Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения






II. ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающе­го действия соматических заболеваний на организм, нару­шения питания клеток головного мозга и, как следствие, за­медление темпа созревания и развития структурно-функци­ональных мозговых систем. Нередко имеет место и задержка созревания эмоционально-личностной сферы, так называе­мый соматогенный инфантилизм. Обусловлен он, с одной стороны, негрубыми нарушениями обменных процессов и питания клеток головного мозга из-за частых и/или тяжелых заболеваний, приводящих к замедлению его созревания, с другой стороны, особенностями воспитания соматически ослабленного ребенка (повышенная опека, ограниченное общение со сверстниками).

К сожалению, в наши дни приходится говорить об общей тенденции к снижению уровня детского здоровья. Не по­следнюю роль в этом играет ухудшение экологической об­становки, ее неблагоприятное влияние на детский и мате­ринский организм, увеличение удельного веса «синтетичес­кого» питания, насыщенного консервантами и красителями, уменьшение физических нагрузок и подверженность вред­ным воздействиям электронной и радиотехники, бытовой химии. Врачи отмечают «помолодение» многих болезней, ранее считавшихся исключительно «взрослыми»: язва же­лудка, бронхиальная астма. Количество детей, подвержен­ных частым простудным заболеваниям, тоже возрастает, воз­можно, это связано с общим снижением иммунитета, осо­бенно в больших городах. От «обычного» ОРЗ ребенок считается выздоровевшим через 5—7 дней, однако восста­новления исходного состояния организм достигает лишь спустя 3-4 недели. В этот период, когда ребенок уже счита­ется здоровым, он больше подвержен риску заболеть снова, быстрее утомляется, более нервозен, чем обычно. Частые простуды не только ослабляют организм, но и ведут к фор­мированию очагов хронической инфекции: хронических тонзиллитов, гайморитов и т.д. Эти заболевания, на первый взгляд довольно безобидные, на самом деле являются при­чиной хронической интоксикации (отравления) организма и приводят к снижению общего тонуса, как физического, так и психического, активности, устойчивости к нагрузкам, в том числе и умственным, работоспособности. Кроме того, обменно-трофические нарушения, возникающие при хро­нической интоксикации (отравлении организма вредными веществами, образующимися в очаге хронической инфек­ции), влияют на темп созревания нервной системы, могут привести к негрубой задержке развития мозга, прежде всего регуляторных структур ствола, к задержке созревания эмо­ционально-волевой сферы.

Общая ослабленность организма, незрелость вегетатив­ных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность ребен­ка, могут быть также врожденными — обычно это послед­ствия нарушенного течения беременности у матери, влияния на нее токсических веществ и профессиональных вред­ностей. Такие дети часто рождаются с малым весом, бывают беспокойными, плохо спят, едят, много срыгивают, иногда до рвоты, плохо прибавляют в весе. Они болезненно реаги­руют на перемены погоды, духоту, шум, изменение привыч­ной обстановки. В дошкольном возрасте родителей могут беспокоить поверхностный чуткий сон ребенка, частые про­буждения, возбуждение и стереотипные движения при засы­пании (раскачивание, сосание пальцев), ночной энурез, сниженный аппетит, выраженная избирательность в еде (на­пример, некоторые дети не едят мясной пищи или овощей), повышенная склонность к аллергическим реакциям, про­студам, инфекциям. Уже в дошкольном возрасте становятся отчетливыми нарушения эмоционально-волевого реагиро­вания: повышенная чувствительность, впечатлительность, страх перед новым, чрезмерная привязанность к матери, вы­раженная заторможенность в контактах с чужими людьми — вплоть до отказа от речевого общения. Врожденная или при­обретенная (в результате истощающих организм хроничес­ких заболеваний) недостаточность вегетативной нервной системы, неустойчивость вегетативного тонуса проявляются склонностью к нарушениям пищеварения, аллергического фона, колебаниям сосудистого тонуса, беспричинному по­вышению температуры. Таким детям часто свойственна ме­теозависимость (ухудшение состояния, снижение работос­пособности при изменениях погоды).

