Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I8. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.






Сказав о достоинстве Сына, потом говорит и о Его человеколюбии. Ибо, будучи выше всех как Творец и Вседержитель, Он соединился с низшими. И не сказал: глава «полноты Церкви», но – тела, чтобы показать действительность сродства Его с нами, что Он принял одну с нами плоть, а не с неба принес. Ибо Павел употребил слово «Церковь» в смысле всего человеческого рода, как бы говоря: «И рождением по плоти Он – первый из людей, как глава».

Он – начаток, первенец из мертвых. Начаток, говорит, Он есть воскресения, как прежде всех воскресший. А так как Он разрешил болезни смерти, то, естественно, и первенцем называется. Но как начаток имеет и последователей Себе в прочих людях. Ибо начаток есть чего‑ нибудь начаток. И как в одном снопе, принесенном в качестве начатка, благословляется вся жатва, так и мы все чрез Него освящены и приведены к Богу, и в воскресении одного тела вся природа удостоилась воскресения.

Дабы иметь Ему во всем первенство. Во всем, то есть во всем, что созерцаем вокруг Него. Ибо Он и прежде всех рожден от Отца и есть первый между всеми как Глава Церкви, и прежде всех воскрес, как начаток, даровав им нетление. И прежде бывали воскресающие, но опять умирали; Он же воскрес и не умирает. И заметь, первенец здесь – как начаток воскресения, потому что это то же, что новое рождение – там же не сказано: начаток творения, хотя и первенец. Ибо образ бытия неодинаков: Он рожден, а тварь сотворена.

 

1 9. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота.

Полнота Божества, то есть если где был Сын и Слово, то там не действие Его вселилось, а самое существо Его. И апостол не находит тому другой причины, кроме благоволения и хотения Божия.

 

2 0. И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

То есть: Сам соделав спасение, даровал нам его. Но чтобы ты не подумал, что Он принял должность раба, говорит: с Собою, то есть Сам с Собой примирил людей. А в другом месте сказал: с Богом примирил; следовательно, что свойственно Отцу, то свойственно и Сыну. И не сказал: «примирить», но – опять примирить, что значит: отдать нас – людей, – как бы некий давно взятый долг, и совершенно примирить, чтобы мы не были уже врагами Ему. Ибо не только дано примирение, но и самый способ примирения, то есть заклание Сына, имеет весьма большую силу.

Умиротворив через Него, Кровию креста Его. Примирение указывает на вражду, а умиротворение – на войну. Ибо мы были и врагами, и неприятелями Богу. Итак, великое дело примирение, но – чрез Самого Себя еще больше, и притом чрез Кровь и крест, позорную смерть. Ибо не посредством речей, как посол, примирил, но предав Самого Себя. И сказав: Кровию креста, не остановился, но прибавил: Его, чтобы ты не подумал, что крест имеет силу сам по себе. Ибо не просто крест спас, но именно Его Крест. И земное, и небесное. Что земное примирил, – это понятно; потому что каждый враждовал и с самим собою, и друг с другом, и даже ангельской жизни мы были врагами. Но небесное, каким образом? Земля была отделена от неба, Ангелы были во вражде с людьми, видя оскорбленным своего Владыку; посему и посылались они для наказания, как, например, к Давиду (см. 2 Цар. 24, 17), содомлянам (см. Быт. 19, 15) и в юдоль плача. Итак, Сын, возведя человека, врага и неприятеля, на небо, и Ангелов заставил явиться на земле поющими и сопутствующими каждому верующему. И мне кажется, что Павел для того восхищен был на небо, чтобы научиться, как обитают люди на небе, и Сын туда вознесся. Итак, для земных сугубый мир: по отношению к небесным и по отношению к самому себе, а на небесах – только простой. Ибо наконец‑ то они примирились с нами и радуются спасению столь многих. Как же после этого вы, колоссяне, говорите, что приведены к Богу Ангелами? Ибо они слишком далеки от того, чтобы примирить нас с Богом, потому что они были даже враждебны нам, и если бы Сам Бог не примирил нас с ними, то мы не имели бы мира.

 

2 1. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам.

Сказав выше, что под властью тьмы были мы, теперь говорит, что мы были враги помыслами, и говорит не одно и то же; но чтобы, услыхав первое, ты не почел то необходимостью, он присовокупляет последнее, дабы показать, что Он примирил нас, хотя мы и не заслуживали сего. Ибо по необходимости страдающий достоин сожаления, но добровольно терпящий зло достоин отвращения. Итак, говорит, Он примирил нас совершенно недостойных, хотя мы не по неволе и не по необходимости, но добровольно и охотно удалились от Него. И говорит об этом после того как упомянул о небесных, показывая, что вражда совсем не от небесных, но от нас получила начало. Ибо они желали мира и Бог также, но вы не хотели. Посему не сказал просто – «враждующими», но – отчужденными, то есть и не думавшими о возвращении. Ибо вы были враги по расположению, то есть по произволению. И не до того только дошло бедствие, но оно проявлялось и в делах лукавых, то есть вы были и врагами, и действовали, как враги. И всем этим показывает, что Ангелы не имели силы ни изменить наше убеждение, ни освободить от диавола, так как и они сами были врагами нашими, и обладающий нами не был еще связан. Христос же и врага связал, и нас убедил отказаться от него.

