Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава восьмая. 1. Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским.






 

1. Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским.

Не напрасно воздал им выше так много похвал, но с той целию, чтобы смягчить их, ибо намеревался побудить их к нищелюбию. Поэтому и сказал выше: могу положиться на вас, то есть все, что ни говорю вам, вы делаете. Впрочем, не сказал вдруг: подайте милостыню, но, выставив на среду сделанное другими, и их возбуждает к подобной ревности. Примечай, что расположение к милостыне называет благодатью Божией. Через это и слово свое делает неукоризненным, и коринфян вызывает к милостыне, как к дару Божию. И не сказал: в том или другом городе, но хвалит всю Македонию, чтобы и они все возревновали также.

 

2. Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.

То есть, имея много скорбей, делаются искуснейшими через терпение; не пали, но более радовались, не просто радовались, но радовались с избытком.

И глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. То есть как великая скорбь их произвела избыток радости, так и великая и крайняя бедность их не только не воспрепятствовала им подавать милостыню, но еще больше побудила их преизбыточествовать в богатстве. Не сказал же – «в богатстве подаяния», но – радушия, то есть чистосердечного расположения к щедрости. (Ибо благотворительность ценится не по множеству подаваемого, но по расположению подающих.) Удивительно, что при такой бедности (ибо были оторваны от своих соплеменников) показали такую щедрость.

 

3. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым.

Объясняет сказанное выше и говорит: по силам, даже сверх сил; ибо в этом состоит избыток радушия, то есть в том, что сверх сил. Притом, они не были увещеваемы нами, но доброхотны. И что я говорю? Они сами много просили и умоляли нас. Говорит это для того, чтобы и их побудить не столько ко многому подаянию, сколько к подаянию с охотою. С этою целию и останавливается на сем предмете.

Принять дар и участие их в служении святым. Здесь недостает слов: «просили нас принять это служение». Сказал: дар, чтобы коринфяне, как ревновавшие о дарах духовных, прибегали и к милостыне, как к дару, о чем и выше сказано. Участием же назвал ее, чтобы знали, что, давая другим, сами получают.

 

5. И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во‑ первых, Господу, потом и нам по воле Божией.

Мы не надеялись, чтобы находящиеся в такой бедности и в такой скорби просили нас принять служение их.

Но они отдали самих себя, во‑ первых, Господу, потом и нам по воле Божией. Здесь свидетельствует и о других добродетелях их. Ибо они не возносились оттого, что подавали милостыню, и не заботились о других добродетелях, но всецело предали себя Господу, всецело и нераздельно преклонились ко всякому богоугодному делу.

И нам предали себя, то есть были покорны во всем, показали любовь по воле Божией, то есть как угодно Богу, а не человеческому расчету.

 

6. Поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело.

Они, говорит, до того предались милостыне, что я, видя их дело, позаботился о вас, чтобы вы не были хуже их, и потому просил Тита идти к вам, что и сам он начал, то есть предположил идти к вам прежде, нежели я попросил его. Через это также располагает их к Титу, чтобы, когда он придет и станет убеждать их к милостыне, они удобнее склонились на убеждения его, как помышляющего об относящемся к их спасению. И снова назвал милостыню благодатию. Ибо она поистине есть великое благо и дар Божий, и подаяние ее уподобляет нас Богу. Поэтому и премудрый сказал: многие хвалят человека за милосердие (Притч. 20, 6).

 

7. А как вы изобилуете все: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, – так изобилуйте и сею добродетелью.

Увещавает с похвалами и говорит: так как вы все прочее имеете с избытком, то и в этом деле – не только подайте милостыню, но подайте ее с избытком: что означает или то, чтобы они превзошли македонян, или чтобы просто были щедрее. Дерою, то есть дарами веры, несомненною; словом, то есть словом мудрости; познанием, то есть познанием догматов; и всяким усердием, то есть ревностию к прочим добродетелям, и любовью вашею к нам.

Ибо прежде сказал, что вы доказали Титу любовь свою ко мне, ревнуя по мне.

 

8. Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.

Говорю это не в виде повеления, то есть не принуждая вас и не делая вам насилия.

