Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Русь после Аттилы. 4 страница. Helgo, въ древ. квидахъ Holgi.—Олъгъ






Haldan.— Хладень.

Roé.— Рао, Райо.

Helgo, въ древ. квидахъ Holgi.— Олъгъ. Въ его время на княженiи Скан­динавскаго полуострова Atislus (Атиславъ), сынъ Годобрата (Hothebrad).

Rolvo, Roolw, Rolvon или Harald-krage— Раленъ, прозванный Коряга (Krage, пo Датс. знач. по объясн. Саксона: «п е нь съ полуобрубленными корнями»—«truncus cujus rami semicesi sunt)». По Далину, онъ прозывается Vendil-krake, т. е. Венд­ская корга, или ворона (крагуй— воронъ).

Hothe(r) (Haudo).—Годо, Годой. Убитъ въ сраженiи съ Boйo, или Богоемъ (Bous) ([117]), сыномъ, т. е. посл е дователемъ Одена, и погребенъ по Рускому обряду. ([118])

Roric (Roderic, Hraerech) Slangvanbaugi.—Pao, Roar. Въ его время княземъ Сербскаго полуострова (Cimbria) былъ Яровитъ— Horwendil, Hordenwil.

Vigleth— Воиборъ. Основанный имъ городъ въ Сербiи (Cimbria) прозванъ по имени его Wiburg.

Сл е дуютъ: Weremund, Ulfo или Olaf, Dan II, Hugleth, Frotho II, Dan III, Friedlev II наконецъ Frotho III.

До вступленiя Frotho III въ совершенный возрастъ, госу­дарствомъ управляли 12 Дiаровъ, и въ числ е узаконенiй были сл е дующiя: «кто желаетъ быть допущеннымъ къ королю, тотъ платитъ за эту честь пошлину Дiарамъ.—Кто желаетъ выдать дочь свою въ замужство, тотъ обращается къ нимъ же, дляпо­лученiя разр е шенiя, внося изв е стную плату.—Neque fas virgi­nibus nubere, nisi quas experiundo tales esse ipsi prius cogno­visseni»

Въ его время, по Саксону, Славяне, а по Меурсiю Вандалы, подъ предводительствомъ князя Струнича (Strunico), напали на Сербскiй полуостровъ (Cimbria), которымъ влад е ли уже Готы­ Дацiяне.

Возникла война на суш е и мор е; Славяне были поб е ждены, и знаменит е йшiе изъ нихъ распяты. Но чтобъ извести войсковое сословiе Вандалъ (т. е. Славянъ между Лабой и Одеромъ) и покорить совершенно Вандалiю, Фродо III-й употребилъ военную хитрость, не уступающую его предку Фродо I-му. Подъ видомъ предпринимаемой великой войны, онъ вел е лъ кличъ кликать и звать къ себ е на службу вс е хъ князей, витязей и бояръ съ ихъ дружинами, об е щая и злато и славу и богатую добычу. Обычай Славянскаго войсковаго сословiя, какъ описываетъ и Тацитъ (гл. XIV) былъ таковъ: «если въ родной стран е водворялся продолжительный миръ, то большая часть юнаковъ (nobilium adolescentium), отправлялась добывать славы въ чужiя земли.»

На этомъ основанiи собрались они и къ Фродо, нисколько не подозр е вая, что в е роломство у такъ называемаго добраго народа, составляетъ маленькое орудiе для большихъ усп е ховъ. Заманивъ на бойню, ихъ перер е зали, передушили и перев е шали. После этoro подвига Фродо, разум е ется, покорилъ беззащитную и обезоруженную Вандалiю и принялъ титулъ короля Датскаго и Вандальскаго.

Фродо, по сов е ту своихъ 12 Дiаровъ, женился на дочери Гано (Hun) князя Гунновъ, Яниц е или Гануц е ([119])(Hannunda). Къ Гано отправились послы, которые по обычаю, до объявленiя причины посольства, три дни угощались. Такъ какъ княжна Гануца ни за что не соглашалась выходить за мужъ за Фродо, то послы употребили въд е ло колдунью, которая приворожила ее къ Фродо, описавъ его молодцомъ на об е руки. ([120]) Отъ этого союза Дроттары и Дiары ожидали великихъ благъ. Ноне такъ сбылось; при дворе было две стороны: Гануцу оклеветали, и обратили вниманiе Фродо на Альвильду, дочь Готара влад е теля Норицкаго (Норвежскаго).

