Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава шестая. 1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости






 

1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

Так как многие между ними, думая сдержать согрешающих, действовали при этом под влиянием собственных страстей, будучи движимы к тому любоначалием, то он говорит: если и впадет, то есть увлечен будет силою демонскою, вы, духовные, исправляйте, то есть не наказывайте, а наставляйте в духе кротости. Не сказал – кротостию, но: в Духе кротости, показывая, что это и Духу угодно и снисходительное исправление грешников есть дар духовной благодати.

Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Чтобы не возгордился исправляющий другого, он предостерегает его; смотри, говорит он, и береги себя, чтобы и тебе не впасть в то же самое, подвергшись искушению от противника. И выразительно сказал: «ты», напоминая тем о человеческой слабости.

 

2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Так как, будучи человеком, невозможно быть безгрешным, то он убеждает не относиться строго к грехам ближнего, но переносить их, чтобы потом и его грехи мог переносить другой.

И таким образом исполните закон Христов. Сказал: сообща все исполняйте, взаимно помогая друг другу; например, проворный пусть помогает медлительному, а медлительный пусть сдерживает его горячие стремления, и таким образом и первый не согрешит при содействии последнего, и последний при содействии первого. Таким‑ то образом, подавая друг другу руки, вы при взаимной помощи исполняйте закон Христов, каждый своим содействием ближнему, восполняя то, чего не достает ему. Да и долг любви требует носить тяготы друг друга, потому что в любви заключается исполнение заповедей Христовых.

 

3. Ибо кто почитает себя чем‑ нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

Опять ниспровергает здесь гордость, показывая, что считающий себя чем‑ то ничтожен, и этим самым мнением доказывает свое ничтожество, и обманывает ни кого‑ нибудь другого, а себя.

 

4. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом.

Пусть исследует, говорит он, тщательно свои действия (это ведь значит слово – испытывает), не сделал ли он что‑ нибудь по тщеславию, или по лицемерию, или по другой какой‑ нибудь человеческой причине, и тогда пусть не хвалится перед другим. А если он не удержим, пусть хвалится перед собой, то есть подвергая суду себя самого, пусть нынешнее дело считает лучше вчерашнего и величается добрым делом. Но апостол говорит это по снисходительности, а не в смысле узаконения, чтоб мало‑ помалу уничтожить тщеславие такого рода. Ибо, привыкши не тщеславиться перед ближними как фарисей, он скоро перестанет хвалиться и перед самим собой.

 

5. Ибо каждый понесет свое бремя.

Зачем хвалишься перед ближним? И ты, и он понесете каждый свое бремя, и тогда будет оценено дело каждого. Поэтому, когда ты имеешь бремя и труды, не хвались добрым делом ни перед другими, ни перед самим собой.

 

6. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

Наконец, говорит об учащих, чтобы наставляемые ими помогали наставникам не в одном чем‑ нибудь, но во всех благах, уделяя им пищу, одежду, (оказывая) почтение, расположение и все вообще хорошее. Ибо получаешь больше того, что даешь: вместо вещественных благ получаешь духовные. Поэтому и называет это дело общением, потому что происходит обмен. Но почему Христос определил, чтоб учители получали пропитание от учеников? По двум следующим причинам: чтобы, с одной стороны, учители не превозносились сильно, но, нуждаясь в учениках, были скромны, и чтобы посвящали время только слову, не заботясь о пище; а с другой стороны, чтобы и ученики в доброте к своим учителям учились быть такими же и по отношению к другим, а с тем вместе, чтоб не стыдились и сами, находясь в бедности и нужде, так как и учители их таковы.

