Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.






Не сказал, что вы приобрели братолюбие и странно любие, ибо они имели их, как казалось. Но так как находились в опасности от беспрерывных скорбей оставить заботу об этих добродетелях, то говорит: братолюбие да пребывает, да будет твердым, и вы не позволяйте себе избегать его. И страннолюбия, говорит, не забывайте. Ибо, потерпев похищение имуществ, они, быть может, вели себя скупо. Или ограждает их и на будущее время.

Ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Настолько важно страннолюбие, принятие всех вообще и неосуждение братии, что Аврааму и Лоту представился случай к принятию Ангелов (см. Быт. гл. 18 и 19). Не зная, то есть не знали, что странники были Ангелы, впрочем, приняли их с честью. Это и делает их великими, ибо если бы они знали, то в таком случае они не совершили бы ничего великого.

 

3. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

Помните, ибо тот, кто связан с кем‑ нибудь, хотя бы и желал забыть, не может.

И страждущих, как и сами находитесь в теле, или в темницах, или в голоде, или в другом каком бедствии. Ибо кто размышляет, что и он облечен подобным телом, будет защищать этих, с одной стороны, по сочувствию, а с другой, из боязни, как бы и самому за свое нечеловеколюбие не пришлось подпасть подобным бедствиям.

 

4. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

Смотри, как часто он ведет речь о целомудрии. Выше, упоминая о святости брака (см. Евр. 12, 14) говорил об этом целомудрии и опять после этого говорит о прелюбодеях и блудниках. Или: и во всех случаях и во всякое время. Не в бедствии только и не в спокойное время: не в этой только части честен, а в другой – нет, но всецело да будет честен. Здесь же посрамляются еретики, клевещущие на брак. Ибо вот потому он и называется честным, что сохраняется в целомудрии.

Блудников же и прелюбодеев судит Бог. И здесь с угрозой наказания соединяется запрещение блуда. Ибо судит Бог, то есть осудит. И естественно. Ибо если допускается брак, то блудник и прелюбодей по справедливости подвергается наказанию.

 

5. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя».

Не сказал: «Ничего не приобретайте, но, если и имеете, не будьте рабами, а свободно относитесь к тому, что имеете, так чтобы не печалиться, если вы когда‑ либо лишились чего из имущества», как и выше сказал: расхищение имения вашего приняли с радостью (Евр. 10, 34). И вообще, так как многие после потери имущества стараются снова приобретать его, то ввиду необходимости оказывать помощь другим говорит: имейте нрав несребролюбивый. Почему и продолжает:

Довольствуясь тем, что есть. Показывает, как можно бы быть несребролюбивыми, а именно: если мы довольствуемся тем, что у нас есть, если мы не стремимся к приобретению чего‑ нибудь сверх потребного и необходимого. Ибо кто стремится к приобретению более чем нужно, – тот, очевидно, сребролюбив.

Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (см. Нав. 1, 5).

Так как, вероятно, некоторые говорили: «Что же, если у нас нет и необходимого?» – отвечает, что этого никогда не может быть, ибо Бог устами Исайи (Ис. 43, 2) говорит: Я с тобою и, конечно, не лжет. Но так как, вероятно, те же самые из иудеев говорили: «Чем настоящим мы довольствоваться будем? Мы разграблены, и у нас ничего не осталось», говорит: «Можно довольствоваться и тем, что осталось, хотя бы его было и мало. Ибо Бог сказал: не оставлю тебя (Быт. 28, 15), то есть Я не допущу тебя до этого». Если, быть может, апостол и понимал это относительно потребного, то ты понимай так, что это сказано и относительно всякого дела.

 

6. Так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Пс. 117, 6).

Так как это сказал Сам Бог, то, без сомнения, верно. Итак, снова дерзновенно скажем, что хищники наших имений не стеснят нас.

 

7. Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

В этом убеждает и фессалоникийцев, чтобы оказывать им честь наибольшую (см. 1 Фес. 5, 13). И как те наставники делали их участниками слова Божия, так и они по возможности должны оказывать им помощь в материальных нуждах. Относительно этого он намекает им словом поминайте. Или побуждает их к подражанию им.

И взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. То есть точнее – наблюдая. И как ученики живописца смотрят на оригинал, так и вы, всегда взирая на кончину, то есть на конец их жизни, на их образ жизни, который имел добрый конец, подражайте вере их. Ибо от веры – чистая жизнь. И если бы не верили в будущее, но сомневались, то не оказались бы безукоризненными в поведении. Снова врачует малодушие их; или говорит о вере в догматы. Итак, продолжает:

 

8. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Ибо, казалось, некоторые искажали веру и говорили, что другой придет, которого евреи и доныне ожидают. Итак, говорит, что Христос Тот же вчера, то есть во все прошедшее время, и сегодня, то есть в настоящее, и во веки, то есть в будущие и бесконечные времена, и другой не придет. Итак, не заблуждайтесь. Или: как Он не оставил наставников ваших, но во всем помогал им, так и вам окажет помощь. Ибо Он – один и Тот же.

 

9. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

Различными, то одними, то другими, и от одних и от других, но чуждыми правому догмату. Ибо учение может быть различным, однако не чуждым, а потому и не фальшивым. Когда же учения и различны, то есть от одного – одно, а от другого – иное, тогда и чужды, то есть чужды истины, тогда и необходимо беречься. Ибо истина проста и имеет цель одну. Обрати внимание на выражение не увлекайтесь, – говорит как бы о тех легкомысленных, кои и здесь и там легко увлекаются.

Ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Вот странные учения. Намекает на вводящих иудейскую привязанность к яствам. Итак, говорит, что благодатью, то есть верой, нам необходимо утверждаться и вполне убеждаться, что нет ничего нечистого, но верующему все чисто. Итак, потребна вера, а не наблюдение за яствами. Ибо занимающиеся яствами, то есть те, кои всегда следовали строгому соблюдению правил о еде, не получили никакой пользы для души, так как они чужды веры и рабски служат бесполезному закону. И вообще, говорит, какую пользу они получали от наблюдения за яствами, когда так были осквернены, что не могли участвовать в жертвоприношениях.

 

1 0. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

Сказав, что нет нужды строго наблюдать за яствами, для того чтобы не показалось, что наше, чуждое наблюдения, достойно презрения, говорит, что и мы имеем наблюдение, только не в отношении этих яств, но к жертвеннику, или бескровной жертве Животворящаго Тела. Ибо невозможно первосвященникам ветхозаветного закона участвовать в этой жертве, пока они служат скинии, то есть образам закона, преходящим, подлежащим уничтожению, или пока они служат этому миру, так как и народ как недостойный не принимал участия в жертвоприношениях ветхозаветного закона.

 

1 112. Так как тела животных, кровь которых, для очищения греха, вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Показав, что почитаемое иудеями служило прообразом нашего почитания, говорит, что жертвы, в коих не мог участвовать народ, были ничто. В нашей же жертве не имеют участия и архиереи ветхозаветного закона, потому как те жертвы служили прообразом этой. Ибо как кровь животных, приносимых за грехи народа, первосвященник вносил во святилище, тела же сжигались вне стана, так и Христос, пострадав за грехи мира, внес во святилище Свою Кровь к Отцу как Первосвященник, тело же было распято вне врат. Итак, совершая воспоминание о жертве той, наши первосвященники вносят Кровь Господа в наше святилище и на жертвенник, как на небо. Поэтому первосвященникам ветхозаветного закона нельзя вкушать от этого жертвенника, как иноплеменным и как не помышляющим о том, что выше этого мира: мы же не таковы.

 

1 3. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание.

Так как Иисус Христос пострадал вне врат, то выйдем и мы к Нему за стан, то есть будем вне мира, нося Его поругание, терпя одни и те же страдания. Он, как осужденный и разбойник, был распят вне – не постыдимся и мы удалиться от мира и от роскоши его, хотя бы и казалось это бесчестием. Снова убеждает их терпеть наносимые им иудеями обиды или хищения.

