство; зато теперь, может быть, еще скучнее бороться с равнодушием тех, которые, заместо того чтобы другим светить, по удачному выражению того же Мациевича, «сами насилу веруют…» А вы ведь, современные умные люди, все думаете: «Эх, плохи наши епархиальные архиереи! Что они делают? Ничего они, наши архиереи, не делают». Не хочу за всех заступаться, многие из нас действительно очень немощны стали: под крестами спотыкаются, падают и уже не то, что кто-нибудь – заправский воротила, а даже иной popa mitratus[105]для них в своем роде владыкой становится, и все это, разумеется, из того, «что ми хощете дати», но а спросил бы я вас: что их до этого довело? Не то ли именно, что они, ваши епархиальные архиереи, обращены в администраторов и ничего живого не могут теперь делать? И знаете: вы, может быть, большою благодарностию им обязаны, что они в эту пору ничего не делают. А то они скрутили бы вам клейменым ремнем такие бремена неудобоносимые[106], что бог весть, расселся ли бы хребет вдребезги или разлетелся бы ремень пополам; но мы ведь консерваторы: бережем, как можем, «свободу, ею же Христос нас свободи», от таковых «содействий»… Вот, господа, почему мы слабо действуем и содействуем. Не колите же нам глаз бывшими иерархами[107], как св. Гурий и другие. Св. Гурий умел просвещать – это правда; да ведь он для того и ехал-то в дикий край хорошо оснаряжен: с наказом и с правом «привлекать народ ласкою, кормами, заступлением перед властями, печалованием [108]за вины перед воеводами и судьями»; «он обязан был» участвовать с правителями в совете; а ваш сегодняшний архиерей даже с своим соседом архиереем не волен о делах посовещаться; ему словно ни о чем не надо думать: за него есть кому думать, а он обязан только все принять «к сведению». Чего же вы от него хотите, если ему ныне самому за себя уже негде стало печаловаться?.. Эх, твори, господи, волю свою… Что может еще делаться, то как-то пока само делается, и я это видел под конец моего пастырства в Сибири. Приезжает раз ко мне один миссионер и говорит, что он напал на кочевье в том месте, где я зарыл моего Кириака, и там, у ручья, целую толпу окрестил в «Кириакова бога», как крестился некогда человек во имя «бога Иустинова».[109]Добрый народ у костей доброго старца возлюбил и понял бога, сотворившего сего добряка, и сам захотел служить богу, создавшему такое душевное «изящество».

Я за это велел Кириаку такой здоровый дубовый крест поставить, что от него не отрекся бы и галицкий князь Владимирко, вменявший ни во что целование креста малого[110]; воздвигли мы Кириаку крест вдвое больше всего зырянина, – и это было самое последнее мое распоряжение по сибирской пастве.

Не знаю, кто этот крест срубит или уже до сих пор и срубил его: буддийские ли ламы или русские чиновники, – да, впрочем, это все равно…

