Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава вторая. 1–6. Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы






 

1– 6. Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (Ис. 28, 16).

Итак, говорит, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие. Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла, ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности, а большое различие имеется между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они должны, говорит, явиться свободными от коварства и лицемерия, и зависти, и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противном. А какое место в вас зависти и злословию, в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (см. Быт. 4, 2~8). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (см. Быт. 37, 1_2). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы, ибо таковых, сказал Господь, есть Царствие Божие (Лк. 18, 16), и, питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13).

Ибо вы вкусили. Через упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно дознав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на живой камень краеугольный, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий, и пророками предсказанный. Христос назван камнем краеугольным потому, что Он обе стены, составляющие дом духовный, то есть язычников и иудеев, соединяет своими объятиями и связывает в одно согласие, уничтожая бесполезные жертвы одних и заменяя благочестием бесовское суеверие других.

Устрояйте из себя дом духовный. Теснее дружитесь между собой через единение любви и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень – Христос. Достигнув единомыслия между собой и устроивши из себя духовный дом, приобретя священство святое, приносите духовные жертвы. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Молитесь, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8). А как желающий соединиться с Богом через молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата через гнев и злые сомнения?

 

7 –8. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла(Пс. 117, 22), камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

Сим не то говорится, будто им это определено от Бога. Ибо от Того, Кто хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2, 4), никак не может быть причины погибели. Но так как они сами из себя устроили сосуды гнева, присовокупив к сему еще непокорность, то какое положение сами себе приготовили, в том и оставлены. Ибо если человек, как существо разумное, сотворен свободным и свободу принуждать нельзя, то как несправедливо было бы обвинять Того, Кто отдает человеку ту именно честь, какую он сам себе приготовил своими делами.

 

9–10. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божии; некогда непомилованные, а ныне поми‑ лованы(Ос. 2, 23).

Не одобрив худое поведение неверующих, сказав, что они сами стали виновны в своем неверии, апостол переходит теперь к одобрению правильно поступивших и говорит, что они, поступившие правильно, род избранный, царственное священство. Он как бы так говорит: «Те по своей жестокости и упорству преткнулись о краеугольный камень, а не вошли вместе с ним в состав здания; вы же через свою благопокорность соустроились в царственное священство, как род избранный, как народ святош. Впрочем, чтобы не расслабить их лишней похвалой и чтобы они не подумали, что стали народом святым и прочее по наследству, что удостоились такой чести потому, что происходят от Авраама и никогда не претыкались, апостол, дабы удержать их от такой мысли, прибавляет и говорит: «Не думайте много о роде; вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо происшедшие от него имели священство, отдельное от царства; вы народ святой и род избранный и назначены в царственное священство не ради Авраама, но ради Христа, Который назван и священником по чину Мелхиседека (Пс. 109, 4), и Царем кротким, праведным и спасающим (см. Зах. 9, 9). Итак, от Него, имевшего то и другое (священство и царство), вы, возрожденные через святое крещение, справедливо называетесь и родом избранным, и царственным священством.

Это вы имеете по милости Его, Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Посему делами света возвещайте совершенства Его и прочим людям. Это, говорит, вы имеете по Его человеколюбию.

Посему к вам можно приложить сказанное, что вы некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. Чтобы речь эта не показалась тяжелой, он укоризненные слова приводит из пророка Осип (см. Ос. 2, 23). Итак, возвещайте совершенства Его своей добродетелью. А как им возвещать их? Этому научает Сам Господь, когда говорит: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).

Люди, взятые в удел. То есть народ, взятый во владение или в наследство, ибо создание Божие – все, а удел Божий – одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель.

 

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

Связь речи такая: возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников в сем мире, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу вашу; прошу вас и о том, чтобы вы имели (провождали) добродетельную жизнь между язычниками. У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и блаженный апостол Петр. Он называет их возлюбленными, а не просто любезными, потому что они приятны ему во всех отношениях; ибо приятные в одном только каком‑ либо отношении называются любезными, а не возлюбленными. Говорит им, что плотские похоти восстают на душу, потому что, и по словам блаженного апостола Павла, плоть желает противного духу (Гал. 5, 17). Ибо желания плоти вращаются около чувственных наслаждений и через то помрачают память и порабощают душу.

Они… что злословят вас… прославили Бога в день посещения. Злословящими нас апостол называет язычников, а днем посещения – исследование по законам мира сего. Ибо когда они исследуют нашу жизнь и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога.

 

Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.

Итак, говорит, будьте покорны мирским начальникам, но будьте покорны для Господа, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал? Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Посему, если начальники приказывают что‑ либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; то же заповедует теперь и ученик Его. Это для того, чтобы язычники не могли сказать, будто христианство привносит ниспровержение жизни гражданской, будто в нем причина неурядицы и возмущения.

Для Господа. Делает это прибавление и для верных. Некоторые из них могли сказать: «Сам же апостол обещает нам Царство Небесное (см. 1 Пет. 1, 4), и через то приписывает нам великое достоинство. Зачем же опять унижает нас, подчиняя нас мирским начальникам?» Итак, если кто‑ нибудь скажет это, тот пусть знает, говорит апостол, что эта заповедь собственно не от меня, но от Самого Господа. Апостол Петр и указал, каким начальникам должно повиноваться, именно тем, которые воздают должное. Прибавляет и причину: во‑ первых, такова есть воля Божия; во‑ вторых, наша покорность начальникам доказывает наше благоповедение и, сверх сего, посрамляет неверных, ибо когда они злословят нас как гордых, а видят, что мы смиренны и в чем следует покорны, то через это более пристыжаются.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.