Затронутый Гано, князь Гунновъ, собралъ огромную сухопут­ную и морскую рать; съ нимъ поднялись, по однимъ сказанiямъ 69, а по другимъ 170 и даже 200 князей съ дружинами сво­ими, составлявшими 900, 000 воиновъ. Морскими силами начальствовалъ Русскiй князь Олимиръ (Olimaг). ([121])

Семь дней продолжалась битва. Чрезъ три русскiя р е ки можно было переходить по трупамъ, какъ по мосту. Наконецъ, съ помощiю воеводы своего Эрика Норицкаго, Фродо усп е лъ разбить силу Русскую. Но посл е поб е ды милостиво пожаловалъ во влад е нiе Олимиру Холмоградъ (Holmgardia, ошибочно Holingardia), Яну (Ö nev) Коногардiю (Conogard, Kä nugard — Кiевъградъ); другому Яну, брату царя Гунновъ Саксонiю; Pao (Revillum—Равуле, Раулъ) Оркадскiе острова; Деjамиру (Dimar) Гельзингiю, Яроборъ, Ямторъ, и Лаппiю; Русскому князю Доко (Dago) Эстiю. Такимъ образомъ, какъ говоритъ Саксонъ Грамматикъ, преобладанiе Фродо къ востоку распространилось на Руссiю (Rusciam), а на западъ ограничивалось Рейномъ, Но изъ этого исчисленiя пожалованныхъ странъ, мы видимъ только имена влад е тельныхъ Русскихъ князей, воевавшихъ съ Фродо; а изъ продолженiя Исторiи Данiи, увидимъ, что упомянутое преобладанiе, какъ вымыслъ, не насл е довано его преемникомъ.

Отъ союза съ Альвильдой Фродо не оставилъ насл е дника: сынъ же его Фридлевъ (Fridlev, Friþ leif, Frialaf) отъ перваго брака съ Гануцей, дочерью Гунскаго князя, воспитывался в Россiи. ([122]) Такъ какъ объ немъ не было ни слуху, ни духу, то Датчане р е шились избрать, изъ среды своей, достойн е йшаго, а именно такого, который лучше вс е хъ сочинить эпитафiю на память великаго Фродо.

Изъ вс е хъ скальдовъ, соревновавшихъ на право прiобр е тенiя престола, честь пала на Iарна ([123]) (Hiarn); но царствованiе поэта недолго продолжалось. Фридлевъ, которого по Руски в е роятно звали Преславомъ, ([124]) узнавъ о смерти отца, прислалъ въ Данiю пословъ съ объявленiемъ Iapнy, что «таки какъ у Руссовъ н е тъ закона, чтобъ какой нибудь гусляръ за свои вирши приiобреталъ чужое наследie, то онъ предлагаетъ ему уходить, добромъ, или готовиться къ войн е

Iарнъ, полагаясь на свой народъ, собралъ было войско, и вышелъ на встр е чу Фридлеву; но мечъ былъ не его орудiе, и онъ принужденъ былъ б е жать въ Сербiю (Кимв. полуостр.), а потомъ на островъ, который и прозвался его именемъ Hiarnoa.

Фридлевъ вступилъ на престолъ Данiи. Опъ былъ женатъ на Юриц е (Juritha), дочери н е коего Грубана ([125]) (Grubbo, Grubbon), и им е лъ отъ нея сына Олега (Olav), который вс е мъ былъ одаренъ отъ природы, но былъ скупъ. В е роятно за малол е тствомъ его посл е Фридлева сл е дуютъ: Frotho iv и Ingell (Ingiald, Jngon), ([126]) дядя его

Olo, Olon, Olaus—Ольгъ. Omund.


Олегъ премудро разд е лилъ свое царство между двумя сыновьями, Гаральдомъ и Фродо V-мъ: одному далъ во власть всю землю, другому всю воду. По этой невольной зависимости другъ отъ друга, сл е довало бы быть взаимной любви и сов е ту; но Frotho V, разыгрывающiй въ исторiи Данiи, какъ и вс е; cоименные ему, роль заключающуюся въ смысл е своего имени (Fraude, Fraus—хитрость, кознь), ([1] ) затопилъ своего брата силой водъ; но д е ти Гарольда отмстили за отца, истребивъ Фродо изверженiемъ земной силы—огня. (2)

За мифическими лицами сл е дуютъ: Siwald (Всевладъ) Sigar (Sigard, Sigurd), Siwald II.; потомъ сл е дуютъ имена пяти влад е телей: Ostmar (Osinar) Остомиръ—влад е лъ Сканiей; Hunding (Годанъ или Годечь)—Зеландiей; Гано (Наnоn) — Фiонiей; Hathe(r) (Годой)—с е верной Кимврiей (Сербiей), a Roric—Рюрикъ (собственно Рао)—южной.