Вот вам рассказ мой и кончен. Судите всех нас, в чем видите, – оправдываться не стану, а одно скажу, что мой простой Кириак понимал Христа, наверно, не хуже тех наших заезжих проповедников[111], которые бряцают, как кимвал звенящий[112], в ваших гостиных и ваших зимних садах. Там им и присутствовать, среди жен Лотовых, из коих каждая, каких бы словес ни наслушалась, в Сигор не уйдет, а, пофинтив перед богом, доколе у нас очень скучненько живется, при малейшем изменении в жизни опять к своему Содому обернется и столбом станет.[113]Вот в чем и будет заключаться весь успех этой салонной христовщины. Что нам до этих чудодеев? Они хотят не понизу идти, а поверху летать, но, имея, как прузи, крыльца малые, а чревища великие[114], далеко не залетят и не прольют ни света веры, ни услады утешения в туманы нашей родины, где в дебрь из дебри ходит наш Христос – благий и добрый и, главное, до того терпеливый, что даже всякого самого плохенького из слуг своих он научил с покорностью смотреть, как разоряют его дело те, которые должны бы сугубо этого бояться. Мы ко всему притерпелися, потому что нам уже это не первый снег на головы. Было и то, что наш «Камень веры»[115]прятали, а «Молот» на него немецкого изделия всем в руки совали, и стричь-то и брить-то нас хотели, и в аббатиков переделать желали.[116]Один благодетель, Голицын, нам свое юродское богословие указывал проповедовать; другой, Протасов[117], нам своим пальцем под самым носом грозил; а третий, Чебышев[118], уже всех превзошел и на гостином дворе, как и в синоде, открыто «гнилые слова» изрыгал, уверяя всех, что «бога нет и говорить о нем глупо»… А кого еще вперед сретать будем и что нам тот или другой новый петух запоет, про то и гадать нельзя. Одно утешение, что все они, эти радетели церкви русской, ничего ей не сделают, потому что не равна их борьба: церковь неразорима, как здание апостольское, а в сих певнях[119]дух пройдет, и не познают они места своего.[120]Но вот что, господа, мне кажется крайне бестактно, – это то, что иные из этих, как их ныне стали звать, лица высокопоставленные, или широкорасставленные, нашей скромности не замечают и ее не ценят. Это, поистине скажу, неблагодарно: им бы не резон нарекать на нас, что мы терпеливы да смирны… Будь мы понетерпеливее, так, бог весть, не стали бы сожалеть об этом очень многие, и больше всех те, иже в трудех не суть и с человеки ран не приемлют, а, обложив туком свои лядвии[121], праздно умствуют, во что бы им начать верить, чтобы было только о чем-нибудь умствовать. Поцените же вы, господа, хоть святую скромность православия и поймите, что верно оно дух Христов содержит, если терпит все, что богу терпеть угодно. Право, одно его смирение похвалы стоит; а живучести его надо подивиться и за нее бога прославить.

Мы все без уговора невольно отвечали:

– Аминь.[122]

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] …в Тюбингене, Лондоне или Женеве… – Тюбинген – университетский город в Германии, прославившийся своим богословским факультетом; Женева – центр реформатской церкви; Лондон – англиканской.

 

[2] …сидит у кладезя с женой самаритянской… – Этот евангельский сюжет разрабатывался многими художниками. Здесь, возможно, имеется в виду картина Рембрандта (1606–1669) «Христос и самаритянка» (1655). Речь идет об эпизоде из Евангелия от Иоанна (IV) – встрече Христа с жительницей Самарии, язычницей и грешницей, которой, к удивлению окружающих, Христос изложил основы своего учения.

 

[3] «…ему уж слишком все равно, сколько эта женщина имела мужей и что нынешний муж – ей не муж?» – перефразированная цитата из Евангелия от Иоанна (IV, 17–18).

 

[4] Христа целует… Иуда. – Возможно, имеется в виду картина Рубенса (1577–1640) «Поцелуй Иуды».

 

[5] …коварный фарисей с динарием. – Речь идет о картине Тициана (ок. 1477 или 1485/90–1576) «Динарий кесаря» (ок. 1518). Фарисеи, враги Христа, задали ему провокационный вопрос, позволительно ли платить налоги римскому кесарю (императору). На это Христос ответил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу» (Евангелие от Матфея, XXII, 15–21).

 

[6] Кауер-Старший (1831–1893) – немецкий скульптор. «Голова Христа» была изваяна им для церкви св. Павла в Шверине, построенной в 1862–1869 гг.

 

[7] Платон (427–347 до н. э.) – великий древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа.

 

[8] Метсу (Метсю), Габриэль (ок. 1629–1667) – голландский художник-жанрист. Картина, о которой говорит архиерей, вероятно, принадлежит другому голландскому художнику – Кв. Метцису (1456–1529).

 

[9] Лафон, А. (1815–1901) – французский художник. Имеется в виду его картина «Христос в пещере» (1861).

 

[10] «Sacre coeur» («Пресвятое сердце») – культ Сердца Христова, возникший в XVII веке во Франции.

 

[11] Гверчино (правильно: Гуэрчино, наст. фам. Барбьери), Джованни-Франческо (1591–1666) – итальянский художник, представитель болонской школы барокко. Имеется в виду его картина «Венчание тернием».

 

[12] Ренан, Жозеф-Эрнест (1823–1892) – французский писатель, историк религии. Главный его труд – «История начал христианства» (первый том – «Жизнь Иисуса») (1863).

 

[13] Лафатер, Иоганн-Каспар (1741–1801) – швейцарский писатель, священник и богослов, автор трактата «Физиономика» (1772–1778) – труда об искусстве познавать характер человека по внешним его чертам.