Но усердием других испытываю искренность и вашей любви. То есть для того хвалю македонян, чтобы через их усердие показать вашу любовь к бедным святым более достохвальною и более блистательною.

 

9. Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

То есть подумайте и размыслите о великом таинстве, и ничего не пощадите. Ибо, говорит: если не веришь, что нищета производит богатство, то вспомни о своем Владыке, и не будешь больше сомневаться. Ибо, если бы Он не обнищал, то есть не принял долу лежащую и бесчестную плоть и не претерпел всякое иное бесславие, и притом для нас, недостойных, врагов своих; то и мы не сделались бы богатыми. О каком же богатстве говорит? О благочестии, об очищении, об освящении и о прочих благах, которые Он дал и дает.

 

10. Я даю на это совет: ибо это полезно вам…

Смотри, как заботится о том, чтобы не быть им в тягость. Совет, говорит, даю, то есть советую, а не налагаю необходимости; советую же для того, чтобы больше было пользы вам, нежели получающим.

10–11. Которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.

Убеждает их уже не ревностию других, но собственным их расположением, говоря: вы добровольно дошли до того же и не только положили начало деланию, но и хотению, то есть деланию по доброй воле, без всякого внешнего увещания. Поэтому советую вам теперь исполнить свое дело.

Дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Чтобы прекрасное дело не остановилось на одном усердии, но было действительно исполнено. Ибо как расположение и произволение производят желание, так от имения происходит дело. Итак, у кого есть, тот пусть делает дело, а у кого нет, тот сделал дело произволением.

 

12. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не потому, чего не имеет.

Заметь мудрость, как, похвалив македонян, разумею – солунян, что сделали сверл: сил, от сих не требует ничего сверх сил. Если, говорит, имеете усердие, подавайте по силам; Бог принимает это.

 

13. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть.

Вы, говорит, не должны давать сверх сил, чтобы другие проводили жизнь в роскоши и удовольствиях а вы терпели от того нужду и скорбь. Господь похвалил вдовицу, что подала все, что имела (см. Мк. 12, 44). Но Павел не делает этого теперь, отчасти потому, что коринфяне были еще слабы, отчасти же потому, что они были богаты, так что если бы подали и по силам, то составилось бы большое, почтенное и богатое подаяние. Притом апостол надеется, что пример солунян побудит коринфян к большему, и потому предоставляет дело на их волю. И в следующих словах незаметно побуждает их к тому же.

13–14. Но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка.

То есть вы богаты имуществом, а они богаты дерзновением к Богу. Поэтому дайте им от избытка имений своих то, чего они не имеют, чтобы вам получить взамен дерзновение, которым они богаты и в котором вы имеете недостаток. Смотри, как незаметно располагает их подавать и сверх сил. Если, говорит, хочешь получить от избытка, то и подавай от избытка; если же хочешь получить полное вознаграждение, то и сам подавай вполне, то есть и от недостатка и сверх силы; впрочем, не говорит этого явно. Итак, доселе убеждал, кажется, к подаянию посильному.

 

14–15. Чтобы была равномерность, как написано: «кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка».

Как будет равенство? Если и вы и они будете взаимно уделять друг другу избытки и восполнять недостатки друг друга. Но какое равенство за плотское давать духовное? Здесь, разумеется, равенство не в отношении к многоценности или бесценности подаваемого и взамен получаемого, но в отношении к избытку и лишению: вы подаете от избытков своих, и они подают от избытков своих; и опять: вы получаете то, в чем нуждались, и они получают то, в чем нуждаются. Равенство это всецело относится к настоящему времени, а что в будущем веке, то имеет великое преимущество перед подаваемым. Итак, смиритесь, богатые; потому что в вещах постоянных, не преходящих, вас превосходят бедные. Приводит в пример бывшее при собирании манны, чтобы показать, как бывает равенство (см. Исх. 16, 8). Именно: когда богатый, имеющий многое, дает избыток тому, кто имеет малое, то ни сам не имеет лишнего, ни имеющий малое не имеет недостатка в том, что от него получил. То же бывает и с дерзновением к Богу. Вместе с сим внушает и нечто большее, показывая богатым, что как при собирании манны все, и собиравшие больше, и собиравшие меньше, находили у себя по равной мере, чем Бог наказывал их ненасытимость, так и теперь не должно желать большего.