Haldan III.—Хладень III.

Harald III. (3) Гаральдъ III cоединилъ распавшiяся влад е нiя Данiи и заключилъ союзъ съ Вандальскими князьями Дукой (Duс) и Доляномъ (Dolon), которые прославили себя походами въ Британiю и Аквитанiю. Ringon I (Раной или Ранко), князь

 

 

[1] Славянское слово враже, врагъ, нечистый духъ, сосредоточиваетъ въ себе смыслъ слова fraus (F заменяетъ здесь В, какъ въ слове воръ—fur).

2 Сказочныя аллегорическiя лица, Водыня и Горыня, попали также въ число Датскихъ королей. Следующiе короли: Haldan — Хладень (Frost, Harald (Halr, Hallr, Hald olim gigantes, vel monlicolas significavit, т.е. Горыню); Unguin—Огнянъ.

3 Имя Harald изменяется въ Aril, Aris; на пр.: Harals-tid=Arils-tid=Aris-tid. Следовательно, оно есть Наrо, Яро, Яриле, = Iорги, Iоргиле— Jurgel, изъ котораго образовалось Наrаld.


 

Ситонскiй, присоединил къ Свевiи (Sveathiod, SvavalanJ), или Славонiи Скандинавской, Датскiя вл а денiя.

Siward (Siurit, Siurd). Въ его время князь Ситонскiй возвратилъ Сканiю, которая подпала власти Датчанъ; а Изимиръ (Ismar) князь Вандальскiй или Славянскiй, ([127]) овладелъ Сербскимъ полуостровомъ, и пресл е дуя Сиварда на острова, взялъ въ пл е нъ его сына Яромира (Jarmerio), изв е стнаго Иcтopiи подъ именемъ Эрманарика. По смерти Сиварда, область Дановъ, Датчанъ, или Дацiянъ, ограничилась снова Зеландiей.

39 исчисленныхъ Саксономъ влад е телей Данiи, по источникамъ Исладскимъ сокращаются на половину, ([128]) такъ что время царствованiя ихъ отъ Скiольда, поставленнаго самимъ Оденомъ, до Эрманарика, никакъ не можетъ превышать 250 л е ть,

Кром е этого соображенiя, подтверждающаго показанное нами время переселенiя Готовъ на с е веръ, сл е дуютъ выводы:

1. Водворившiеся на острове Зеландiи Готы-Дацiяне, окружены со вс е хъ сторонъ Русскими областями и племенами Славян­скими. Они распространяют сперва влiянiе свое на Кимврiйскiй или Сербскiй, полуостровъ, потомъ на Славянъ- Вандаловъ или Вендовъ, на Славяно- Ситунскiя влад е нiя въ Скандинавiи; потомъ на приморскую Холмоградскую Русь, и Русь Коногардскую, или Гунугардскую; непрерывная борьба идетъ съ Сербами, Славянами, Вандалами, Руссами, Гуннами, и вс е эти общiя прозванiя часто зам е няются одно другимъ.

Сказанiе или песнь о Бов е ([129]) (въ ист. Данiи Bous-Bojo) по­дробн е е исчисляетъ народовъ враждебныхъ Готамъ и Дацiянамъ. ([130]) Этмюллеръ, въ предисловiи къ своему переводу этой песни, замеча е тъ: «Готы и Даны (Дацiяне) являются въ поэм е родственными; все прочiе народы (с е вера) въ враждебномъ противъ нихъ отношенiи.» ([131]) Эти враждебные Готамъ народы сл е дующее: Свеоны (Swë on), которые вообще прозываются Scilflngas (Словене), Франки, Фризы, Гунны (Hugas), Хорваты (Hä twere), Hë adubearna (?), Вильцы (Wilfinge), Wiahinge, Merewioinge, Gifthen (Житяне?), Бродичи, или Брановцы (Brondinge), Brentinge, Gundskilfinge или Gundmannen (Gundi=Huni), ([132]) Вандалы (Венды)—Wendla leod, Vendlas.