 

[14] …в отдаленную сибирскую епархию. – В 1838 году Вятский епископ Нил был переведен из Вятки в Иркутск с повышением в чин архиепископа и пробыл в Сибири до 1854 г.

 

[15] Ставленник – лицо, готовящееся принять духовный сан.

 

[16] Орлец – круглый коврик с изображением града и орла, подкладываемый под ноги епископу во время богослужения; град – в знак его епископства во граде, орел – в знак чистого и правильного богословского учения (орел – символ высокого парения духа Иоанна Богослова).

 

[17] Горнее место – возвышение за престолом в алтаре.

 

[18] …«да святится имя Твое»… – Слова из молитвы «Отче наш» (Евангелие от Матфея, VI, 9–13).

 

[19] …и возглашает: «от лукавого». – Последние слова «Отче наш»: «избави нас от лукавого».

 

[20] …Троица Святая. – мое вам почтение… – Правильно: «Троице Святая, слава Тебе» (молитва св. Иоанникия).

 

[21] …благодарит, «яко насытил земных благ», и просит не лишить и «небесною царствия»… – слова из «Молитвы после вкушения пищи».

 

[22] Цивилист – здесь: штатский.

 

[23] Дикуша – сибирская черная смородина.

 

[24]Верю, потому что нелепо (лат).

 

[25] Буддисиды – существа, достигшие совершенства в следовании учению Будды; боги и полубоги.

 

[26] Тенгерины – в шаманизме – духи, олицетворяющие природу, стихии и т. д.

 

[27] Ангоны (или оногоны) – шаманские идолы, олицетворяющие души умерших предков.

 

[28] Мирница – сосуд для хранения миро – благовонного масла, освящаемого для последующего за таинством крещения миропомазания.

Дароносица – сосуд, в котором хранятся святые дары (освященные для причастия хлеб и вино).

 

[29] О, роде лукавый, доколе живу с вами и терплю вас? – не совсем точная цитата из Евангелия от Матфея (XVII, 17).

 

[30] …тех, кои ни горячи, ни холодны, господь обещал изблевать с уст своих… – перифраза из Апокалипсиса (Откровения) Иоанна Богослова, III, 16.

 

[31] Моисей, божий избранник – Моисей – законодатель и вождь еврейского народа.

 

[32] Чермного моря не рассеку и из степи не выведу… – Согласно Ветхому Завету, Моисей по повелению бога жезлом рассек Чермное (Красное) море и вывел по нему, как по суше, свой народ из Египта. Фараон и его войско, преследовавшие израильтян, погибли в сомкнувшихся над ними волнах моря. Степь – пустыня, через которую шли древние евреи из египетского плена (Исход, XIV, 21–23).

 

[33] Рекреация – перерыв для отдыха между занятиями.

 

[34] Троица во единице – догмат о Троице; бог един, но, будучи един по существу, он в то же время троичен в лицах: бог-отец, бог-сын (Христос), бог-дух святой.

 

[35] …в дусе хлада тонка… – в веянии легкого ветерка.

 

[36] Притоманный – коренной, основной, собственный.

 

[37] …голубком приоборкается… – укроется, воркуя.

 

[38] Щунял… келейно… – бранил, усовещивал наедине.

 

[39] Амвон – место перед царскими вратами (центральным входом в алтарь).

 

[40] Гурий (ок. 1500–1563) – первый архиепископ Казанский (с 1555 г.) по завоевании Казани Иваном Грозным.

 

[41] Гурий (ок. 1500–1563) – первый архиепископ Казанский (с 1555 г.) по завоевании Казани Иваном Грозным.

 

[42] Нетяги – слабосильны, не дюжи.

 

[43] Платон митрополит – митрополит Московский, Платон (Левшин, 1737–1812) – церковный писатель и выдающийся оратор.

 

[44] …во Христа-то мы крестимся, да во Христа не облекаемся… – Перефразированная цитата из Послания к галатам св. апостола Павла (III, 27). Смысл: мы принимаем крещение, но истинными, настоящими христианами не становимся. Галаты – народ, живший в Малой Азии.

 

[45] Кирилл Иерусалимский (315–386) – епископ, автор «Тайноводственных» проповедей, видный христианский мыслитель.