 

1 4. Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

Доказывает необходимость выйти за врата, то есть из мира. Ибо мы не имеем никакого участия в этом мире, так как и он не будет вечно существовать. Итак, нам должно бежать из этого мира и стремиться к будущему граду, то есть к небу.

 

1 5. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

Чрез Него, как чрез Первосвященника по плоти, мы возносим Отцу жертву хваления, то есть Евхаристию. Ибо мы благодарим Отца за то, что Он да ровал Сына Своего ради нашего освящения. Это же – ради немощных. Что Сын имеет благодать, – очевидно из того, что Он имеет с Отцом равную честь. Дабы все, говорит, чтили Сына, как чтут Отца (Ин. 5, 23). Итак, сама Евхаристия – плод уст, прославляющих имя Его. Поэтому первосвященники ветхозаветного закона и не могут участвовать в этой жертве. Ибо те, кои совершенно не были освящены Христовою Кровию, не могут благодарить за нее, потому что пребывают в том же самом неверии. Смотри же, как снова побуждает их к благодарению, а не роптать и не говорить по малодушию чего‑ нибудь дерзкого и наглого.

 

1 6. Не забывайте также благотворения и общительности; ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Где оправдывающиеся бедностью и потому не подающие милостыни? Пусть послушают, что Павел убеждает самых беднейших, разграбленных не забывать милостыни. Ее же он называет «общительностью», а по какой причине, – мы часто говорили.

Таковые жертвы благоугодны Богу, жертвы благодарения и благотворения. Ибо ясно, что благодарный – и щедр, так как он знает, каких удостоится благ.

 

1 7. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

Речь идет о епископах. Прежде похвалив их и назвав верными и достойными подражания со стороны взирающих на них, потом продолжает: повинуйтесь. Что же? Не необходимо ли повиноваться всякому начальнику, хотя бы он был и злым? В каком ты смысле говоришь «злой»? Если относительно веры, то беги его, хотя бы он был Ангелом с небес. Если же он – злой по жизни, то повинуйся ему. Итак, все, что они велят вам, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф. 23, 3). Относительно же испорченных по вере говорит: учениями различными и чуждыми не увлекайтесь (ст. 9). Итак, почему же? Потому что дурно поступающий, быть может, другим не посоветует жить дурно, ибо и сам он стыдится дурных дел. Ясно это и из того, что он всячески старается скрывать свои дела; злой же по вере внушит свой образ мыслей и народу.

Выражением и будьте покорны он указывает на такое сильное повиновение, чтобы, если потребуется, они послужили им делом.

Да слышат наставники, что как народ должен повиноваться, так и священник должен неусыпно пещись о народе, так как ему предстоит дать отчет за грехи их.

Чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Если ты покоряешься, говорит, и угождаешь наставнику своему, то ты облегчаешь для него бремя заботы о тебе, так как он радуется твоему повиновению. Если же поступаешь бесстыдно, то хотя он и в таком случае будет заботиться о душе твоей, но если только ты не загладишь своего неповиновения, он будет воздыхать за тебя пред Богом, что для тебя бесполезно. Смотри же, наставнику он не позволяет ничем иным защититься, как только воздыханием, и хотя это незаметно – вселяет в него дух кротости. Но против того – неисправимого, возмущающего грозного мстителя – Бога, он возжигает страшный огонь наказания. Посему ты, не повинующийся наставнику, не должен презирать его за то, что он воздыхает, но более должен бояться того, что он передает тебя Богу.

 

1 8. Молитесь о нас. Ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

Так как некоторые клеветали на апостола, будто он учит отступлению от закона, то поэтому многие из евреев враждебно относились к нему. Поэтому он не обозначил имени своего в начале послания, так как они не могли даже и слышать о нем. Итак, защищаясь пред ними, прежде всего просит их молиться о нем, чего мы обычно просим от друзей; затем раскрывает и свою невинность. Ибо между всеми, не только среди язычников, но и у вас, мы ничего не делали с лицемерием, совесть наша чиста, и мы знаем, что не замышляли зла против вас, не сделали ничего дурного вам, не оклеветали вас. Желаем вести себя честно, то есть стараясь проводить жизнь осторожно и беспорочно. И то самое, что я говорю, что закон не имеет силы, – это не речь врага и неприятеля. Ибо я скорее ввожу исполнение закона и показываю, что тень получила конец. Итак, разве это – отступление? Разве я вам не благодетель, когда веду вас к совершенству, отводя от тени и младенческого настроения?