 

7–8. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

Так как часто некоторые обвиняли учителей в дурной жизни, презирали их и не питали их в бедности, то он хотя это и после говорит: делая добро, да не унываем, но и теперь показывает, что и к таким учителям должно быть щедрыми, так как эта трата происходит на дело духовное. Итак, сравнивая издержки на дела плотские с тратою на духовное, он говорит: если ты будешь тратиться на плоть, приготовляя обеды и разные приправы, сея пьянство, роскошь и обжорство, то пожнешь тление. Ибо и само это гибнет, и тело с собою губит. А если будешь сеять духовно, то есть духовные дела, обнаруживая ко всем сострадание и храня воздержание, то пожнешь жизнь вечную. Ибо Бог осмеян и обманут не бывает, но воздаст тогда каждому свое. Итак, лучше тратить на дела духовные, к которым относятся и издержки на учителей, чем на плотские наслаждения, которые тленны и растлевают тело. Потому что от наслаждений и излишеств происходят болезни.

 

9. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Теперь яснее высказывает, что если бы и дурны были те, которые просят у нас, мы не должны ослабевать в своих благодеяниях к ним. Но указанием на то, что не должны ослабевать, советует щедрость и непрестанное даяние. Потом, много потребовав, он тотчас и награду указывает, именно: пожнем. Каким образом? Не ослабевая, то есть не имея никакого утруждения, но совершенное спокойствие.

Ибо здесь соединяются с жатвой изнурение и труды, а там не так.

 

10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче же своим по вере.

Как не всегда удобно сеять, так точно и оказывать дела милосердия, что показывают и девы, и Лазарь (см. Мф. 25, 1‑ 12; Лк. 16, 19–31). Поэтому, пока имеем время в этой жизни, не только учителям, но и эллинам и иудеям будем оказывать добро, то есть благодеяние и милосердие. Конечно, не в одинаковой мере нужно оказывать пособие сим последним и единоверцам, но большую щедрость нужно оказывать верующим. Ибо на это указывает словом наипаче. Но заметь, и в этом случае насколько он удаляет их от иудейской узкости: так как закон открывал сердце в отношении к единоплеменникам, благодать же призывает землю и море к трапезе милосердия, хотя и не в одинаковой мере, как сказано.

 

11. Видите, как много написал я вам своею рукою.

Немного поговорив в нравственном духе, он снова возвращается к прежнему, что тревожило его сердце, и показывает, что сам собственноручно написал все это послание, не для того, чтобы только показать к ним любовь, но чтобы и уничтожить злое подозрение. Так как клеветали, что он проповедует одним одно, другим – другое; поэтому он вынужден был дать письменное свидетельство своей проповеди. А прочие послания писали другие, сам же он разве подписывал только приветствие. Выражение же как много указывает не на обширность, а на некрасивость письма, как бы говоря: хотя я и не умею прекрасно писать, однако принужден был собственноручно написать это послание.

 

12. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов.

Желающие хвалиться по плоти, говорит, именно среди иудеев (ибо они порицали их как отступников от отеческих обычаев), принуждают вас обрезываться, оправдываясь перед иудеями через вашу плоть. А словом принуждают показал, что они неохотно переносят его, и вместе с тем дает им побуждение к возвращению, как невольно теперь заблуждающимся.

Только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов. И по другой, говорит, причине они делают это. Ибо, чтоб не подвергнуться им преследованию и гонению из‑ за креста и веры, – потому что они преступают ее и обрезываются, – они желают и других иметь участниками в обрезании.

 

13. Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

Не по человекоугодию только, говорит, но и по честолюбию делают это. Ибо не по ревности к закону и не ради благочестия, говорит он, совершают они это, но из‑ за честолюбия: дабы похвалиться в вашей плоти, то есть чтоб похвалиться обрезанием вашей плоти, так как они‑ де – ваши учители и имеют вас учениками.

 

14. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

Те, говорит, пусть хвалятся обрезанием, делом отмененным, но для меня да не будет другой похвалы разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (то есть о вере в Распятого), который (крест) отменил закон. Отвращался от сего как непотребного, призывая даже на сие помощь Божию. В чем же состоит похвала о кресте? В том, что для меня, непотребного, был распят Господь, так возлюбивший меня, что предал даже Самого Себя. Итак, для Павла и для всякого верующего крест служит предметом похвалы, потому что в нем проявляется любовь Господа к нам. И какой раб не хвалится любовию своего господина?