 

16. Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.

Сказав нужное о милостыне, хвалит, наконец, посланных за нею, чтобы они, будучи чужды подозрения, скорее могли возбудить их к готовности на пожертвование. Поскольку же первый из них был Тит, то хвалит его, а возбуждение его на это служение называет делом Бога. Ибо Он дал ему такое же тщание, какое я имею о вас. Здесь же убеждает их сделать подаяние досточестное. Ибо если Бог возбудил его, то, без сомненья, Бог и просит, чтобы вы сделали подаяние, достойное Бога.

 

17. Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.

Из чего видно, что Бог возбудил Тита? Из того, что когда я попросил его, то он с готовностию принял просьбу, и не возроптал, но отправился добровольно; ибо, когда я еще не просил его, он имел уже собственное усердие.

 

18. С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование...

Одни разумеют Луку, по причине Евангелия, им писанного; другие же – Варнаву, так как апостол и неписанную проповедь называет благовествованием. Не распространяется в похвалах ему, как Титу, потому что он не известен был коринфянам, а Тит был довольно известен им. Впрочем, и ему соплетает достаточную похвалу; ибо не просто говорит, что он проповедует Евангелие, но – и похваляем, – не от двух или трех, но от всех церквей.

 

19. И притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию.

Хвалит мужа и суждением о нем избравших его не только, говорит, славится, как достойно благовествующий, но и избран от церквей сопутствовать нам, чтобы был общником нашим и в искушениях, и в опасностях. Это более приличествует Варнаве.

Избран в благодать сию, то есть на распоряжение подаяниями, чтобы служил с нами.

Во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию. То есть чтобы и Бог прославлялся, и вы стали усерднее; ибо когда принимающие подаяния – люди испытанные, то ни у кого не может родиться подозрение относительно их.

 

20. Остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению.

Достойно это святой души и многой попечительное™ и снисходительности Павла. Мы, говорит, послали этих мужей, не одного, а нескольких, остерегаясь, то есть предполагая и опасаясь, чтобы кто не заподозрил нас, будто мы из подаяний употребляем что‑ нибудь в свою пользу. И не сказал – «чтобы вы не заподозрили», но – от кого, чтобы не обиделись и не подумали, будто их подозревает в таком мнении о нем. И самое, говорит, обилие, то есть обилие подаяний, легко может возбудить в злых людях подозрение, если не примем предосторожности.

 

21. Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.

Смотри, как беспокоилась душа Павла, чтобы не подать братиям повода к соблазну. Ибо не сказал: я чист, пусть клевещет, кто хочет, но как пред Богом, говорит, так и перед людьми, стараемся о добром, то есть стараюсь явиться безукоризненным, и чем они слабее, тем более должно снисходить им, потому что мы снисходим и малым детям, когда нянчим их.

 

22. Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас.

Присовокупляет и другого, называя его братом и одобряя его на основании испытания и суждений, как человека усердного во многом и оказавшегося таким многократно. Возвышать так речь свойственно похвале. Ныне же, говорит, он сделался еще усерднее, как бы в надежде, что вы подадите более щедрую милостыню, которой он служит.

 

23. Что касается до Тита, это – мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это – посланники церквей слава Христова.

То есть если должно сказать что‑ нибудь о Тите, то скажу, что он мой товарищ, – помогает мне в научении вас и доставлении вам пользы. Или: если вы сделаете что для Тита, то сделаете это не для обыкновенного человека, но для общника моего.

А что до братьев наших. То есть если желаете слышать что‑ нибудь о других, то и они имеют великие права на ваше доверие; ибо они братья наши.

Это – посланники церквей, то есть посланы и избраны от церквей.

Слава Христова. Что всего важнее, то поставил на конце. Все, что бы ни было в них, говорит, относится ко Христу.

 

24. Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.

Теперь, говорит, покажите, как вы любите нас и как мы не напрасно хвалимся вами. А покажете это, если им окажете любовь. Ибо то, что сделаете для них, сделаете перед лицем церквей, то есть для чести церквей; ибо они представляют собою церкви, пославшие их.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.