Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знак невербальной коммуникации.






Мы уже упоминали о том, что человек имеет в своём арсенале две системы коммуникативных выразительных средств: вербальную и невербальную. В знаковых текстах различных культур их соотношение не одинаково. Поэтому неодинаковым может быть и представление и о хорошем или плохом собеседнике. В то время как для евро-американской культуры самым естественным и первичным средством общения (проявлением коммуникативности) является вербальный язык как «умение общаться», для индейцев племени Black Feet, проживающих на границе Канады и США (штат Мантана), главное проявление коммуникативности – молчание, умение слушать. Именно это они имеют в виду, если отзываются о ком-либо фразой: «He is a great communicator!»[2].

По предпочтительности использования в процессе общения вербального или невербального языка, культуры делятся на высоко контекстные и низкоконтекстные.

В первом случае общающиеся в большей степени используют знаки невербального языка (жесты, мимика и др.). Смысл, скрывающийся за таким знаком, может меняться в зависимости от культуры или контекста, в котором он используется. Так, например, в русской культуре кивок головы вперед означает знак согласия (он даже может быть заменителем вербального знака – слова «да»). В то же время в Болгарии и ряде других стран, он означает отрицание (заменяет слово – «нет»). За улыбкой, как знаком межличностного общения, в зависимости от ситуации, в которой мы с ней встречаемся, скрываются разные смыслы. В одном случае, она может обозначать искреннее дружеское отношении, а в другом – являться профессиональной маской продавца.[†]

В низко контекстных культурах ведущим знаком общения является речь (устная или письменная), состоящая из отдельных слов. За каждым таким знаком закрепляется смысл, который практически неизменен. Так слово «стул» будет обозначать предмет, на котором сидят. Это не зависит ни от культуры, ни от ситуации употребления.

Кроме того, в некоторых культурах мы можем вообще не найти вербальные знаки, обозначающие отдельные предметы или явления. Так в языках представителей ряда народностей отсутствуют привычные для нас цветовые обозначения. Но на вопрос, различают ли они всю цветовую гамму, этнография отвечает однозначно положительно. Дать такой ответ ей позволило обращение к цветовой орнаментике на одежде, утвари, магических знаках и т.д., в которых используются и те цвета, названий которых в данных языках нет. При этом передача используемой цветовой гаммы происходит при помощи наглядной практики: видишь, как составлен цветовой узор – делай так же. Или - в некоторых племенах центральной Африки отсутствует привычная для нас система глагольного времени, но это не значит, что у носителей таких языков нет представления о времени. Это подтверждает нам система невербальных коммуникативных знаков временного обозначения, которую они используют. При рассказе о том или ином событии говорящий поднимает руку и указывает пальцем за спину слушающего для обозначения будущего, за спину себе через плечо – при обозначении прошлого, а отсутствие какого-либо жеста – является знаком настоящего времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.