2. Почти вс е исчисленные влад е тели Данiи носятъ Славяно-Сербскiя собственныя имена. Причины этого понятны. Поселясь на земляхъ прозелитовъ своихъ и овлад е въ ими нравственно, Го­тамъ необходимо было для вещественнаго преобладанiя приви­ваться къ родовымъ именамъ, съ которыми соединены были вс е права на землю и на покорность народа. Этимъ только и по­ясняются слова Iорнанда, что у Готовъ въ обыча е носить Гунскiя имена.

Спросимъ теперь, какiя были отношенiя Свевоновъ Скандинавiи къ Готамъ? —Ненависть и постоянная борьба, которыхъ не могла утаить Исторiя, при всемъ желанiи историковъ сроднить пришельцевъ съ туземцами.

«Они (Свеи) были въ постоянной войн е съ влад е телями Гот­скими»—говоритъ Гейеръ, въ Исторiи Швецiи; но, не р е шаясь отступать отъ водвореннаго мн е нiя, что древнiе Sveuoni одного происхожденiя съ Готами, Гейеръ прибавляетъ: «эти постоянно-враждебныя отношенiя Свевоновъ къ Готамъ, доказываютъ, что единство происхожденiя (!) и в е рованiя (!) этихъ двухъ народовъ не истребило ихъ независимости и взаимной ненависти (?).»

Подобныяипотезы, противныя истин е, почти всегда облича­ютъ сами себя: «однако же, говоритъ на другой страниц е Гей­еръ, эти народы (Свевы и Готы) см е шиваемые нын е, были дол­гое время различны; но издавна уже единство Ө еократическаго правленшя соединило ихъ (?).»([133])

Изчислимъ первыхъ влад е телей Скандинавiи и посмотримъ, не вопреки ли смыслу и ходу Исторiи сроднили ихъ съ Готами. На древ е рода, какъ и на простомъ дерев е нельзя скрыть рубецъ прививки.

Влад е тельный родъ Свевонiи былъ Инговскiй, или, выражаясь по Сербски, Iановскiй, происходящiй отъ родоначальника Yngae—Iнко, Iанко. ([134]) По другимъ сказанiямъ этотъ родоначальникъ былъ Ivar; ([135]) по отчинному же роду прозывался Сигурдскимъ— Sigurdska atten. Но отбросивъ обычное придаточное окончанiе на г, Ivar обращается къ Иво, Iово, Iванъ, Iано—Inge; Sigurd, же или Sjurd, есть Готское произношенiе Кимврiйскаго или Сербскаго Ђ урЂе—Georges; следовательно, Инговскiй или Iановскiй родъ составлялъ в е твь Юрьевскаго рода, отъ котораго произходили вс е великiе и уд е льные Pyccкie князья. Свевонскiе князья и изв е стны были Исторiи подъ названiемъ Fylkis-Kuningar, т. е. великiе князья, и князья уд е льные (Skilfingar), ([136]) точно также какъ уд е льные великiе князья подвластные Рус­скому В. К. Олегу. ([137])

Очень естественно, что историческое преданiе объ этомъ род е началось съ князей современныхъ водворенiю и усиленiю Готовъ на с е вер е, когда витязная Русская п е снь стала славить князей воевавшихъ съ пришельцами.

За упоминанiемъ о родоначальник е, первый князь Словенiи Скандинавской является Fiolmer, Велемиръ ([138]). Въ его время «пронеслись слухи о поб е дахъ иноземцевъ Готовъ на восточныхъ берегахъ моря.»

Посл е него, по Inglinga Saga, сл е дуетъ опять миӨ ическое лицо Svegdur или Sigurd; а по Langfedgatal или родословiю королей, не сл е дуетъ. По Стурлезону, онъ е здилъ въ Годгеймъ т. е. въГотiю. Прiехавъ въ Tirkland (þ ydskland?) и великую Свевонiю или СкиӨ iю (Swithiod ena mikla), сочетался тамъ съ Ваной, княжной Ванской. Потомъ е здилъ въ другой разъ въ великую Свевонiю, где нахо­дится «Bö r mikil at Steina» т. е. великая обитель въ скал е. Въ эту обитель заманили его карлы (духи) и въ ней за­перли. ([139]) Это сказанiе, кажется, составляетъ повторенiе пре­данiя о Гильв е, первомъ прозелит е Готовъ на севере.

Посл е Сигурда, вступилъ на престолъ сынъ его, прозванный по матери Wanlandr т. е. Ванскiй. Онъ оборонялъ области свои Сканiю и Голандiю, которыми нам е ревались овлад е ть Дацiяне, и вообще велъ счастливо войну противъ Яромира или Эрманарика, который проникъ поб е дами своими въ великую Славонiю (Swithiod hin mikla) или СкиӨ iю.