 

[46] «Симон Волхв в купели тело омочи водою, но сердце не просвети духом, и сниде, и изыде телом, а душою не спогребеся, и не возста». – Симон Волхв омочил водою свое тело в купели (т. е. крестился), но сердце не просветил духом и страдал телом, но душою не распинался с Христом, и потому не воскрес. Ср. «Я Иоанн Креститель крещу вас в воде… но… Он Христос будет крестить вас духом святым..» (Евангелие от Матфея, III, 11). Симон Волхв – основатель раннехристианской секты елениан.

 

[47] …будут и крещеные, которые услышат «не вем вас»… – «Не вем вас» – не знаю вас. Эти слова по предсказанию Христа услышат в Судный день люди, формально исполнявшие обряды, но не делавшие добра. Цитата из Евангелия от Матфея (VII, 23) приведена Лесковым неточно.

 

[48] …оправдятся и внидут… (церковнослав.) – оправдаются и войдут в Царство небесное.

 

[49] «Будьте хитры, как змии…» – неточная цитата из Евангелия от Матфея (X, 16).

 

[50] …все добро зело. – «И виде Бог вся, елика сотвори и се добра зело» – «И увидел Бог все, что Он сотворил, и что это весьма хорошо» (Бытие, I, 31).

 

[51] Катехизис – правила веры, краткое изложение учения в вопросах и ответах.

 

[52] Тертуллиан (ок. 160–222) – богослов, в своих сочинениях требовал буквального понимания текстов св. Писания. В трактате «О зрелищах» он запрещает христианам заниматься искусствами и ремеслами, участвовать в языческих праздниках и т. д.

 

[53] В языцех (церковнослав.) – в народах.

 

[54] …поплевал на глаза, а потом открыл их… – неточная цитата из Евангелия от Марка (VIII, 23).

 

[55]…он с пастухами ходил… – Кириак передает этот эпизод (Евангелие от Луки, IX, 1–41) очень вольно, в духе народных легенд, почему архиерей и замечает, что он «в катехизаторы» не годится.

 

[56] …ключ Давидов… – далее следует цитата из Апокалипсиса (Откровения) Иоанна Богослова (III, 7).

 

[57] …многия книги безумным тя творят… – слова римского наместника в Иудее Феста, обращенные к апостолу Павлу при допросе последнего (Деяния Апостолов, XXVI, 24). Цитата неточная.

 

[58] Аммос – библейский пророк, был пастухом и, по преданию, собирал ягоды, когда бог приказал ему пророчествовать.

 

[59]Против закона и справедливости (лат.)

 

[60] …«все преодолевший и все отвергший» бог Фо… – прозвище Будды, преодолевшего все соблазны и искушения мира и отвергнувшего все его мнимые радости.

 

[61] Далай-лама – высшее духовное лицо в ламаизме, почитается вечно возрождающимся божеством на земле.

 

[62] …поворачивает на спиритскую. – В 70-е гг. XIX в. в Петербурге увлекались спиритизмом.

 

[63] «О прока» – офранцуженное русское слово «напрокат».

 

[64] Епитимья – покаяние, церковное наказание. На гражданскую и духовную службу в Сибирь часто посылались лица, неугодные начальству, совершившие какой-либо проступок.

 

[65] «Что ми хощете дати, да аз вам предам?» – Что дадите мне за то, что я вам его Христа выдам? – слова предавшего Христа Иуды Искариота, с которыми он обратился к первосвященникам иудейским (неточная цитата из Евангелия от Матфея, XXVI, 15).

 

[66] Шигемуни – Шакья Муни, т. е. Будда.

 

[67] Сумбер (правильнее – Сумер) – в буддийской космологии – высочайшая гора, населенная небесными гениями, благожелательными к людям. Во время разрушения мира она погибнет последней – будет сожжена пятым солнцем.

 

[68] Кирик – новгородский «черный дьякон» XII в. – предложил епископу Нифонту ряд вопросов, касающихся главным образом обрядовой стороны православия.

 

[69] Силлогизация – логическое построение доказательств в порядке посылок и выводов.

 

[70] Худог – искусен (отсюда – художество).

 

[71] Малица – шуба-рубаха из оленьей шкуры.

 

[72] Орстель – длинный шест, которым сдерживают и погоняют собак.

 

[73] Зайсан – старшина.

 

[74] Карл Эккартсгаузен (1752–1803) – немецкий писатель-мистик. Сочинения его усердно переводились на русский язык и распространялись масонами в царствование Александра I.

 

[75] Массильон, Жан-Батисг (1663–1743) – знаменитый французский проповедник.

