Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ъ. А в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога.






Чтобы кто‑ нибудь не сказал: «Почему Он медлил дать то, что определено от вечности?», говорит, что из попечения о нас и для того, чтобы сделать это благовременно. Временем Писание называет удобное время, как например: время Господу действоватъ (Пс. 118, 126). Итак, в свое, говорит, время, то есть сообразное, надлежащее время. Что же Он явил! Слово, говорит, Свое, то есть Евангелие. Каким образом? В проповеди, то есть явно, с дерзновением. Проповедующий не прибавляет и не убавляет. Так и мы проповедуем то, что нам повелено, только, конечно, вслух и для всех, как и Христос сказал: проповедуйте на кровлях (Мф. 10, 27), означая способом и местом прямоту, беспристрастность, свободу. Заметь: последовательность требовала сказать так: явил в свое время вечную жизнь, но он привел не так, а – явил Свое слово. Справедливо. Ибо Евангелие все объем лет, как то, что в настоящее время нам дано, а именно: благочестие, веру, истину, так и то, что обещается в будущем веке, то есть жизнь вечную. Некоторые, впрочем, под «Словом его» разумели Сына.

Вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога. Эта проповедь, говорит, вверена мне. Итак, если вверена, то я не должен мыслить того, что недостойно Вверившего мне, не должен притворяться или выражать неудовольствие тем, что мне поручено. К тому же это вверено мне по повелению, иначе сказать: я невольно вынуждаюсь делать это.

Из того, что должно делать, одно делается по повелению, другое – по увещанию. Например: примирись с братом твоим(Мф. 5, 24), – это повеление, и кто не исполнит его, – наказывается. Но: продай имение твое (Мф. 19, 21), если желаешь, и еще: кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 21) – это увещания, и не исполняющий их не наказывается. Итак, говорит, мне вверена проповедь по повелению, так что мне необходимо исполнить его. Горе мне, говорит, если не благовествую (1 Кор. 9, 16). И это – не по властолюбию, а по нужде. Чье же повеление? Спасителя Бога. Поэтому, если повелел это Бог, желающий нашего спасения, то как я не покажу своего расположения спасительному делу?

 

4. Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.

Сын может быть и не истинный, как блудник христианин, или корыстолюбец: такой сын, хотя и возрожден чрез крещение, но не истинный, потому что недостоин отца.

По общей вере. Назвав Тита сыном и усвоив себе звание отца, апостол снова уменьшает эту честь, говоря: «По вере я не имею ничего больше в сравнении с тобой, ибо она общая и ею возродились как я, так и ты». Почему же апостол называет его своим сыном? Или – чтобы показать свою любовь к нему, или – потому, что он сам крестил Тита. Так как у обоих одна и та же вера, они – братья друг другу. А так как Павел крестил Тита, он отец ему. Итак, выражение по общей вере означает братство.

Благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. И этим указывает на братство, когда говорит: от Бога Отца. Он возбуждает Тита, чтобы тот помнил, Чей он сын, именно – Божий. Смотри, как он чего желает простым людям, того же желает епископу и учителю. Ибо ему самому более других потребна благодатная Божия сила, как несущему претяжелые бремена, потребна милость, как такому, которому трудно избегать повинности пред Богом во многом, потребен мир, как поставленному в необходимость быть в столкновениях и вести непрерывную борьбу. Ибо и одно исправное прохождение епископства возводит на небо, и одна неисправность низводит в ад.

 

5. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал.

Подобно тому, как в домашнем быту из приставленных на служение один делает одно, другой – другое, точно так и они разделили между собой вселенную по частям, и все трудились. На это именно и указывается здесь словами оставил тебя в Крите, потому что сам он, очевидно, отправился в другое место, чтобы трудиться там. Смотри, как он не стесняется писать ученику, чтобы тот довершил недоконченное им. Он заботился об общей пользе, а не о своей собственной чести. Обрати внимание также и на то, что все это он исправлял сам. Что же вело к чести, или похвале, это он поручает ученику, – разумею рукоположение епископов и все прочее, что имело нужду в большем устройстве.

И поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал. Так он называет здесь епископов, и в Послании к Тимофею. По всем городам, говорит. Он не желал, чтобы весь остров поручен был одному лицу, но чтобы каждый город имел своего пастыря. Таким образом и труд будет легче, и наблюдение тщательнее.