Ванскiй умеръ, по расчетамъ сомнительной хронологiи, около 315 года, и былъ по обычаю сожженъ, а прахъ его похороненъ на берегахъ р. Скутунги.

Сынъ его Воиборъ, или Вышеборъ (Visbur) насл е довалъ войну съ Готами.

Домальдъ (Дамльянъ?) сынъ Вышебора, продолжалъ эту вой­ну поб е доносно и былъ прозванъ Iota-dolge, т. е. гонителемъ Готовь.

При немъ, говоритъ Дá линъ, влад е тели Скандiи, хотя не им е ли уже столько д е ла съ могучимъ Эрманарикомъ, какъ Холмоградское княжество, ([140]) которое онъ т е снилъ; но во всякомъ слу­чае принимали участiе въ храбромъ сопротивленiи Холмоградцевъ и Гунновъ. ([141])

Этихъ преданiй достаточно, чтобъ понять до какой степени Готы-Дацiяне были чужды всему древле-Германскому и Скан­динавскому мipy.

Нужно ли говорить, что сила ихъ заключалась въ дух е, распространявшемся со вс е ми условiями язвы, нарушавшей снасти отчиннаго быта Славянъ. Отпадавшiе члены, какъ ренегаты об­ращались въ зл е йшихъ враговъ своихъ родичей.

Съ преобладанiемъ Рима покоренныя племена Славянъ ужи­вались. Это преобладанiе прiобреталось не коварствомъ, а подви­гами мужества, уважаемаго поб е жденными. Но иго Готовъ—ледяныя оковы, отъ которыхъ промерзала душа, были невыно­симы. Жестокость ихъ прославилась. Описывая поб е ды Эрманарика, Тьерри говоритъ: «Готы сравнивают Эрманарика съ Александромъ Великимъ; но Визиготскiй герой не проявилъ въ себ е ни великодушiя, ни мудраго правленiя героя Македонскаго, который ум е лъ быть столь милосердъ съ покоренными. Эрманарикъ и вообще поб е доносцы Готовъ, не т е мъ прославились. Покоренный народъ не см е лъ у нихъ пошевельнуться, боясь чтобъ не звякнули оковы: иначе безчелов е чныя казни возстановляли въ немъ мертвую неподвижность. То на ряду поставленныхъ крестовъ, распинали они ц е лые влад е тельные роды; то, безъ всякаго милосердiя, мыкали по полю женщинъ, привязанныхъ къ хвосту коней. Но когда эти жестокости отозвались возстанiемъ Руссовъ, и Гунны хлынули на нихъ потопомъ, тогда Готы придумали оправданiе пораженiю своему въ предразсудкахъ суев е рiя, распространяя слухи о появленiи чудовищъ порожденныхъ демонами.»

«Имя Готовъ, пишетъ Шафарикъ, ([142]) по причин е ихъ жестокаго обращенiя съ Жмудью, сод е лалось ненавистнымъ. По сiе время сохранилась древняя общенародная п е снь:

Perkunas Diewâ itis

Nemuszk Zemâ ylis,

Bel musz Cudu,

Keip szunin rudu,

 

Перунъ, Боже,

Не мучь Жемайта,

Мучь Гота,

Рудаго пса! ([143])

Враждебные усп е хи Готовъ проявили себя въ лиц е Эрмана­рика, когда пос е янные раздоры и междоусобiя могли уже слу­жить главнымъ орудiемъ поб е дъ. Ктожъ пом е шалъ Готамъ при помощи т е хъ же средствъ, овлад е ть и всей Европой, когда За­падная Имперiя уже падала по ихъ влiянiю, а Восточная едва только возникла, и уже боролась съ арiанизмомъ?

Русь Германская стойко противоборствовала Риму, покуда въ н е драхъ не завелся червь; но бороться съ внутренней бол е знью, было уже трудно. Эрманарикъ, покоривъ Германiю, отдыхалъ, въ ожиданiи разложенiя организма Римскаго посредствомъ по­сторонней силы водворившейся въ Аквитанiи, и паденiя духовныхъ христiанскихъ силъ Грецiи посредствомъ арiанизма, или деизма подъ личиной христiанства.

Казалось не было уже спасенiя отъ Готовъ; но Провид е нiе нежданно негаданно готовило на нихъ грозу въ н е драхъ пре­обладанiя.