К началу обучения в школе соматически ослабленный ре­бенок нередко выглядит моложе своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой истощаемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребен­ка к нагрузке могут изменения в организме в связи с росто­вым скачком, происходящим на 6-7-м году жизни. Мы уже говорили о том, что период начального школьного обучения может совпасть по времени с периодом интенсивного роста детского организма. Особенно высока вероятность такой «накладки» у детей с задержанным развитием — их «биологи­ческие» часы не совпадают с календарными, и те изменения, которые при своевременном развитии приходятся на стар­ший дошкольный возраст, у них происходят уже за школьной партой. Как правило, созревание регулирующих и сердечно-сосудистой систем отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Устойчивость ребенка к нагрузке в этот период снижается, обычная школьная нагрузка может оказаться из­быточной, неблагоприятно действовать на здоровье. Тем бо­лее утомляет эта нагрузка ребенка ослабленного, сдвиги в со­стоянии здоровья усиливаются, еще сильнее снижается ус­тойчивость к учебной нагрузке и к различным заболеваниям.

Трудности в адаптации к школьным условиям обусловле­ны не только повышенной утомляемостью этих детей, но и инфантильными особенностями психики, которые нередко отмечаются у часто болеющего, ослабленного ребенка: неса­мостоятельностью, пугливостью, робостью, чрезвычайной зависимостью от взрослых. Черты эмоциональной незрелос­ти часто сочетаются с невротическими проявлениями: повы­шенной впечатлительностью, боязливостью, капризностью. Причиной такого отставания в становлении личностных ка­честв является, с одной стороны, задержанное созревание структур мозга, регулирующих поведение ребенка и его адаптацию к новым условиям, с другой — повышенная эмо­циональность, тревожность, вызванные не всегда адекват­ными условиями воспитания.

Нередко родители склонны чрезмерно опекать ослаблен­ных детей из-за болезненности и подверженности инфекци­ям, ограничивать их контакты с другими детьми. В результа­те ребенок приходит в школьный коллектив, не умея об­щаться со сверстниками, обилие контактов становится для него дополнительной психологической нагрузкой, усилива­ющей утомление. Многочисленные пропуски занятий из-за болезни усугубляют картину.

Несмотря на то, что собственно интеллектуальная дея­тельность у таких детей может быть относительно сохран­ной, систематическая учебная нагрузка и пребывание в дет­ском коллективе часто становятся для них непосильными. «Нормативные» нагрузки оказываются чрезмерными: утом­ление наступает быстрее, чем у более здоровых детей. На­капливающееся утомление, отсутствие своевременного от­дыха (они успевают устать и истощиться задолго до наступ­ления перерыва между уроками, не успевают отдохнуть за перемену) приводят к формированию хронической усталос­ти или переутомления.

Принципиальное различие между физиологическим утомлением и переутомлением заключается в том, что при утомлении работоспособность после отдыха восстанавлива­ется до исходного уровня, а при переутомлении этого вос­становления не происходит, утомление накладывается на утомление, приводя к серьезным сдвигам в общем состоя­нии организма. Врачи считают переутомление состоянием, пограничным между здоровьем и болезнью, оно является благоприятным фоном для развития болезненных отклоне­ний и в физической, и в психической сфере. При переутом­лении наступают выраженные физиологические сдвиги в функциональном состоянии головного мозга, задерживается его созревание, усиливаются эмоциональная неустойчи­вость, раздражительность и непродуктивная возбужден­ность, возникают головные боли.

Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома — состояния нерв­но-психической слабости, быстрой истощаемости, утомле­ния от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребенка повышается чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, головные боли становятся стойкими, ухудшаются внимание и память. Болезненное повышение чувствительности может быть настолько выражено, что ребенок страдает от обычных каждодневных раздражителей — для него непереносимым становится пребывание в шумном классе, звук школьного звонка может заставлять его вздрагивать, громкий голос учи­теля вызывать головную боль. Чувствительность глаз иногда нарушается настолько, что они краснеют у ребенка, он начи­нает щуриться, часто моргать, на фоне истощенной нервной системы это приводит к формированию навязчивого морга­ния. Повышенная утомляемость глазных мышц в этом со­стоянии приводит к неспособности длительно фиксировать текст при чтении, буквы сливаются, строчки становятся не­отчетливыми, расплывчатыми, содержание прочитанного не усваивается. Этому сопутствует, как правило, падение мы­шечного тонуса, ослабление мышечной силы. В результате ребенку трудно выполнять письменные работы, у него иска­жается почерк. Ярко проявляется нарушение регуляции вегетативных процессов: расстройства пищеварения и сосуди­стого тонуса вплоть до обмороков, всевозможные боли, не имеющие под собой органической основы. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми просыпаниями, по утрам ребенок испытывает субъективное чувство усталости, угнетенности, нежелание ничем заниматься.

У астенизированного ребенка повышена готовность к формированию невротических и неврозоподобных рас­стройств: тиков, заикания, навязчивых страхов, поэтому врачи часто говорят об астено-невротическом синдроме. Легко возникающая раздражительность и гневливость при астеническом синдроме ухудшает отношения со сверстника­ми, плаксивость нередко делает ребенка объектом насмешек других детей. Нарушенные отношения в детском коллективе еще сильнее декомпенсируют ребенка.

В таком состоянии ребенок не способен справиться даже с той учебной нагрузкой, которая была вполне ему доступна. Иногда учебная несостоятельность ребенка достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в ум­ственном развитии. Он может безразлично смотреть на пред­ложенное задание, не стараясь его выполнить, или отвечать «невпопад», не прикладывая напряжения для выполнения, или отказывается выполнять задания, капризничает, отвлека­ется, начинает жаловаться на головную боль. То, что нередко оценивается взрослыми как капризы и лень, связано с тем, что ребенок не может сосредоточить внимание на задании, сконцентрироваться, приложить необходимое напряжение. Упреки в лени и наказания приводят к тому, что ребенок за­мыкается, становится плаксивым и угрюмым, настроение его стойко снижается — налицо картина астенической депрессии.

Однако необходимо учитывать, что влияние неблагопри­ятных факторов, вызывающих астенизацию ребенка и задер­живающих созревание и развитие, редко бывает изолиро­ванным, зависит только от общей ослабленности и болез­ненности ребенка. В жизни мы видим, как правило, сочетание ослабленного здоровья с более или менее грубыми проявлениями мозговой недостаточности и/или незрелости. Частые или тяжелые соматические заболевания, хроничес­кие инфекции и интоксикации, хронические расстройства пищеварения, недостаточное или одностороннее питание ребенка ведут к нарушению питания клеток мозга. Как пра­вило, эти причины не приводят к грубым нарушениям моз­говых структур, но часто вызывают задержку формирования сложных специфических мозговых систем, отвечающих за когнитивные процессы и формирование эмоционально-во­левой сферы ребенка. Такое задержанное созревание мозго­вых структур лежит в основе инфантильных черт (задержка формирования личностных черт «школьной зрелости») и не­грубых нарушений познавательной деятельности (быстрая утомляемость и пресыщаемость, неустойчивость внимания, снижение памяти).

Если соматическое неблагополучие сочетается с остаточ­ными явлениями органического поражения мозга, то про­гноз психического развития ребенка ухудшается. Общее со­стояние организма, его иммуннобиологические особеннос­ти имеют важное значение в том, как проявятся повреждения нервной системы. Компенсаторные возмож­ности здорового организма дают благоприятную почву для течения восстановительных процессов в мозговой ткани. Соматическое неблагополучие, напротив, может способ­ствовать выявлению таких скрытых дефектов мозга, как оча­ги судорожной активности в мозговой ткани, дезорганизую­щие мозговую деятельность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.