Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сеется в тлении, восстает в нетлении.






Выше, говоря о семенах, употреблял слова, приличные телам, когда, например, говорил: не оживет, если не умрет (ст. 36). Теперь, говоря о телах, употребляет слова, приличные семенам. Ибо говорит: сеется в тлении. Под сеянием же разумеет теперь не зачатие наше в утробе, но погребение мертвых тел в земле, как бы так говоря: мертвое тело погребается в земле в тлении, то есть для того, чтобы истлеть. Хорошо также сказал: восстает, а не всходит, чтобы ты не счел это делом земли.

 

43. Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе.

Ибо что непочетнее мертвого? Но воскреснет в славе нетления, хотя и не все получат одну и ту же часть.

Сеется в немощи, восстает в силе. Ибо не пройдет и пяти дней, как плоть не сможет противостоять тлению; но воскреснет в силе нетления, не подлежа уже никакому тлению, хотя для грешников нетление послужит к большому наказанию.

 

44. Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

Душевное тело то, которое управляется силами души и в котором душа имеет господство и владычество; духовное же то, которое имеет обильную деятельность Духа Святаго и Им управляется во всем. Ибо хотя и ныне Дух действует в нас, но не так и не всегда; ибо от тех, кои грешат, отлетает. Хотя и ныне Дух присутствует, но управляет телом душа; а тогда Дух непрерывно будет пребывать в телах праведников. Или: духовным просто называет тело нетленное, как тончайшее и легкое, могущее носиться и по воздуху, только не воздушное и эфирное, то есть не из сущности воздуха и эфира, как говорит Ориген. Если же ты не веришь нетлению, то посмотри на тела небесные, которые доселе не стареют и не ослабевают. Тот, кто сотворил их такими, и наше тленное сделает нетленным.

Есть тело душевное – то, которое мы ныне имеем в настоящей жизни.

Есть тело и духовное – то, которое будем иметь в будущем веке, по существу то же самое, духовное, то есть нетленное.

 

45. Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущую; а последний Адам есть дух животворящий».

Первое точно написано (см. Быт. 2, 7), а второе не написано; но поскольку оно случилось по связи событий, то говорит, что написано. Подобно и пророк (см. Зах. 8, 3) сказал об Иерусалиме, что он прозовется городом правды; но он буквально не был так назван. Евангелие назвало Господа Еммануилом (см. Мф. 1, 23); однако Он не назывался так, но дела дают Ему такое название. Итак, первый Адам был человек душевный, то есть имел тело, управляемое душевным силами; а последний Адам, Господь, дух животворящий. Не сказал – «в Духе живущий», но выразил нечто большее – животворящий. Ибо Господь имел Духа Святого, существенно соприсущего Ему; Им Он оживлял Свою плоть; Им же и нам даровал нетление. Итак, в первом Адаме мы получили залог настоящей тленной жизни, а во Христе – будущей.

 

46. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.

Чтобы кто не сказал: почему мы ныне имеем тело душевное и худшее, а духовное только еще будет? говорит: потому, что в таком порядке поставлены начала того и другого. Адам прежде, а Христос – после. Почему наше всегда идет к лучшему. И будь уверен, что то, что ныне в тебе тленно и худо, преобразится в нетленное и лучшее.

 

47. Первый человек – из земли перстный; второй человек – Господь с неба.

Чтобы не вознерадели о прекрасной жизни, хочет уже убеждать к жизни богоугодной, и говорит, что Адам был из земли, отчего он и назван так; ибо Адам означает земного и перстного. А второй человек был Господь с неба. Первому дает имя от худшего, а второму от лучшего, не потому, будто человек, то есть восприятное человечество, был с неба, как пустословил безумный Аполлинарий, но потому, что одно лице в одном Христе. По причине сего единения говорится, что Он человек с неба; по той же причине говорится, что Бог был распят (см. 1 Кор. 2, 8).

 

48. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.

То есть также погибнут и умрут; или те, которые привязывались к земле, умрут смертию греховною.

И каков небесный, таковы и небесные. То есть так же будут бессмертны и славны. Ибо хотя умирал и второй Адам, но Он умирал для того, чтобы разрушить смерть. Или: те, которые вели богоподобную жизнь, будут прославлены как мудрствующие небесное.

 

49. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.

Здесь яснее обнаруживает увещательный тон речи. Образом перстного называет дела порочные, а образом небесного – дела добрые. Поэтому как прежде мы жили в злобе, как сыны перстного и мудрствующие земное, так теперь должны жить в добродетели, чтобы сохранить образ и подобие небесного. Образ перстного состоит в следующем: прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3, 19), а образ небесного – в воскресении из мертвых и нетлении. Поэтому, если то, что говорится о воскресении, должно понимать не об образе жизни, то и слова: будем носить и образ небесного должно понимать или писать как указание будущего события, то есть что мы имеем облечься.

 

50. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

Поскольку сказал: образ перстного, то как бы в объяснение его говорит, что образ перстного суть плоть и кровь, то есть дела плотские и свойственные тучности тела, которые не могут наследовать Царствия Божия.

И тление не наследует нетления. То есть злоба, растлевающая благородство души, не может наследовать оной славы и нетленных благ. Можешь принимать и так, что все это сказано не об образе жизни, но о воскресении. Например, слова плоть и кровь так: в будущем веке будет наслаждаться Царством не нынешнее тело, состоящее из плоти и крови. Ибо там нет пищи и питья, которыми питается нынешнее тело. И тление, то есть тленное тело не наследует нетленного. Поэтому необходимо нашему телу сделаться духовным и нетленным. Впрочем, знай, что Златоуст принимал эти слова апостола за увещание к лучшей жизни.

 

51. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся.

