Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распознавание






 

Случай 1. " При работе психолога в кабинете доверия (кабинет доверия - форма оказания кратковременной консультативной пси­хологической помощи родителям непосредственно в школе в зара­нее обговоренное, чаще приуроченное к родительским собраниям время) в одной из московских школ в октябре (т.е. па втором месяце обучения в школе) к нему обратилась мама первоклассницы. Девоч­ка пошла в школу ровно в семь лет из детского сада. Писать и читать до школы не умела; в развитии ребенка серьезных проблем не отме­чалось; второй ребенок в семье, брат девочки, обучался в это время во втором классе. Поводом для обращения к психологу послужил следующий факт. Учительница пожаловалась маме, что девочка на занятиях в классе неоднократно поднимала руку для ответа, встава­ла и не могла ничего сказать, т.е. молчала. Письменные задания в классе и домашние задания она выполняла успешно. Никаких дру­гих жалоб у родителей не было. Причины такого необычного пове­дения родители склонны были видеть в особенностях личных взаи­моотношений между девочкой и учительницей, которые, впрочем, только устанавливались.

Однако в последующем, уже в ходе возрастно-психологического обследования девочки в консультации на фоне достаточного уровня мотивационной и интеллектуальной готовности обнаружился недо­статочный уровень произвольной регуляции речевого общения. Сре­ди прочих использовалась методика " Да" и " нет" не говорите" (ва­риант Л.П. Красильниковой). Ребенку задавались вопросы, прово­цирующие ответ " да" или " нет". Но по инструкции он должен был давать развернутые ответы на такие вопросы. В значительном числе случаев девочка молчала. Она не давала импульсных ответов " да" или " нет", но не давала и развернутых ответов. Фактически в кон­сультации удалось воспроизвести то, что беспокоило родителей и учителя в поведении девочки в классе.

По данным Л.П. Красильниковой, подобные ответы свидетель­ствуют о недостаточном уровне произвольной регуляции речевого

 

 

 

общения у ребенка. Родители слишком много времени и внимания в предыдущем году уделяли сыну-первокласснику; за общим благо­получием девочки, находившейся к тому же на пятидневке в детс­ком саду, они не сумели увидеть недостаточную произвольность ее поведения, ведомость, зависимость от взрослых, от брата. Родите­лям были даны рекомендации по развитию произвольности. В даль­нейшем проблемы девочки очень быстро были сняты".

(Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологичес-кое консультирование: проблемы психического развития детей. М., 1990. С. 45-46)

Эта ситуация иллюстрирует психологическое распознавание, по­скольку у наблюдаемого явления (" девочка на занятиях в классе нео­днократно поднимала руку для ответа, вставала... и молчала") уста­навливается психологическая причина (" недостаточный уровень произвольной регуляции речевого общения") и на основе ее опреде­ления даются практические рекомендации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.