Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава третья. 1. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими






 

1. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими...

Выше низлагал надмение коринфян внешнею мудростию; но чтобы они не сказали: мы превозносимся не этою, а духовною мудростию, теперь показывает, что и в нашей мудрости они не достигли совершенства, а остаются еще несовершенными, и говорит, что они еще ничего не слышали о предметах, более совершенных. Хорошо сказал: не мог, чтобы не подумали, что он не говорил им о более совершенном по зависти. Я потому не мог говорить с вами, как совершенными, что вы все еще занимаетесь плотским. Но как же они, будучи плотскими, совершали знамения? Действительно, они были таковы, как и в начале сказано. Но можно и знамения творить и в то же время быть плотским, подобно тем людям, которые изгоняли бесов именем Христовым. Ибо знамения бывают для пользы других и потому часто совершаются и через недостойных.

 

1–3. Как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

В тайнах Христовых, говорит, вы еще младенцы; поэтому я поил вас молоком, то есть простейшим учением, а не предлагал вам твердой пищи, то есть учения, более совершенного. Почему? потому что вы были еще не в силах (принимать его). А чтобы низложить их гордость, прибавляет: да и теперь не в силах, ибо еще помышляете о плотском. Видишь ли: они не в силах принимать такое учение потому, что не хотят быть духовными, а остаются плотскими.

Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Все, что сказано было выше, говорил к начальникам, гордившимся своею мудростию и благородством, а теперь обращается к подчиненным и говорит: я справедливо называю вас плотскими, потому что между вами есть зависть, споры и разногласия. Он мог обвинять их и в блудодеянии и многих других пороках; но так как между ними особенно усилились разногласия и споры, то о них и упоминает. Замечательно, что везде соединяет зависть со спорами. Это потому, что от зависти происходят споры; а от споров разногласия. Но если все эти беспорядки есть у вас, то не по человеческому ли обычаю поступаете? То есть не о плотском ли, не о человеческом ли и земном помышляете?

 

4. Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?

Именами Павла и Аполлоса означает знаменитых между коринфянами мужей и учителей.[19] 5. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

Поставив свое и Аполлосово имя, верно достигает своей цели. Рассуждает таким образом: если мы ничто, то что сказать о ваших учителях? Мы, говорит, служители, а не самый корень и источник благ; этот источник – Христос. Поэтому нам не должно превозноситься, так как мы доставили вам блага, принятые от Бога; ибо все принадлежит Ему, подателю благ. Не сказал – «мы благовестники», но – служители – это потому, что благовествование обнимает только учение, а служение заключает и дела.

И притом поскольку каждому дал Господь. Да и это, говорит, малое служение мы не от себя имеем, но получили от Господа каждый в свою меру.

 

6. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог.

Я, говорит, первый посеял проповедь; Аполлос же постоянным своим учением не дал семени засохнуть от зноя искушений лукавого, но возрастил вас Бог.

 

7. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

Смотри, как, уничижая себя и Аполлоса, делает сносным уничижение мудрых и богатых начальников коринфских, научая, что к Нему относит все даруемые нам блага.

 

8. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

Они ничего не могут сделать без помощи Божией, в этом отношении они – одно; как же вы превозноситесь друг перед другом, когда вы одно?

Но каждый получит свою награду по своему труду. Легко могло случиться, что те, которые более прочих трудились в делах веры, сделались бы беспечными, услышав, что все одно; поэтому тотчас объясняет свое выражение и говорит, что все одно только в отношении к их бессилию сделать что‑ либо без помощи возращающего Бога. Что же касается воздаяния, то каждый получит награду по своему труду. Не сказал «по своему делу», но по своему труду; ибо что нужды, если кто и не совершил дела? По крайней мере он трудился.

 

9. Ибо мы соработники у Бога; а вы Божия нива, Божие строение.

Мы учители – сотрудники Божий, содействующие Богу во спасении людей, а не виновники или дарователи спасения. Поэтому не должно ни презирать нас, ибо мы сотрудники Божий, ни гордиться нами; ибо все Божие.