 

6. Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

Непорочен, то есть если ведет жизнь, свободную от нарекания, если никто не укоряет его за образ жизни. Ибо если свет, говорит, тьма, то тьма во сколько более (см. Мф. 6, 23)?

Муж одной жены. Чтобы заградить уста еретикам, осуждавшим брак, он принимает в епископы женатого человека. Ибо брак настолько честен, что при нем можно восходить даже на священный престол. Но чтобы обуздать невоздержных, он говорит: муж одной жены. Ибо кто не сохранил никакого расположения к умершей, как он будет хорошим предстоятелем в Церкви? Епископ должен быть непорочен. Двоеженец же – небеспорочен, хотя это и допускается гражданскими законами.

Детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Кто не воспитал собственных детей, как будет управлять другими? Ясно, что если бы он сначала хорошо и заботливо воспитывал своих детей, то они не вышли бы непокорными. Ибо грехи не таковы по своей природе чтобы они могли быть сильнее такого попечения. Апостол не сказал просто: «нераспутных детей», но даже совсем свободных от укоризны в распутстве и свободных от дурного подозрения.

 

7. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец.

Как он может быть беспорочен, если у него неверующие и невоспитанные дети? Бог поставил его над домом Своим, Божие занимает он место, поэтому во всех отношениях должен быть точным исполнителем воли Его.

Не дерзок. Гражданские начальники властвуют над подчиненными силой закона, посему могут проявлять дерзость и самолюбие. Епископ же управляет добровольно подчиненными ему, и он не должен доходить до такой дерзости, чтобы поступать самовластно, самовольно и не спрашивая мнения своих подчиненных, ибо это будет насильственно.

Не гневлив. За самолюбием необходимо следует гневливость, от которой также, само собой, епископ должен воздерживаться. Ибо как он научит других обуздывать эту страсть, если не научил этому самого себя?

Не пьяница, то есть оскорбитель. Какая необходимость оскорблять? Непокорных надобно приводить в страх геенной, а не оскорблять.

Не бийца, ни руками не наносящим побоев, ни словами горькими и ожесточительными. Ибо он врач. А врач скорее врачует раны, но не наносит их сам.

Не корыстолюбец, то есть показывающий великое презрение к богатству. В епископе всякая стяжательность, даже и праведная, срамна.

 

8. Но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан.

Не только не получать прибыль, но и все раздавать странникам.

Любящий добро, так называет апостол кроткого, умеренного и независтливого. Целомудрен, то есть чист. Справедлив, нелицеприятен в отношении к людям.

Благочестив, то есть благоговейный ко всему Божественному, не опускающий ничего в отношении к Богу. Воздержан. Воздержанному не только в пище, но и на язык, руки и постыдные взоры, ибо в том и состоит истинное воздержание.

 

9. Держащийся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

Держащийся вместо: заботящийся, пекущийся об этом деле. Истинного, или преподанного посредством веры, а не посредством умствования. Поэтому и сказал: согласно с учением, показывая, что он мог учить и без внешней мудрости. Не торжественность словесная нужна, а опытность в Писаниях и сила в мыслях. Ибо такое только учение будет иметь успех, как и учение самого Павла.

Чтобы он был силен наставлять в здравом учении и противящихся обличать. То есть чтобы как своих охранял и укреплял, так и врагов отражал. Ибо кто не силен ни с врагами бороться и пленять всякий разум в послушание Христу (см. 2 Кор. 10, 5), ни своих утешать, вразумлять и утверждать, тот лжеепископ. Другие добродетели можно находить и в подчиненных, как‑ то: страннолюбив, здравомыслие и прочее. Но что более всего характеризует епископа, – это учительство.

 

1 0. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных.

Он указал на корень всех зол – непокорность. Так как непокорный не хочет состоять под начальством, а наскакивает, чтобы начальствовать над другими, – очевидно, что ничему здравому и правому не научился, ибо не хотел снести, чтобы его учили. Обманывающий себя и других есть суеслов и обманщик.

Особенно из обрезанных, их и Господь укорял в любоначалии, потому что они не оставили этого недуга и после того, как уверовали.

 

1 1. Каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

То есть сильно обличать, чтобы замыкались у них уста. А что пользы, когда они из не покоряющихся истине? Для них – никакой, но полезно это для тех, которых они могут развратить, если епископ будет молчать. За развращение их сам епископ даст ответ. Посему таким нужно заграждать уста: если не можешь, не будь епископом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.