Наставшiй на с е вер e голодъ, двинулъ большую часть Луганскихъ войсковыхъ поселенiй отъ Рейна и съ прибрежiй Балтiйскаго моря къ Дн е пру на Волынь, независимую отъ Готовъ. Зд е сь скопилась громовая туча такъ называемыхъ Гунновъ, и въ лиц е Аттилы явился бичъ Божiй.


II

НЕУРОЖАИ И ГОЛОДЪ НА ВСЕМЪ С Е ВЕР Е ГЕРМАНИИ,
ВЪ IV-МЪ СТОЛЕТIИ.

ВЫХОДЪ ИЗЪ ВЕЛИКОЙЕ ВЕРСКОЙ) РУСИ ([144]) ЧАСТИ НАРОДА,
НА ПОИСКЪ НОВЫХЪ ПОСЕЛЕНIЙ.

 

Повсем е стные неурожаи, продолжавшiеся н е сколько л е тъ въ Лидiи, были причиною выселенiя части народа, по жребiю, на поискъ новыхъ земель. Подъ предводительствомъ царскаго сына (Tυ ρ σ η ν ό ς) ([145]), переселенцы прибыли на корабляхъ къ берегамъ Италiи.

Влад е тели Лидiи принадлежали къ роду Ираклидовъ, ([146]) происходившему oтъ божества войны и поб е ды, т.е. по Сербскому нар е чiю къроду Þ уровскому, или Юрьевскому. На новосель е, уд е лъ Лидянъ въ Италiи и получилъ названiе Туринскаго.

Въ Италiи, въ областяхъ Савинъ или Савлiанъ (Savini, Sabelli) настали также голодныя времена, и народъ, потому же исконному своему обычаю, принужденъ былъ въ годовой народный снемъ, въ празднество Vera sacra (зеленые сватки, Гурьевъ день), р е шить по жребiю выселенiе молодаго покол е нiя туда, куда Богъ, приведетъ. Тутъ также предводителемъ выселеленцевъ былъ Туръ— родоначальный миө ъпосвященныхъ богу поб е дъ, или витяжству.

Въ IV-мъ стол е тiи, около 365—370 года по Р. X., подобное же б е дствiе повсем е стнаго неурожая постигло с е веръ Германiи. Въ Ситуне—(Situna, Sigluna) собравшiйся народъ на сборъ ([147]) также принесъ богамъ въ очистительную жертву быковъ или туровъ. Это не помогло. На второй годъ, подобно какъ н е когда и въ Кiев е «р е ша старцы и бояре: мечемъ жребiй на отроки и на д е вици», принесли людскую жертву изъ молодаго покол е нiя. Но боги не умилостивились. Очищены жертвой животныя, очищенъ народъ, а гн е въ боговъ продолжается. Жрецы и стар е йшины р е шили, что чередъ сл е дуетъ бросать жребiй на княжескiй родъ, и—жребiй палъ на самого князя Домальда. ([148]) И принесли въ жертву гн е внымъ богамъ князя гонителя Готовъ.

Въ это-то самое время, по словамъ Проспера Аквитанскаго, выступили Лонгобарды изъ отдаленныхъ пред е ловъ Германiи, отъ прибрежiй океана и изъ Скандинавiи, добывать новыхъ земель, подъ предводительствомъ Ивора и Iано (Iborejus et Ajonus).

Павелъ Варнефридъ также пишетъ, что неурожаи и голодъ вынудили Лонгобардовъ, жившихъ въ Вандалiи, р е шить по жребiю, которой трети способныхъ носить оружiе придется оставить свои земли и добывать новыя.

Не излишнимъ считаемъ напомнить зд е сь объясненное уже нами существенное значенiе прозвища Longobardi, ([149]) которое принадлежало войску, занимавшему пограничный Лугъ, или по древнему произношенiю Л гъ, называвшiйся по городу, станиц е, или в е чу Брдо (Bardovicus, Bardorum vicus), на левой стороне Эльбы. ([150]) Лугъ тянулся и по правой сторон е Эльбы и по названiямъ станицъ были Луги, Л е си, или Лугане: Дечанскiе ( Λ ο γ γ α Δ ι ό ο ϋ ν α), Гоманскiе или Уманскiе (Λ ο ϋ τ α ο ί Ο μ α ν ς ι), Боровскiе (Λ ο ϋ τ α ο ί β ο ϋ ρ α) и пp. ([151])

Σ ο ύ β α Λ ο γ γ ο β α ρ δ α, т. е. Славяне Л го-Бардскiе, ([152]) какъ, пограничное войско, составляли безъ всякого сомн е нiя чередные полки, выходившiе на стражу въ Брдо (бортъ, граница) изъ вс е хъ прочихъ станицъ Великаго Луга; но, со времени поб е дъ Германика, Луг Бардоскiй отошелъ къ Риму, и образовалъ изъ себя замирныхъ, Римскихъ Longobardi, вольное войско, изв е стное въ, посл е дствiи подъ названiемъ Франковъ (Hranican).