Которым для меня мир распят, и я для мира. Миром называет житейские дела: славу, богатство, удовольствие. Итак, они умерли для меня, и я мертв для них, вдвойне умерщвление. И они не могут овладеть мною, так как мертвы, и я сам прибегнуть к ним, потому что мертв.

 

15–16. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

Не указывай, говорит он, мне на обрезание, которое не имеет никакой силы и бесполезно, как и необрезание: ибо Христос все обновил и требует от нас новой жизни. Жизнь по Христе новая тварь, потому что души ваши, обветшавшие грехом, теперь обновились крещением и потому что в будущем веке, обновившись телом и сделавшись нетленными, мы удостоимся нетления и славы. Итак, которые пребудут в этом правиле новой жизни по образу Христа, избегая обветшавшего и потерявшего силу обрезания, те достигнут мира с Богом, освободившись от грехов, которые делают Бога врагом нам, – и удостоятся человеколюбия, не подвергаясь уже ненависти, как враги Божий, но удостаиваясь милосердия, так как наступил для них мир крестом и благодатию. И таковые составляют Израиля в собственном смысле, как видящие Бога, а те, которые не таковы, хотя бы и были израильтянами по роду, ложно так называются. А это заимствовал Павел у Давида, который говорит: Мир на Израиля (Пс. 124, 5).

 

17. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

Это говорит он не как утомленный и обезнадеженный. Да и как это возможно тому, который увещевает: настой (управляй) во время и не во время (2 Тим. 4, 2); а из желания, чтобы данные им постановления были непоколебимы и чтоб (галатяне) не ждали от него ничего другого, но были вполне убеждены, что он так проповедует.

Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. В оправдание, говорит он, против тех, которые говорят вам, что я лицемер и в других местах проповедую обрезание, – я имею язвы и напасти ради Христа. Ибо они сильнее всякой речи свидетельствуют, что я подвергся опасностям не за закон, а за учение Христово. И не сказал – «имею» а – ношу, как некоторый трофей или царский знак отличия, и горжусь ими.

 

18. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Этим пожеланием им показывает, что не по гневу и ненависти все это высказал. И в этом заключается не только пожелание, но и наставление, запечатлевающее все сказанное. Ибо напоминает о благодати, которую они получили не через закон, а верою во Христа. И не сказал – «с вами», а – со духом вашим, удаляя их от телесного и показывая, что не от закона, а от благодати приняли Духа, и что не закон и не обрезание, но благодать может сохранить в них Духа, так же как и сообщила Его. А назвав их братьями, напомнил тем о купели, от которой мы становимся братьями, чадами Единого Отца Бога, а не от закона. Да будет же и с нами благодать Божия, так чтобы нам жить по духу и греховною нечистотою не утратить Божественного освящения Утешителя, но всегда приумножать в себе его о Христе Иисусе Господе нашем, Который явил жизнь новую и духовную, уничтожив ветхую и плотскую. Ему слава во веки. Аминь.

 


[1]Несторий – основатель несторианской ереси, осужденной на III Вселенском Соборе. Умаляя Божественную природу Иисуса Христа, разделял Божество и человечество Господа. – Примеч. ред.

 

[2]То есть для нас нет второго крещения.

 

[3] Св. Василий Великий. Правила, кратко изложенные.

 

[4]То есть когда обличаю его.

 

[5]На это есть свидетельства и в Священном Писании, и у св. отцов Церкви. Так, Господь говорит: Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великия знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24, ср. Мк. 13, 12). Апостол Павел пишет об антихристе, что его пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами (2 Фес. 2, 9). То же самое говорят об антихристе и его слугах святые отцы Церкви. Как отличать такие обольщения сатаны от чудес истинных, действительных, совершаемых силою Божиею, можно прочитать и во «Введении в православное богословие» митрополита Макария (Булгакова).

