Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подрастковый период.






Это критический период, переходный или пубертантный.

· Идет дальнейшее созревание мозговых структур - происходят существенные морфологические преобразования нейронов коры головного мозга (происходит тонкая дифференцировка пирамидных нейронов и звездчатых клеток, особенно в переднеассоциативных отделах).

· Процесс полового развития, гормональная перестройка организма накладывает отпечаток на ВНД подростка.

· В начале полового созревания происходит «ухудшение» функционального состояния коры и снижение ее регулирующего влияния на нижележащие структуры мозга, по сравнению с 9-10 летними школьниками.

· В ВНД п реобладает процесс возбуждения, поэтому возможны отрицательные реакции на положительные раздражители – неадекватные реакции (трудный период, особенно у мальчиков).

· Условные рефлексы легко вырабатываются, но упрочиваются долго.

· Возрастает скорость образования условных рефлексов на непосредственные раздражители (зрительные, звуковые, тактильные), но замедляется на словесные сигналы.

· Наблюдается ослабление второй сигнальной системы – речь замедляется, ответы становятся лаконичными, стереотипными.

· Условное торможение, особенно дифференцировочное ослабевает.

· Продолжают совершенствоваться механизмы зрительного восприятия, возрастает функциональная специализация правого и левого полушарий – ведущая роль в сенсорном анализе и запечатлении стимулов начинает принадлежать правому полушарию, а левое осуществляет классификационное опознание в заключительном этапе восприятия.

· Происходят регрессивные отклонения в произвольном внимании, задаваемым словесной инструкцией. Часто подростки на уроках находятся, как бы, в состоянии прострации внимание исчезает. Нужны специальные педагогические приемы поддержания внимания (эмоциональные факторы, мотивационный компонент – стремление утвердить себя среди сверстников).

Т.о. наблюдаются «регрессивные» отклонения восприятия и внимания, что связано с разбалансировкой отдельных звеньев регуляторной системы и снижением коркового контроля. Наблюдается несовершенство вегетативных реакций: потливость, неустойчивость артериального давления и т.д., как следствие быстрая утомляемость.

· Примерно в середине периода наблюдается психическая неуравновешенность с резкими переходами из одного состояния в другое - от эйфории к депрессии, критическое отношение к взрослым, негативизм, обидчивость, у девочек – склонность к слезам.

· Возрастают потребности самоутверждения, формируется не всегда адекватная самооценка. Возникает несоответствие социально-психолгических запросов и функциональных возможностей организма. Отсюда возможно появление отклонений в состоянии здоровья, различных форм девиантного поведения (алкоголизм, наркомания и т.д.).

· Т.о. требуется хорошо продуманный подход в воспитании. Особое значение приобретает индивидуальный подход.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.