Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания






Иглокожие по своей организации представляет собой чрезвычайно своеобразный тип животного царства, сочетающие прогрессивные черты строения с регрессивными и специфическими.

 

Тема 13. Погонофоры

Тип Погонофоры. Своеобразие их организации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Погонофоры – высокоорганизованные, целомические, метамерные, вторичноротые животные. Они очень давно отделились от общих предков вторичноротых животных. Вся их дальнейшая эволюция происходила по пути глубокого приспособления к сидячему образу жизни в защитной трубке.

Тема 14. Хордовые

Тип Хордовые. Прогрессивные черты хордовых, обеспечивающие достижения ими наиболее сложной организации в мире животных. Классификация типа по подтипам. Краткая характеристика бесчерепных и личиночнохордовых. Происхождение хордовых. Значение работ А.О. Ковалевского и А.Н. Северцева по изучению филогении низших хордовых.

Прогрессивные черты подтипа Позвоночных и их классификация по классам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Особое внимание следует обратить на те признаки всех хордовых, которые определяют общий план строения животных этого типа (осевой скелет – хорда, лежащая над кишечником, трубчатая нервная система, расположенная над осевым скелетом и жаберные щели в глотке).

Необходимо знать общие признаки всех классов подтипа Черепных, или Позвоночных: активный образ жизни и формирование органов движения, опоры, мозга, органов чувств, совершенствование всех органов и повышение уровня обмена веществ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Укажите основные признаки хордовых, по которым они отличаются от других типов животных.

2. Какие подтипы входят в состав типа Хордовых? Дайте общую характеристику каждому подтипу.

3. На какие классы делится подтип Позвоночные?

 

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ

Тема 15. Круглоротые

Класс Круглоротые или Бесчелюстные - как низшие позвоночные животные. Миноги и Миксины.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Отметить прогрессивные признаки круглоротых как первых позвоночных животных (дифференциация головного мозга, примитивный хрящевой скелет, появление жаберных мешков и т.д.). Обратить внимание на примитивные черты строения этой группы: отсутствие парных конечностей, сохранение хорды, простое устройство черепа, отсутствие челюстей.

 

Тема 16. Рыбы

Надкласс Рыбы - как высшая форма первичноводных животных. Приспособление рыб к водному образу жизни. Обзор главных систематических групп.

Класс Хрящевые рыбы. Прогрессивные и примитивные черты строения на примере акул и скатов.

Класс Костные рыбы. Отличительные черты организации и основные подклассы: хрящекостные, лучепёрые, двоякодышащие, кистепёрые рыбы. Экономическое значение рыб. Промысловые рыбы. Рыбоводство.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какими чертами строения рыбы отличаются от круглоротых?

2. Назовите примитивные и прогрессивные черты строения хрящевых рыб.

3.Укажите характерные особенности костных рыб.

4.Какие миграции рыб вы знаете?

 

Тема 17. Земноводные

Класс Земноводные, или Амфибии - как примитивные наземные позвоночные. Размножение и развитие амфибий. Систематика, происхождение и значение земноводных.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При характеристике амфибий следует чётко представить, что они ещё не полностью потеряли связь с водоёмами, особенно на период развития и размножения. В связи с выходом на сушу и переходом на лёгочное дыхание сердце у амфибий становится трёхкамерным.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Каких позвоночных животных можно считать предками амфибий?

2. Дайте общую характеристику амфибий как земноводных животных.

3.Какие общие признаки организации и биологии объединяют рыб и земноводных в группу низших позвоночных?

 

Тема 18. Пресмыкающиеся (Рептилии)

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Анатомия, физиология и систематика. Размножение и развитие рептилий. Функциональное значение яйцевых и зародышевых оболочек. Анамнии и Амниоты. Происхождение, эволюция и значение рептилий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучая пресмыкающихся, как первых настоящих наземных позвоночных, необходимо чётко представить различия в размножении амфибий и рептилий, которые, в конечном итоге, позволили пресмыкающимся полностью освоить сушу. Новый тип онтогенеза рептилий (строение яйца, развитие зародыша, зародышевые оболочки: серозная, амниотическая и аллантоис и их функции) принципиально отличает этот класс высших позвоночных от низших.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Назовите прогрессивные черты строения и развития рептилий в сравнении с амфибиями.

2. Какие классы рептилий Вы знаете?

3.Каких ископаемых рептилий Вы знаете?

4.Почему в мезозойскую эру вымерло большинство групп рептилий?

Тема 19. Птицы

Класс Птицы. Прогрессивные черты в строении и приспособлении к полёту. Особенности размножения птиц. Классификация и происхождение птиц. Место птиц в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Пути использования птиц в реализации Продовольственной программы. Краткая история русской и советской орнитологии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучая строение птиц необходимо отметить, что эта группа позвоночных произошла от рептилий и имеет с ними ряд общих признаков (строение кожи, яйца, зародыша и др.). Все главные особенности строения важнейших органов и систем птиц возникли в связи с их приспособлением к полёту: строение крыла и перьевого покрова, особенности строения скелета, интенсивность обмена веществ, теплокровность и т.д.

Для понимания происхождения птиц очень важно рассмотреть ископаемых первоптиц – археоптерикса и зубатых птиц, строение которых свидетельствует об основных направлениях эволюционного процесса в этом классе позвоночных животных.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие приспособительные признаки птиц связаны с полётом?

2. Что Вам известно о происхождении птиц?

3. Назовите надотряды и основные отряды птиц.

4. Каких птиц относят к птенцовым и каких к выводковым?

5. Каковы причины сезонных миграций птиц?

 

Тема 20. Млекопитающие

Класс Млекопитающие – высшая группа позвоночных животных. Особенности строения мозга, поведение млекопитающих. Размножение и развитие.

Систематика зверей по подклассам. Основные отряды. Происхождение млекопитающих. Место млекопитающих в биоценозах и народном хозяйстве, диких млекопитающих в жизни человека.

Охрана животных в процессе их эксплуатации, закон РФ «Об охране и использовании животного мира». Охрана редких видов. Красная книга. Заповедники.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучая млекопитающих, особое внимание следует обратить на прогрессивное развитие центральной нервной системы и органов чувств. Выясните, какие особенности в строении всех систем органов млекопитающих обеспечивают высокий уровень обмена веществ этих животных. Здесь следует особо отметить строение и функции волосяного покрова, сальных и потовых желёз, наличие дифференцированной зубной системы, пищеварительных желёз, строение лёгких, сердца и т.п. особое внимание нужно уделить вопросам, связанным с живорождением выкармливание детёнышей молоком. Следует чётко уяснить преимущества живорождения млекопитающих.

Характеризуя низшие группы млекопитающих, необходимо выяснить особенности их размножения, как примитивных зверей и уяснить в чём заключается несовершенство способа размножения яйцекладущих и сумчатых млекопитающих по сравнению с плацентарными.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите признаки млекопитающих, характеризующие их как наиболее организованных животных.

2. На основе каких биологических особенностей выделяются подклассы млекопитающих?

3. От каких предков произошли млекопитающие?

4. Что такое акклиматизация животных и каковы её результаты?

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.