Бурдалу (1632–1704) – иезуит, блестящий духовный оратор эпохи короля Людовика XIV. Как к Бурдалу, так и к Массильону Лесков проявлял немалый интерес.

 

[76] …ему надо вымирать со всем родом своим… – В «Путевых записках» архиепископ Нил дает страшную картину вырождения сибирских народов, обреченных на голод и вымирание.

 

[77] Ацтеки – одно из индейских племен, населявших Мексику.

 

[78] Четверодневный Лазарь в Вифанской пещере… – Согласно Евангелию от Иоанна (гл. XI), Христос воскресил Лазаря на четвертый день после смерти.

 

[79] Юкола – вяленая рыба.

 

[80] Преферанс (франц. preference) – предпочтение, превосходство.

 

[81] Репетир – пружина в старинных дорогих карманных часах, служившая для проверки времени звоном.

 

[82] …как в Черной пещере… – В 1756 г. бенгальский раджа Сараджуд-Даула, взяв Калькутту, заключил пленных англичан (146 мужчин и женщин) в глухую тюрьму, с двумя крошечными отдушинами, носившую название «Черной ямы», или «Черной пещеры». За одну ночь в ней умерло, задохнувшись, 123 человека.

 

[83] Таилга – жертвоприношение.

 

[84] Застремить – воткнуть.

 

[85] Запощеванцы – русская староверческая секта, отвергавшая священство и проповедовавшая крайний аскетизм.

 

[86] Авва (древнееврейск.) – отец.

 

[87] Гермес – в греческой мифологии вестник богов.

 

[88] Августин, прозванный Блаженным (354–430) – христианский мыслитель и писатель, оказавший огромное влияние на развитие католической мысли и на оформление догматики католической церкви.

 

[89] …как Еммор и Сихем… – Согласно Ветхому Завету, ханаанский князь Еммор и его сын Сихем, желая породниться с родом патриарха Иакова, дочь которого обесчестил Сихем, в качестве условия для заключения племенного союза приняли обрезание. Когда все мужчины рода Еммора болели после операции, сыновья Иакова в отмщение за позор сестры вырезали их поголовно (Бытие, XXXIV, 24–26).

 

[90] Семидал – самая тонкая пшеничная мука.

 

[91] «Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит» – «… и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Книга пророка Аввакума, II, 3).

 

[92] Сам Сый – всегда и везде пребывающий бог.

 

[93]Пышнее здесь эфир одевает пространства в убранство пурпурного света, и познают люди здешние солнце свое и звезды свои! (лат.)

 

[94] Виргилий – Вергилий Марон Публий (70–19 гг. до н. э.) – великий римский поэт. Цитируются стихи из «Энеиды».

 

[95] …повергались ниц перед истуканом деирского поля. – Согласно Ветхому Завету, вавилонский царь Навуходоносор воздвиг на поле Деире золотого истукана и приказал собравшимся под страхом лютой смерти пасть перед ним и поклониться, как только затрубят трубы, свирели и другие музыкальные инструменты. (Книга пророка Даниила, III, 1–6).

 

[96] Иеремия – один из великих библейских пророков. Ссылаясь на молодость, он отказывался пророчествовать, но бог приказал ему не малодушничать, а смело возвещать то, что он вложит в его уста (Книга пророка Иеремии, I, 6–7).

 

[97] Никодим – один из начальников иудейских, явившийся ночью на беседу к Христу (Евангелие от Иоанна, III).

 

[98] Вари – здесь: спеши на помощь.

 

[99] Стегно (церковнослав.) – бедро.

 

[100] Кирилл (1130–1182) – епископ Туровский (Минская губерния) – выдающийся писатель и проповедник.

 

[101]В святой простоте (лат.)

 

[102] Канюшкевич – П. Конюскевич (ум. в 1770 г.). – митрополит Тобольский (с 1758 г.); стремился распространять в Сибири православие, был оклеветан и уволен на покой в Киево-Печерскую лавру.

Арсений Маииевич (1697–1772) – митрополит Ростовский. Сторонник восстановления патриаршества. За отнятие у монастырей их имущественных прав провозгласил негласную анафему Екатерине II (1763), за что был лишен митрополичьего сана и заточен в монастырь простым монахом. Однако и здесь он продолжал обличать Екатерину II. В 1767 г. был судим вторично и по снятии монашеского сана заточен в тюрьму в Ревеле. Здесь он содержался под именем арестанта «Андрея Враля», по преданию – с заткнутым кляпом ртом.