Сказав выше: я насадил, продолжает сравнение и называет их нивою. Если же вы нива и здание, то должны называться именем Владыки, а не оратаев или домостроителей, и, как нива, должны быть ограждены стеною единомыслия, а как здание, должны быть в единении между собою, а не в разделении.

 

10. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.

Называет себя мудрым архитектором не из высокомерия, но желая показать, что мудрому архитектору свойственно полагать такое основание, то есть Христа. А что сказал это действительно не из высокомерия, видно из слов его: от Бога благодати, то есть моя мудрость не мое дело, но благодатный дар Божий.

Выше беседовал с ними о единении, а теперь говорит об образе жизни, называя назиданием дела каждого человека.

 

11. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

Не может, пока пребывает мудрым архитектором. Если же кто не мудрый архитектор, то может положить иное основание; отсюда ереси. У вас, коринфяне, одно основание – Христос: поэтому и должны вы назидать на этом основании не то, что происходит от споров и зависти, но дела добродетели.

 

12–13. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится: ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

С того времени, как мы получили основание веры, каждый из нас назидает на нем: одни назидают добрые дела, которые бывают различны, иные больше, иные меньше, например, девство как бы золото честный брак как бы серебро, нестяжательность – драгоценные камни, милостыня при богатстве дело уже меньшей цены. Другие же из нас назидают худые дела, которые также бывают различных степеней. Те дела, которые удобнее могут сгореть, называются сеном и соломою, таковы: нечистота, идолослужение, любостяжание; те же, которые не столь легко сгорают, называются деревьями, таковы: пьянство, смех и им подобные пороки. Некоторые, впрочем, понимают и наоборот, то есть прежде упомянутые пороки называют деревьями, а последние сеном и соломою.

Ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. Днем называет день суда. В огне, говорит далее, открывается, то есть обнаруживается, каковы дела сами в себе, золото или что менее ценное.

 

14–15. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

Если у тебя серебро или золото, то дело твое уцелеет, и ты получишь награду; если же у тебя сено и тому подобное, то дело твое не выдержит силы огня (это значит выражение: «сгорит»), но обнаружится, что оно худо. Если бы кто перешел реку огненную в золотом вооружении, то вышел бы на берег в более светлом виде; но если бы через ту же реку пошел другой с сеном, то не только не получил бы никакой прибыли, но погубил бы и себя. Так будет и с делами. Следовательно, вера без добрых дел не приносит пользы. Ибо вот здесь основанием служит Христос; но дела, совершаемые не по закону Христову, осуждаются на сгорание. Впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Сам он не погибнет так, как его дела, не перейдет в ничтожество, но спасется, то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне. И у нас о том дереве, которое не легко сгорает и обращается в пепел, говорят обыкновенно, что оно остается целым в огне, так что для сожжения его употребляется довольно много времени. Итак, грешник несет потерю, оттого, что трудился над такими делами, от которых погибает, и все свои усилия употребил на то, что не имеет бытия и не существует (ибо всякое зло есть нечто несуществующее), подобно тому, как если бы кто за большую цену купил себе труп вместо живого тела. Между тем сам, то есть грешник, спасется, то есть сохранится целым для вечных мучений.

 

16. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

Обращает речь к соблудившему. И смотри, как успешно приводит его в стыд. Именно благодатию, данною нам, то есть обитанием в нас Духа, пристыжает соб лудившего, хотя и не выставляет ясно лица его, но говорит вообще. Между тем, если мы храм Божий потому, что в нас живет Дух, то следует, что Дух есть Бог.

 

17. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а это храм – вы.

То есть погубит. В этих словах выражается не проклятие, но предсказание о будущем.

Ибо храм Божий свят, а этот храм – вы.

Следовательно, блудник не может быть святым, так как он перестал быть храмом Божиим, изгнав освящающего его Духа. Кто же составляет этот храм? Вы, если пребудете чистыми.

 

18. Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

Думая, что это бывает иначе, а не так, как я сказал.

Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Сделав легкий намек на соблудившего, опять обращает речь к тем, которые гордились внешнею мудростью. Кто, говорит, из вас думает быть мудрым, тот будь безумным, то есть пусть отринет мудрость внешнюю, чтобы приобресть Божественную. Ибо как нищета по Боге есть богатство и бесславие – слава, так и безумие по Боге есть мудрость. Смотри же: не сказал «пусть отринет мудрость», но, что гораздо более – будь безумным, то есть пусть ни о чем не умствует сам от себя, пусть не верит собственным доказательствам, но следует за Богом, как стадо за пастырем, и верует всему Божественному.

 

19. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их».

Ибо она не только не способствует к приобретению истинной мудрости, но, напротив, еще препятствует этому, потому что, высоко думая о себе, отвергает Божественное учение и таким образом оставляет во всегдашнем неведении тех, кто имеет эту мудрость; поэтому они и запинаются Богом, как безумцы.

Как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их». Приводит свидетельство на то, каким образом человеческая мудрость есть безумие пред Богом (см. Иов. 5, 13), и говорит, что Бог уловляет мудрых, как безумных, то есть покоряет их собственным их оружием. Ибо, при всем своем лукавстве и мудрости, они обличаются в глупости и безумии. Например: одни думали, что не имеют нужды в Боге, а все могут постигать сами собою; но Бог самым делом показал им, что и сила и искусство слова нисколько не принесли им пользы, и что они особенно перед другими имели нужду в Боге, они, которые думали обойтись без всякой помощи. Итак, при всем своем искусстве, по которому почитали себя всеведущими, они оказались совершенными невеждами и в предметах необходимых более необразованными, чем рыбаки и кожевники.

 

20. И еще: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны».

Если же Господь знает, что умствования человеческие суетны (см. Пс. 93, 11), потому что в них нет ничего необходимого и спасительного, то как вы, коринфяне, питаете мысли, противные Богу, и занимаетесь ими, как бы полезными!

 

21–22. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше.

Это, кажется, говорит к подчиненным, но поражает начальников, внушая, что они отнюдь не должны тщеславиться ни внешнею мудростию, так как она есть безумие, ни духовными дарованиями, так как они принадлежат Богу и даются для пользы подчиненных. Это значат слова: ибо все ваше, то есть что же гордятся учители ваши? и для чего вы надмеваете их и превозносите? Они ведь ничего не имеют собственного, но все, что у них есть, принадлежит вам, дано им для вашей пользы, и они должны быть вам благодарными. Между тем, опять упомянул о себе и о Петре: это для того, чтобы слова его были не так тяжки и чтобы внушить: если и мы для вас получили дарования и для вас поставлены учителями, то тем более нынешние учители ваши не должны гордиться дарами, как бы собственным приобретением: ибо это чужие блага.

Или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше. И жизнь учителей, говорит, для вас, для того, чтобы вы учились у них и получили пользу; и смерть их для вас; ибо за вас и для вашего спасения они подвергаются опасностям. Или иначе: и смерть Адамова для вас, чтобы вы уцеломудрились; и смерть Христова для вас, чтобы вы спаслись. Короче: весь мир для вас, чтобы вы через его восходили к Создателю и тленностию его научались желать благ нетленных. Для вас ^настоящее, то есть блага, которые еще здесь дарует Бог верующим; для вас же уготованы и будущее.

 

2 3. Вы же – Христовы, а Христос – Бо Не в том же отношении Христос есть Божий, в каком мы – Христовы. Мы – Христовы как дело Его и творение, а Христос Божий, и как Сын предвечный, и как имеющий Своим виновником Отца. Таким образом, хотя выражение одно, но смысл различен, ибо все – наше не в том же отношении, в каком мы – Христовы; мы рабы Христовы и творение, а все существующее не есть ни что‑ либо, служебное нам, ни наше творение. Поэтому не хорошо поступаете, разделяясь по людям, тогда как вы принадлежите Христу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.