 

22. Ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою.

Опять указывает на образ примирения, именно – в теле. Каким же образом? Разве Он подвергся только бичеванию и заушению? Нет, но Он и умер позорнейшею смертью.

Чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою. Опять указывает и на другое благодеяние, говоря теперь то же, что и выше выразил словами «соделавшего вас способными». Ибо не только, говорит, освободил Он нас от грехов, но даровал и святость, не обычную, но святость пред лицем Его, и непорочность, и неповинность, так, чтобы не совершать нам ничего, что заслуживало бы даже простого порицания.

 

23. Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

Так как он все приписал Сыну, Который от всего избавил Своею смертью, то, чтобы не сказали: «После этого нет нужды в наших трудах», – он говорит, что нужно пребывать в вере. Посему не будьте легкомысленны и не падайте духом.

Так как можно хотя и пребывать в вере, но колебаться, то он присовокупляет: тверды и непоколебимы, то есть не колеблясь, и не только это, но и не отпадаете от надежды благовествования. Ничего, говорит, тяжелого я не требую от вас, но только того, чтобы вы не отступали от Христа. Ибо Он есть надежда благовествования, и все, принявшие благовествование, должны на Него уповать как на даровавшего мир. Посему приписывающий мир Ангелам отступает от Христа. Итак, при добродетели хотя и возможно немного колебаться, но при вере – нет. Таким образом, нисколько он не требует тяжелого.

Которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной. Их самих, во‑ первых, выставляет свидетелями, а потом всю вселенную. И не сказал: «возвещается», но – возвещено, то есть такое, в которое они уже уверовали. Итак, устыдитесь и себя, и всех прочих людей веровать иначе.

Которого я, Павел, сделался служителем. И то служит удостоверением благовестия, что сам Павел – его проповедник. Ибо велико имя его, так как он повсюду прославляем и даже как бы властвовал над вселенной. Называя же себя служителем, еще более побуждал к повиновению. Ибо, говорит, не свое говорю, но другому служу, именно Богу. Поэтому Ему будете повиноваться.

 

2 4. Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь.

Хотя, казалось бы, это непоследовательно, но на самом деле очень последовательно. После того как он сказал: «Я был служителем благовествования, от которого умоляю вас не отступать», теперь показывает, что оно настолько истинно, что я даже страдаю за него, и не только страдаю, но и радуюсь в этих страданиях. Страдания же эти за вас, чтобы принесть вам пользу. И восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых. Казалось бы, тщеславно и безумно это слово, но нет, напротив, оно полно великой любви ко Христу. Ибо он желает убедить их, что Христос и теперь еще за них страждет и что не чрез нас, апостолов, вы приходите к Богу, но чрез Христа, хотя и через наше посредство. Итак, что же вы делаете, отступая от Того, Который и после Своей смерти подвергается за вас опасностям? Смысл его слов таков: если еще должен был Христос страдать за вас, но удалился и не отдал сего долга, то я исполняю Его долг подобно тому, как в отсутствие полководца помощник его, оберегая войско и занимая его место, получал бы вместо него раны. Потому ведь и сказал – недостаток, чтобы показать, что, по его мнению, Он не все еще претерпел. Он настолько любит нас, что и после Своей смерти, как будто недостаточны прежние страдания, страдает в моем теле; ибо Он не удовольствовался Своею смертью, но и еще совершает бесчисленные благодеяния. Итак, Павел, не превознося себя, говорит это, но из желания показать, что Христос еще и ныне печется о них.

За Тело Его, которое есть Церковь. Сказав, что хотя и я страдаю, но на самом деле это – страдания Христовы, он придает достоверность этим словам, говоря, что и эти страдания происходят ради Тела Его. Итак, не почитайте хвастовством эти слова, но верьте, что Тот, Который не презрел соединить с Собой Церковь, и теперь еще ради нее страждет в плоти моей. Если же Церковь есть тело Христово и составляет одно с Ним, как Главой, как же вы поставляете между собой Ангелов и разрываете тем единство?

 

2 5. Которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие.

Говорит: «Я служитель, и сам собою ничего не делаю. Но если я – служитель, как же выставляете вы Ангелов служителями?»