Опять возвращается к учению о воскресении, и говорит, что намерен сказать им нечто страшное и сокровенное. Этим же оказывает и большое к ним уважение, коль скоро сообщает им тайны.

Не все мы умрем, но все изменимся. Хотя, говорит, не все умрут, однако изменятся все, то есть и те, которые не умрут, облекутся в нетление. Итак, когда будешь умирать, не бойся того, что не воскреснешь. Ибо вот я говорю тебе, что некоторые не умрут, и одного этого им недостаточно для воскресения, если они не изменятся и таким образом не перейдут в бессмертие из той смертности тел какую они имеют. Поэтому как для них не полезно не умирать, так для нас не вредно умирать. Ибо и для них изменение служит смертию, потому что в них умирает тление, изменяющееся в нетление.

 

52. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.

В кратчайшее и неуловимое время, в какое можно только смежить ресницы, совершится столько и таких дел. Это весьма чудно. Ибо должно удивляться не только тому, что воскреснут согнившие тела, и тому, что каждый получит свое собственное, но и тому, что все это совершится так быстро, что нельзя и выразить. Слова при последней трубе некоторые понимали о той, о которой написано в Откровении евангелиста Иоанна (главы 8, 9 и 10). Он говорит, что есть семь труб, первые из них производят поражение людей, ибо не все вместе умирают, но по частям; и это, говорит, по устроению Божию, чтобы остающиеся, видя первых погибающими, сами раскаялись. А последняя труба произведет воскресение и изменение уже воскресших, вскоре, в мгновение ока.

Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными. Чтобы кто не усумнился, как так дела совершатся в мгновение ока, подтверждает достоверность своего слова силою Бога, творящего оные, и говорит, что вострубит, и сделается; подобно сему: Он сказал – и сделалось (Пс. 32, 9). Ибо труба означает не иное что, как повеление и мановение Божие, предшествующее всему.

А мы изменимся. Говорит это не о самом себе, но о тех, которые тогда будут находиться в живых.

 

53. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.

Чтобы кто‑ нибудь, услышав, что плоть и кровь не наследуют Царствия Божия, и еще, что мертвые воскреснут нетленными, не подумал, что тела не воскреснут, так как ныне они состоят из плоти и крови, прибавляет, что тела воскреснут, не такие, которые суть плоть и кровь, а преобразованные в нетление. Заметь сии слова против тех, которые говорят, что воскреснут тела не те же самые, но иные; ибо тленному, говорит, сему к: мертвенному сему; не иному, а указательно говорит: сему. Поэтому тело останется то же самое (ибо оно есть то, что облекается), но смертность и тленность уничтожается, так как оно облечется в нетление и бессмертие. Между смертию и тлением есть разность: слово «смерть» употребляется только о существах одушевленных, а «тление» и об неодушевленных. У нас же есть нечто подобное неодушевленному, например, волосы, ногти, но и эти предметы облекутся в нетление.

 

54. Когда же тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».

Когда это сбудется, тогда исполнится написанное пророком Осиею (13, 14). Поскольку сказал нечто изумительное, то в истине слов удостоверяет свидетельством Писания. Победою, то есть окончательно, так что побежденная окончательно уничтожается, и не остается ей и надежды на то, чтобы когда‑ нибудь впоследствии возыметь силу.

 

55. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»

Как бы увидев это совершившимся на деле, воодушевляется, издает победный клич и торжествует, как бы наступая на поверженную смерть и попирая ее (см. Ос. 13, 14). Между адом и смертию можешь найти некоторое различие, именно: ад содержит души, а смерть – тела; ибо души бессмертны.

 

56. Жало же смерти – грех; а сила греха – закон.

Ибо через него она получила силу, пользуясь им как бы оружием каким и жалом. Ибо как сам скорпион есть небольшое животное, а в жале имеем силу, так и смерть получила силу через грех, а иначе она была бы недейственна. Это видно и на лице Господа, так как смерть не нашла в Нем греха, то и осталась без действия над Ним.

А сила греха – закон. Почему? Потому что, когда не было закона, мы грешили по незнанию и подлежали не так строгому осуждению, а когда закон обнаружил грех, он подверг нас большому осуждению, так как мы знаем и грешим, и сделал его сильным, не по естеству его, но по причине беспечности нашей, так как мы не воспользовались, как следовало, данным врачевством, о чем пространнее и больше сказано в Послании к Римлянам. Итак, человек, не сомневайся в воскресении. Ты видишь, что и грех, который был оружием смерти разрушен, и закон, который случайно стал силою греха, упразднен. Когда смерть обезоружена, очевидно, она уже не имеет силы.

 

57. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!

Подвизался Господь Иисус, а нам дана победа, не по заслугам, не по долгу, но по благодати и человеколюбию Бога Отца, который сделал нас победителями через подвиг своего Сына.

 

58. Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

Поскольку, говорит, вы узнали, что будет воскресение и воздаяние добрым и злым, то будьте тверды; ибо они колебались в учении о воскресении. Поскольку же они и нерадели о жизни доброй, из‑ за того, что будто не будет воскресения; то говорит: всегда преуспевайте в деле Господнем; не только делайте его, но и творите его во изобилие. Дело же Господне, то, которое любит Господа и которого Он требует от нас, есть добродетель.

Зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. То есть надейтесь, что будет воскресенье и вы ничего не потеряете из ваших трудов. Ибо прежде вы нерадели о добродетели потому, что верили воскресению и потому не хотели трудиться напрасно, но теперь вы знаете, что никакой ваш труд не останется напрасным. Пред Господом значит – или труд ваш, который «в Господе», то есть на который вы имели помощь свыше, так как он обращен на дела богоугодные; или «у Господа» не останется труд ваш напрасным, но вы получите от Него воздаяние.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.