 

[103] …инородцы… уже просили крещения… – Распространение христианства в конце XVIII и начале XIX в. среди туземных народов Сибири нередко проводилось с помощью воинских команд.

 

[104] Князь Андрей Боголюбский (1110–1174) – выдающийся политический деятель древней Руси. Стремясь к единодержавию, он перенес столицу из Киева во Владимир. Был убит боярами-заговорщиками, опасавшимися усиления его власти. Его смерть была горько оплакана слугой Кузьмой Киевлянином. Лесков приводит текст из этого похоронного причитания.

 

[105] Митрофорный священник (лат.) – то есть священник, награжденный митрой.

 

[106] …бремена неудобоносимые… – Эти слова, ставшие крылатыми, взяты из Евангелия от Луки (XI, 46).

 

[107] Иерарх – высшее духовное лицо (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх).

 

[108] Печалование – здесь: заступничество.

 

[109] …во имя «бога Иустинова». – Св. Иустин, философ, писатель II в., автор «Обличения эллинов», логикой своих доказательств привел своего собеседника – язычника – к решению принять христианство – веру «в бога, которому служит Иустин».

 

[110] …вменявший ни во что целование креста малого… – В 1154 г. князь Владимирко Галицкий присягнул на верность великому князю киевскому Изяславу Мстиславовичу и венгерскому королю Гейзе II; при нем целовал крест как чудотворное наследие его предка, св. Стефана. Владимирко не замедлил обмануть поверивших его клятве союзников. А когда посол Изяслава упрекнул его: «Ведь ты же крест целовал!» – Владимирко возразил: «Вот еще: что мне этот маленький крестик!»

 

[111] …не хуже… заезжих проповедников… – Имеется в виду лорд Редсток, проповедь которого на евангельские темы имела огромный успех в петербургском свете. В 1877 году Н. Лесков выпустил книгу: «Великосветский раскол (Лорд Редсток, его учение и проповедь). Очерк современного религиозного движения в петербургском обществе».

 

[112] Кимвал звенящий (бряцающий) – Кимвал – древний музыкальный инструмент. Кимвал бряцающий – библейское выражение; означает торжественную, но малосодержательную речь. (Первое послание апостола Павла к коринфянам, XIII, 1).

 

[113] …в Сигор не уйдет, а… к своему Содому обернется и столбом станет – Сигор. – название маленького городка, который, согласно Ветхому Завету, бог назначил спасительным убежищем патриарху Лоту, его жене и дочерям, когда вывел их из обреченного на гибель нечестивого Содома. Вопреки запрещению бога, жена Лота обернулась назад и взглянула на пылавший Содом, за что была обращена в соляной столп (Бытие, XIX).

 

[114] …имея, как прузи, крыльца малые, а чревища великие… – Сравнение заимствовано из «Слова о власти и чести царской» (1718) Феофана Прокоповича. Прузи (церковнослав.) – саранча.

 

[115] «Камень веры» – полемическое сочинение «местоблюстителя патриаршего престола» Стефана Яворского (1658–1722), содержащее основы православной догматики и направленное против протестантской проповеди в России и косвенно против Петра I как покровителя немцев-лютеран. Написано в 1718 г., опубликовано в 1728 г., в дальнейшем (до 1749 г.) было вновь запрещено. «Молот» (точное название «Молоток на камень веры») – памфлет на «Камень веры» (автор его не установлен).

 

[116] …нас… в аббатиков переделать желали… – т. е. окатоличить. (Аббат – почетный титул настоятелей католических монастырей).

 

[117] Протасов, Николай Александрович (1799–1855) – граф, обер-прокурор св. синода. Улучшил условия в духовных училищах и семинариях и значительно расширил их программу обучения. Вместе с тем свел на нет роль св. синода.

 

[118] Чебышев П. П. – бригадир, обер-прокурор св. синода при Екатерине II в 1768–1774 гг.

 

[119] Певни – петухи.

 

[120] …и не познают они места своего. – Не совсем точная цитата из 102-го псалма (ст. 16).

 

[121] …обложив туком свои лядвии… (церковнослав.) – обрастив жиром бедра свои.

 

[122] Аминь – еврейское слово, перешедшее в европейские языки и означающее: воистину так.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.