 

[6]В другом списке находится такое предисловие к настоящему посланию: «Коринф есть город Греции, славившийся тогда богатством, мудростью и многими другими преимуществами. В нем много пострадал Павел. Здесь явился Павлу Христос и сказал: Не бойся, но говори; потому что у меня много людей в сем городе (Деян. 18, 9_10). Диавол, видя, что столь великий и многолюдный город принял истину, разделил жителей его. Между ними одни самопроизвольно сделались учителями народа, который приставал то к одним, как мудрым и могущим научить чему‑ то большему, нежели Павел, то к другим, как богатым и могущим оказать большую помощь, и таким образом соперничая между собою в славолюбии, заправляли Церковью. Вот первое зло. Другое: некто, живший с своею мачехою, не только не был укоряем другими, но еще управлял народом и надмевался внешнею мудростью. Кроме того, иные, ссорясь между собою об имуществе, судились у судей, не принадлежащих к Церкви. Далее, иные ели в церквах отдельно друг от друга и не уделяли нуждающимся. Иные превозносясь дарованиями, соперничали между собою. Относительно учения о воскресении колебались. Многие отращивали волосы и ходили как цинические философы. Притом коринфяне прислали Павлу через Стефана, Фортуната и Ахаика послание, в котором писали о браке и девстве, а о прочем умалчивали. В это‑ то время и пишет Павел не о том только, о чем ему писали, но и о том, о чем не писали ему, тщательно разузнав обо всем. Потому же, что важнее всего, в Церкви были разделения, а это происходило от высокоумия, то он прежде всего старается истребить высокоумие. Зараженные высокоумием думали, что они учат чему‑ то высшему. Поэтому Павел и начинает так».

 

[7]Не призванных, то есть в предстоятельство законным образом, но восхитивших его самопроизвольно, каковых предстоятелей блж. Феофилакт называет далее предстоятелями чуждыми.

 

[8]По другому списку:

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего. Испрашивает им благодать, то есть примирение и благоволение от Бога, позоря этим ту, которую имели они от лжеучителей, а как жившим между собою в несогласии – мира и – с самими собою и с Богом. Отцом же нашим назвал Бога потому, что мы усыновлены Им через баню возрождения.

И Господа Иисуса Христа. Ибо что дает Отец, то дает и Сын; потому что это служит признаком равенства Их.

 

[9]По другому списку: Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании. Спрашивается здесь: почему апостол, засвидетельствовавший сначала, что они получили столько духовных преимуществ, и восписавший им похвалу, впоследствии укоряет и обвиняет их, называя плотскими? В ответ на это можно сказать, что вначале, когда уверовали, они действительно таковы были, то есть славились всякими дарованиями и заслуживали похвалу, но впоследствии, став нерадивыми, сделались достойны порицания. Иначе как похвалы, так и обвинения относятся не ко всем, но первые к достойным похвалы, а последние к достойным обвинения; ибо между коринфянами одни оставались еще ревностными, а другие предались нерадению. Можно еще и так отвечать: похвалы приведены предусмотрительно, чтобы предрасположить слушателей к слову. Кто тотчас с самого начала говорит строго, тот заграждает слух для своего слова. Если слушатели равны ему по достоинству, то гневаются, а если ниже его, то предаются скорби, вследствие чего он обращает к ним речь свою попусту.

 

[10]По другому списку:

Который и утвердит вас до конца. Слово утвердит означает, казалось бы, молитву; но оно выражает более, именно то, что они нетверды и отступили от долга.

Чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы оказались неповинными в день суда; ибо этот день называет днем Христовым, потому что тогда полнее откроется слава Христова. Слово неповинными выражает порицание; ибо показывает, что они подлежат обвинению. Заметь, как часто указывает им на имя Христово и из него одного составил почти все вступление, заботясь о том, чтобы отвлечь их от лжеучителей, по старанию которых они разделились на партии, и возвратить к учению Христову.

 

[11]По другому списку: Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Спорами называет то, что каждый из них выбирает себе особого учителя. А выбирали они себе не Павла, не Аполлоса, не Кифу, но каких‑ то других, о которых умалчивали, скрывая их как неопределенные личности, под именами этих апостолов, с одной стороны, для того, чтобы сделать слово свое менее неприятным, а с другой – для того, чтобы внушить, что если не следует выбирать себе в учителей истинных апостолов, то тем более тех. Имена апостолов положил в восходящем порядке, поставив себя ниже Аполлоса, а Аполлоса ниже Петра. Справедливо укоряет тех, которые назывались именами других; но почему укоряет называвшихся именем Христа? Этих не укоряет, но упомянул и о них, как о частичке, оставленной Христу.

 

[12]По другому списку:

Разве разделился Христос? Зачем разделили вы Христа? Зачем расторгли тело Его? Ибо когда разделено тело Его, которое есть Церковь, то поистине разделяют Его Самого. Речь, исполненная гнева. Некоторые же слова разве разделился Христос? понимали так: разве Христос разделил Церковь с самозванными учителями и одну частицу взял Себе, а прочие отдал им? После такой укоризны опровергает неразумное поведение их.

Разве Павел распялся за вас? Дабы не подумали, будто укоряет по зависти, опровергает, полагая свое имя. Не сказал же: разве Павел сотворил вас? Не указал также и на другое какое‑ либо в этом роде благодеяние, но выставил на среду крест, который служит наилучшим доказательством любви к нам Христа. Не сказал: разве Павел умер? но: распялся, представляя таким образом самый род смерти.

 

[13]По другому списку: Дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

Чтобы, в случае, если бы я крестил многих, из которых образовалось бы общество, не сказал кто‑ нибудь, как случилось у них, будто я крестил в свое имя и не стали бы называться по имени моему павлианами. Ясное порицание тех, которые в этих видах крестили многих. Иначе: чтобы, в случае, если бы ко мне пристали и назвались моим именем (как и назывались многие по именам крестивших их), не сказал кто‑ нибудь, что я крестил их в свое имя и потому они единомысленны со мною.

 

[14]По другому списку: А для нас, спасаемых, – сила Божия. Для нас, говорит, верующих, не погибших, но спасаемых, крест показывает силу Божию. Ибо подвергнуться бедствиям и быть выше бедствий есть признак Божественной силы. Как три отрока, быв ввергнуты в пещь и не сгорев там, явились более чудными, нежели когда бы не были ввергнуты в нее, и как Иона, быв поглощен китом и не потерпев от него никакого вреда, стал более великим, нежели когда бы не был поглощен им: так и Христос, умерши и победивши смерть, явился более славным, нежели когда бы Он не умирал.

 

[15]По другому списку: Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Приведя свидетельство из Писания, доказывает потом мысль свою от дел и говорит: где мудрец эллинский? где книжник иудейский? где совопросник, основывающий все на умозаключениях? Где они, если сравнить их с мнимым безумием проповеди? какое место им в отношении к нему? Оно превзошло и победило их. Века сего, то есть существующий в веке сем.

Не обратил ли Бог мудрость мира сего? Не показал ли Бог, что премудрость иудеев, помышляющих о мирском, не действенна, и не уличил ли, что она – безумие, потому что не могла найти истину? Действительно, показал и уличил, ибо научил истине и спасению через таких проповедников, которых почитали безумцами, а не через тех, которые слыли мудрецами.