 

1 9. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

Желать молиться за них так тепло и со всей заботой о том, чтобы скорее возвратиться к ним, – это происходило от сильной любви к ним. Вместе с тем показывает, что он полагается на совесть, и потому обращается к ним. Этого Павел не сделал бы, если бы чувствовал в своей совести что‑ нибудь дурное.

 

2 0. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа.

Прежде всего, попросив у них молитв и почтив их этим, потом уже и сам молится за них. Так как говорит, Бог есть Бог мира, то вы не должны возмущаться против меня, и притом по одному только слуху.

Воздвигший из мертвых Пастыря овец великого. Внедряет им учение о воскресении, пользуясь пророчеством Исайи (см. Ис. гл. 10). А так как есть и другие пастыри, – малые, то сказал: великого. Ибо пророки – это многие учителя, но Христос – наставник один для всех.

Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, то есть воздвиг Его из мертвых после Его смерти и после излияния Его Крови, так что Он дал нам завет, не подлежащий, как завет закона, отмене, но вечный. Или и так: воздвиг Его из мертвых с Кровию вечного завета. Ибо по воскресении Он даровал нам Кровь Свою в завете. Ибо если бы Он не воскрес, то Кровь Его не служила бы нам заветом.

 

21. Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Показывает, что они имели добрые дела, нуждались только в том, чтобы совершенствоваться в них. Об этом он и молится за них. Смотри, что мы сами наперед должны начать, а затем просить совершенства от Бога.

К исполнению воли Его. Кто усовершенствовался во всяком добром деле, тот и творит волю Божию, а не тот, кто вполовину делает добро.

Производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь. Следовательно, когда мы делаем добро, то это совершает в нас Бог через Иисуса Христа, то есть являющегося в качестве Ходатая и Совершителя. Ибо если Он совершил наше спасение в начале, то что удивительного и в том, если Он и при усовершенствовании в добродетелях является Посредником и исполняет в нас волю Отца, Сам укрепляя нас и вдыхая в нас силы к совершению добрых дел? К слову же благоугодное он прибавил: Ему. Ибо, действительно, мы тогда благоугождаем, когда оказываемся добрыми пред Богом, а не тогда, когда – пред людьми. И Давид говорит: по чистоте рук моих пред очами Его (Пс. 17, 25); и Исайя: удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1, 16).

 

2 2. Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

Не видишь ли? Предлагает им то, чего никому не предложил. Не говорит же: «убеждения», но – увещания, то есть поощрения, ободрения к терпению, так как он речь свою обращал к подвергнувшимся гонению.

Я же не много и написал вам. Несмотря на то, что он так много сказал, он все‑ таки говорит: немного, конечно, сравнительно с тем, что он желал бы сказать. Как бы так говорит им здесь: «Хотя вы и малодушны, поддержите меня, ибо не должен кто‑ нибудь отказаться ввиду того, что много сказано», хотя, как мы видим, это и бывает среди малодушных. Ибо они не выносят длинной речи.

 

2 3. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден; и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

К Тимофею они не особенно враждебно относились, поэтому он и поставил его на первом месте. Откуда же он был освобожден? Или был в темнице и был освобожден; или отпущен был из Афин, так как он был там (см. Флп. 2, 19).

И я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. И этого достаточно для того, чтобы убедить их оставить вражду к нему, когда он готов прийти с учеником. Быть может, это и случилось, и он путешествовал в Иудею из Рима. Ибо в первый раз он был освобожден Нероном, как и сказали мы во введении к этому посланию.

 

2 4. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.