Съ самаго переселенiя Готовъ изъ Дацiи на с е веръ, и именно со 2-го стол е тiя, вообще Славяне были прозваны ими Вендами, ([153]) а сос е дняя имъ набережная Wendland, WendIan, ([154])откуда образовалась Вандалiя. ([155]) Такимъ образомъ и Лугане Бардовскiе или Лонгобарды прозвались вм е сто Славянъ Vinili, а Бургунды—Vindili.

Посл е дуемъ теперь за обреченными на выселенiе и отправившимися на востокъ Луганамиили Лугарями, подъ предводительствомъ Главарей, воеводъ, или князей Ивора и Iaнa.

Варнефридъ, дьякъ посл е дняго воеводы Ломбардского Дезидерiя, ([156]) вм е ст е съ нимъ былъ взятъ въ пл е нъ Карломъ великимъ; но онъ ум е лъ заслужить и пользоваться благосклонностью поб е дителя. В е роятно при Двор е Карла онъ и писалъ Исторiю Лонгобардовъ. Но обычаю того времени вести происхожденiе вс е хъ народов съ оконечностей севера, изъ Скандинавiи, Варнефридъ приводитъ, оттуда и Лонгобардовъ въ Вандалiю. Отсюда, какъ уже мы упомянули, неурожаи и голодъ вынуждаетъ часть народа отправиться на поискъ новыхъ земель для поселенiя.

У древнихъ Руссовъ все совершалось по ув е чанью матери родной земли; у Лонгобардовъ выходъ воеводъ Ивора и Iана также р е шила родная ихъ мать Gambara ([157]).

Выступивъ изъ Вандальской области Scoringa (? —вопрос автора), они пришли въ страну Mauringa. По Географу Равенскому страна на востокъ за Эльбой называлась н е когда Maurungani. По нашему мн е нiю подъ этими названiями сл е дуетъ полагать Поморскую землю.

Зд е сь они должны были добывать право поселенiя оружiемъ; но чтобъ изб е жать кровопролитiя, то, по обычаю, р е шили съ влад е телями земли бой единоборствомъ, какъ водилось на Руси: «не оружьемъ ся бieвe, но борьбою.»

По Варнефриду, Лугане, Лугари, или Лонгобарды, остались поб е дителями, но не остались въ Maurunga; а пошли въ Golande т.е. по всему в е poятiю въ Галиндiю, которая, безъ сомн е нiя, и выговорена была въ условiяхъ боя. Въ Галиндiи они занимали города или области Anthabel, или Anthaib, Banthaib и Vurginthaib. Трудно уже объяснить эти названiя; но Barlhen, Barthonia, напоминаетъ Бpdo, Bardungau; Vurginthaib—Phrugundiones; а Бракиборъ, Angerburg, какъ будто переселяются сюда вм е ст е съ ними, съ Рейна и Эльбы.

На этой стоянк е, два воеводства сводились въ одно княженiе. Княземъ былъ избранъ, Агельмондъ, ([158]) сынъ Айяна или Iана, изъ рода Gungine (в е р. Gurgine), считавшагося знам е нитейшимъ по происхожденiю. ([159])

Дальнейшiй походъ къ Дону, Лугари продолжаютъ подъ предводительствомъ Агельмонда и Ламича (Lamisso). ([160])

Сл е дуя, разум е ется путемъ-дорогой, они пришли къ одной р е к е, чрезъ которую надо было переправляться. Но тутъ жили Амазонки и переправа была въ ихъ рукахъ. Безъ бою не обошлось. Ламичъ вступаетъ въ единоборство съ главной и храбр е йшей изъ Амазонокъ, вплавь, посреди р е ки. Условiемъ поб е ды— перевозъ чрезъ р е ку; а безъ сомн е нiя, и право селиться на земляхъ Амазонскихъ. Ламичъ поб е ждаетъ, переправляется съ своими полками чрезъ р е ку, и занимаетъ земли за р е кой.