 

[16]По другому списку:

А нам Бог открыл это Духом Своим. Кто‑ нибудь мог спросить: если не приходило на сердце человеку, то как вы узнали об этом? Отвечает: Бог открыл нам Духом, а не человеческою мудростию. Итак, не то только показывает честь, которой удостоил нас Бог, что мы узнали, и притом вместе с ангелами, но и то, что мы узнали чрез Духа Святого. Он, сказано, наставит вас на всякую истину (Ин. 16, 13). Далее, показывая, что то было сокровенным у Бога и что никто не знал того, говорит:

Ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Проницанием называет здесь совершенное знание, подобно как и о Боге сказано: испытуешъ сердца (Пс. 7, 10), вместо: знаешь глубины сердец. Неудивительно, что тайны Божий открыты нам чрез Духа, Который как единосущный и равный Богу Отцу, совершенно знает как все прочее, так и сокровенное Божие; ибо это назвал глубинами.

 

[17]По другому списку: Соображая духовное с духовным. То есть если возникнут какие‑ либо духовные вопросы, мы соображаем их, то есть разрешаем, духовными учениями или повествованиями. Когда, например, кто‑ нибудь сомневается, как Христос родился от Девы, мы для удостоверения в этом указываем на неплодных, на Сарру, на Ревекку и на других, которые зачали не по законам естества, поскольку зачатие зависит от силы ложесн, также на происхождение Адама от одной земли и Евы от него одного. Подобным образом и когда спрашивают, как Христос воскрес, приводим в пример Иону и его пребывание в ките и спасение из него. Так, такими примерами разрешаем мы недоумения; ибо древние описывали будущее в образах и тенях, чтобы через них сообщить ему достоверность. В умозаключениях же и умозрительных доказательствах эллинов мы не имеем надобности; ибо они колеблют слабый ум, смущая и наполняя его мраком и сомнением.

 

[18]По другому списку: Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Кто душевный человек, знаем из сказанного выше. Духовный же человек тот, кто принял в душу свою блеск Святого Духа и имеет ум, просвещаемый им. Поэтому духовный все понимает, как сказано выше, духовно, а кто он сам, никто из душевных не понимает; ибо, будучи выше их, он неведом для них. Иначе: духовный понимает, кто душенный и чему подвергнется он после смерти, так же знает как свое, так и принадлежащее душевному, но кто он сам и чему подвергнется после смерти, никто из душевных не понимает, подобно тому, как зрячий видит слепого, но сам для слепого невидим. Поскольку же слово судить значит и «обличать», то хотя духовный повсюду обличает живущего худо, однако сам не обличается никем из живущих худо, потому что ведет жизнь правильную.

 

[19]По другому списку: Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Упоминает о себе и о Аполлосе, с одной стороны намекая на неправых учителей, по которым разделились коринфяне, а с другой – делая речь свою более сносною и обвинение более мягким.

 

[20] В церковнославянском переводе: Агце же кто любит Бога, сей познан бысть от Него. – Примеч. ред.

 

[21]По другому списку:

А теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь. В этом месте говорит, что вера, надежда, любовь продолжительнее. Ибо когда посредством проповеди, как сказано, вера распространится повсюду, то языки, проро чества и прочие дарования прекратятся, напротив, вера, предмет которой будущее, суд и воздаяние, также надежда на воздаяние и взаимная любовь, как более необходимые, пребудут до скончания века.

Но любовь из них больше. Но и из этих, имеющих долее пребыть добродетелей больше всех любовь. Ибо, когда придет кончина, прекратятся и вера, и надежда, а любовь, как сильнейшая и крепчайшая, останется.

 

[22]В синодальном переводе: Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет Жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. – Примеч. ред.

 

[23]Новатианами назывались последователи Новатиана, пресвитера римской Церкви (III в.). Они отрицали навсегда право возвращения в Церковь отпавшим от нее во время гонений на христиан, сколько бы таковые после ни каялись. – Примеч. ред.

 

[24]То есть апостол Павел считает единственным для себя авторитетом Самого Христа.

 

[25]В синодальном переводе: Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих. – Примеч. ред.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.