Смотри, какую честь он оказывает им, если даже наставников приветствует чрез них, ибо скорее ему надлежало написать послание наставникам и чрез них приветствовать управляемых ими. Этим он весьма мудро врачует особенно немощных.

Приветствуют вас Италийские. Я так привязан к вам, что не только один я приветствую вас, но такое расположение к вам внушаю и другим, так что и те, несмотря на такое далекое расстояние, любят вас, и потому приветствуют.

 

2 5. Благодать со всеми вами. Аминь.

Так как благодать нечто общее, то он и испрашивает ее вообще всем и наставникам, и управляемым. Что же такое благодать? Отпущение грехов, очищение, общение Духа. Как же она могла бы быть с вами? Если не будете пренебрегать ею и если будете проводить жизнь достойно ее. Ибо она пребывает с нами, когда мы делаем добрые дела; она же отлетает, когда мы живем не по заповеди Подающего нам ее. Но познавая благодать и то, что чрез нее получили, не будем оскорблять в своей жизни Даровавшего нам столь великие блага, но, прославляя Его добрыми делами и показывая, что Он ниспослал благодать эту не на неблагодарных и непризнательных, овладеем ею в душах наших силой Самого Христа – Благодетеля душ наших. С Ним слава Отцу, вместе со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 


[1]У блж. Феофилакта: «в нем».

 

[2]У блж. Феофилакта опущено слово «Святым».

 

[3]Слово «Иисусе» опущено у блж. Феофилакта.

 

[4]Слов «и ныне, как и всегда» в тексте блж. Феофилакта нет.

 

[5]Слово «небесный» прибавлено у блж. Феофилакта.

 

[6]Выражение «что справедливо» у блж. Феофилакта опущено.

 

[7]Слова «братиям» и «Иисусе» опущены в тексте блж. Феофилакта.

 

[8]У блж. Феофилакта пропущено: «и Господа Иисуса Христа».

 

[9]Слово «Бога» у блж. Феофилакта опущено.

 

[10]Все Им и для Него создано. Слово «создано» значит и то, что созданное живет; поэтому смысл этих слов таков: все чрез Него получило бытие и благодаря Ему сохраняет это бытие.

 

[11]У блж. Феофилакта пропущено «Христа».

 

[12]Слово «со всеми» опущено у блж. Феофилакта.

 

[13]Слово «Аминь» у блж. Феофилакта пропущено.

 

[14]У блж. Феофилакта: «от Господа нашего Иисуса Христа».

 

[15]В тексте блж. Феофилакта: «от всякого блуда».

 

[16]По другому чтению добавлено: он посылает это послание из Лаодикии.

 

[17]У блж. Феофилакта прибавлено: «и строго».

 

[18]В тексте читается: любви. Но блж. Феофилакт это слово опускает.

 

[19]В тексте читается: «с вами», но блж. Феофилакт, свт. Иоанн Златоуст и др. читают: «с нами».

 

[20]По другому чтению называются «гаватами».

 

[21]В тексте блж. Феофилакта эти слова опущены.

 

[22]Блж. Феофилакт оканчивает толкование послания 24‑ м стихом.

 

[23]Слов «и поставил его над делами рук Твоих» нет в греческом тексте блж. Феофилакта.

 

[24]Слова «из вас» у блж. Феофилакта опущены.

 

[25]«То есть принесение собственного Его тела в жертву за наши грехи» – по другому чтению блж. Феофилакта.

 

[26]У блж. Феофилакта читается: «вечной жизни и наследию».

 

[27]По тексту блж. Феофилакта: «не могут».

 

[28]У блж. Феофилакта читается: «одесную Отца».

 

[29]У блж. Феофилакта и свт. Иоанна Златоуста читается так: «который вновь открыл нам путем новым и живым».

 

[30]Новатиане. См. блж. Епифания, еп. Кипрского. Против ересей. 39 или 49, том I, с. 108.

 

[31]Общая мысль из 5 гл. Амоса.

 

[32]Слова, поставленные в скобках, у блж. Феофилакта не читаются.

 

[33]Эти слова у блж. Феофилакта опущены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.