Тутъ н е сколько времени Лугари жили безпечно; воевать было не съ к е мъ; отъ нечего д е лать они забавяллись какъ предки, описываемые Тацитомъ, азартной игрой въ шашки или въ кости. ([161]) Но въ одну ночь внезапно напали на нихъ Булгары, убили ихъ князя Агельмонда и похитили его дочь.

Ламичъ однакоже отмстилъ Булгарамъ за смерть князя, пресл е довалъ ихъ и разбилъ. Поб е да доставила Лугарямъ богатую добычу.

Посл е Ламича княжилъ Люто (Lethus), потомъ Хлюдовичъ (Childeoc); а потомъ Годовичъ или Тодечъ (Godeoc); но зд е сь у Варнефрида начинается см е шенiе Лонгобардовъ, отправившихся за Дн е пръ, съ Лонгобардами, оставшимися на м е сте въ Бардовской области. ([162]) Для насъ важно только преданiе и переходъ части Лугaнcкагo войска отъ Рейна къ Дону.

Еще Страбонъ упоминаетъ о переселенiи передъ его временемъ (сл е д. въ исход е 1-го века, до Р.X. т.е. после поб е дъ Цесаря въ Галлiи), за Эльбу, Евмондоровъ (Ε ϋ μ ο ν δ ο ρ α: —Hermunduri) и Ланкосарговъ (Λ α γ π ό σ α ρ γ ο ι), вероятно Лугарей Козаръ.

Новоселье Hermunduri, т.е. Хорватовъ, ([163]) поясняется Карпатскими Белыми Хорватами, вышедшими безъ сомн е нiя изъ Белгiи (древней Б е ло-Руссiи), которыхъ Iорнандъ и называетъ по Гальской форм е Hermunduri, Ланкосарги же Страбона, опред е ляютъ время перваго передвиженiя Луга отъ Рейна за Эльбу, и соотв е тствуютъ Лугарямъ (Ligii, Ligiones) Лужицкой области.

Что же касается до описываемаго Варнефридомъ выхода Бардовскихъ Лугарей въ IV стол е тiи, и поселенiи между Амазонками и Булгарами, то оно даетъ возможность опред е лить новую ихъ Украйну, обнявшую при Аттил е и всю Ungarn.

При описанiи странъ занимаемыхъ Славянами и Ски ө ами, Iорнандъ пом е щаетъ Булгаръ за воинственными Козарами (Agazziri, Chazares). ([164]) «За ними (за Козарами) простираются по Черному морю поселенiя Булгаръ, которые за гр е хи наши сод е лались столь изв е стными. Зд е сь, —продолжаетъ Iopнaндъ, —н е когда возникали могущественныя племена Гунновъ, какъ густая трава, чтобъ въ два пpieмa подавить вс е хъ народовъ.»

Въ числ е этихъ Гунновъ, особенно зам е чательны Hunnugari, которые вели торговлю мехами съ Херсономъ.

Такъ называемые Лонгобарды, или по простор е чiю Лугaнe, Лугари, ocновавшie за-Дн е провскiй великiй Лугъ, должны были сл е довать въ сос е дство Булгаръ по существовавшему пути отъ Запада Европы къ Таврид е. Они, какъ мы вид е ли, пришли къ переправ е, и сл е довательно къ переправ е чрезъ Дн е пръ. Но зд е сь остановили ихъ Амазонки. Преданiю объ Амазонкахъ не в е ритъ и самъ Варнефридъ; однако же говоритъ, что онъ слышал, будтобы на оконечности Германiи сущеcтвуетъ какая-то страна женъ.

Действительно, по Готскимъ св е денiямъ, существовали Кuеnland и Konugard, т. е. страна женъ, и градъ, область женъ; но въ посл е дствiи объяснилось, что Готское толкованiе по смыслу Копа, Quena—жена неидетъ ни къ селу ни къ городу, и что Кuenland и Konugard, не значитъ страна и град женъ, а страна и градъ народа называемаго Киепе, Chuene, Кипае. Это названiе показалось и неприлично и неправильно; сл е довало его зам е нить посредствомъ Hunni, Hunuland, Hunugard, т е мъ бол е е, что у Птоломея, на указанномъ Iорнандомъ м е сте населенiя Гунновъ, живутъ по л е вому берегу Дн е пра Χ ο ϋ ν ο ι по правому Γ η ο υ ι ν ο ι.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.