Словами по домостроительству Божию или то говорит, что Господь, вознесшись на небо, послал нас на проповедь, чтобы вы не были оставлены и не впали в отчаяние; или то говорит: мне попустил Он преследовать Церковь потому главным образом, чтобы сделаться достойным веры при проповедании. Или же: не дел Он искал и не добродетели, а веры и крещения. И в этом заключается величайшее домостроительство Божие. Ибо кто мог бы спастись, если бы требовались дела? Или же в словах: по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, то есть для людей, принадлежащих язычеству, – просто говорит о благодати и силе, которую дал ему Бог, чтобы просветить язычников. Ибо убедить людей помраченных, неразумных и непослушных принять такие догматы – дело не Павловой силы, а домостроительства Божия. И как страдания свои он назвал принадлежащими Христу, так и о распространении этого учения между ними говорит, что оно есть дело Божие. Словом же исполнить показывает, что нечто им недостает. Заметь и в том домостроительство Божие, что теперь сказана им тайна, что они сделались способными принять ее. Ибо Бог, устрояя все предусмотрительно, и то конечно предусмотрительно сделал, что тайна была открыта теперь, когда люди скорее могли принять ее. Поэтому безрассудны те, которые соблазняются словами, что в последние дни Сын приведет нас (см. Ин. 6, 40).

 

2 6. Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его.

Сказав о том, что мы получили, Павел указывает и на другое преимущество, на то, что прежде нас никто не знал этой тайны. Тайной называет то, чего никто не знал, кроме Бога, и не просто сокровенную, но и сокрытую. Выражение же от веков значит: как начались века, то есть время.

Ныне же открытую святым Его. Это Его распоряжение, что тайна теперь явлена. Не сказал: «совершившуюся», но – открытую. Впрочем, и теперь не для всех, но для святых Его. Так что и теперь еще для некоторых она сокрыта. Посему да не обольщают вас те, ибо они не знают ее.

 

2 7. Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы.

Чтобы ты не спросил, за что святым только она явлена, а не всем, прибавил: которым благоволил. Хотение же Божие всегда высочайше премудро. Конечно, он мог бы сказать – «достойным», но не сказал, желая научить смирению тех, кои сподобились сего, чтобы они, зная, что получили откровение по благословению Божию или благодати, смиренно о себе мудрствовали и не высоко, будто получившие по достоинству. И, придавая значение совершившемуся, он не просто сказал: «возвестить славу тайны», но – богатство славы тайны, которая особенным образом явлена между язычниками, как и в другом месте говорит: «и язычники за милость прославили Бога» (см. Рим. 15, 9). Ибо хотя она является и другим, но не настолько, насколько тем, которые бесчувственнее камней и которые поклоняются камням и пресмыкающимся. Подобно тому, как если бы кто, взяв пса, паршивого и тощего, не могущего даже двигаться, сделал его человеком и посадил на царском престоле, то он прославился бы более, нежели если бы оказал это человеку не очень нуждающемуся. И хорошо сказал апостол: в тайне сей. Ибо есть и другие тайны, но это по преимуществу тайна, которой никто не знал, которая стоит в разрез с общим обычаем и ожиданием, это именно принятие в Церковь язычников.

Которая есть Христос в вас, упование славы. Объясняя, что такое богатство и что такое тайна, говорит: Христос в вас, то есть то, что вы познали Христа и Он в вас. И с похвалой выставляет это, чтобы сильнее привлечь их. Ибо если в вас – Христос, то каким образом вы Ангелов называете благодетелями? Упование же славы есть Христос, потому что чрез Него мы надеемся достигнуть славы вечной; или потому, что Христос есть наша славная и непостыдная надежда.

 

2 8. Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе.

Мы проповедуем, но не Ангелы. Как же после этого вы считаете их служителями? И выразительно сказал: проповедуем, по‑ гречески – «долу возвещаем», как бы низводя Его с высоты. Вразумляя всякого человека и научая, не повелительно и не с принуждением. Ибо и это свойственно Божественной благости, – привлекать к себе не насильственно, а посредством увещания и научения. Под вразумляя можешь разуметь уроки деятельной жизни, а под научая истолкование догматов. Всякой премудрости. Чтобы с успехом научить сему, нужна всякая мудрость, заимствуя потребное то из Писания, то из разума, то из эллинских писателей, как и учил Павел афинян по поводу их же алтаря.

Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Что говоришь? Всякого человека. Да, говорит, мы об этом заботимся. Но если это не исполнится, – не наша вина. Совершенным же не в законе и не по отношению к Ангелам, а во Христе Иисусе, то есть в познании Христа, ибо то несовершенно.

 

2 9. Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Не удовольствовался наименованием труда, но прибавил слово подвизаюсь, чтобы показать бдительность, строгость своей жизни и прочее, что свойственно подвизающимся. Итак, если я тружусь ради вашего блага, то насколько более вы должны трудиться?

Силою Его, действующею во мне могущественно. Сказав: тружусь, показывает, что и это дело Божие. Ибо подающий мне силы для этого, очевидно, этого желает. Потому и в начале сказал: волею Божиею Апостол. Показывает этим также и то, что против него воюют многие. Ибо тогда сильнее проявлялась бы сила Божия, когда противников было бы много.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.