Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потоп. 1 часть






Братья и сестры, мы с вами читаем Книгу Бытия и завершили описание того, как был устроен Ковчег. Описание Ковчега Ноя - было также описание того, как устроен человек. Образ Ковчега был изъяснением что есть образ Божий, человек.

Следующие стихи, это 7 глава, начиная от 6 стиха и далее, описавыют как Ной и его семья и животные вошли в Ковчег. И Писание предлагает нам загадку, прибегает к знакомому приёму: одно событие описывается дважды. Почему? Вот, первое описание как Ной вошёл в Ковчег: «Ной же был 600 лет, и Потоп бысть водный на Земле. Вошёл же Ной, и сыновьяего и жены сынов его с ним в Ковчег из-за воды Потопа. И от птиц и от скотов чистых и от скотов нечистых и от всех ползучих на Земле попарно вошли к Ною в Ковчег мужского полу и женского, как заповедал ему Бог. И бысть на седьмой день, и вода Потопа бысть на Земле.».

И ещё раз описывается то же самое событие – это 7я глава, начиная с 11 стиха. «В 600 год жизни Ноя 2го месяца в 27 день месяца в день тот расторглись источники Бездны и окна небесные отверзлись, и бысть дождь на Землю 40 дней и 40 ночей. В самый тот день вошёл Ной, Сим, Хам, Иофет сыновья Ноевы и жена ноева и три жены сынов его с ним в Ковчег. И все звери по роду и все скоты по роду и всяк ползучий, движущийся по Земле по роду и всякая птица по роду вошли в Ковчег попарно от всякой плоти, в которой есть дух жизни. И входящие мужского пола и женского от всякой плоти вошли, как заповедал Бог Ною. И затворил Господь Бог Ковчег за ним снаружи».

Итак. О Ное дважды говорится, что он, его семья и животные входили в Ковчег. Почему об одном говорится дважды? Такое бывает в св. Писании. Это приём священного Писания, приём повествования. Этот приём применяется для того, чтобы осветить одно событие с двух сторон. И вот сейчас мы прикасаемся к важной проблеме: время и отсчёт времени.

Отсчёт времени может быть двойным. По священным числам – эти числа и 40 и по годичному календарю. Вхождение Ноя в Ковчег есть событие сокрального времени и факт истории. Счёт времени будет в каждом случае особый. Итак, сегодня перед нами встанет проблема, очень острая для Церковной жизни, проблема календаря.

Но, перед этим нужно прокомментировать стихи 7: 11 и 7: 15.

Ещё раз обращаемся к ст. 11. Сказано, что в 27й день расторглись источники бездны, окна небесные отверзлись. Так говорится в греческом тексте. В масоретском, древнееврейском, в 17 день. Заметим это разночтение. Далее, в 11 ст 7 гл говорится: расторглись источники бездны. Как это понимать? Во втором стихе кн. Бытия говорится: «И тьма над бездною и дух Божий носился над водою.» Затем в Писании упоминались и тьма и вода и дух жизни потому, что тьма вступила в отношение к свету, а вода была разделена твердью, а Дух Жизни оживотворил человека, но ничего не было сказано о бездне. Теперь упомянута и первобытная бездна. (евр. «техом») В Священном Писании этот термин (бездна «техом») соотносится с водной стихией. В Потопе бездна становится источником нижних вод. В том же стихе говорится: окна небесные разверзлись. Окна по-еврейски «аробот», по-гречески «катаракто»й обозначают окна с решеткой. Если могли быть где-то окна в небе, то на тверди небесной произошла встреча двух потоков. Снизу из под суши, испод моря и сверху – от тверди небесной. И ещё необоходимо прокомментировать такую деталь. В 15 ст 7 гл говорится: «животные вошли». Это значит, что Ной не был охотником и он не отлавливал животных. Неразумные твари в отличие от людей повинуются Богу и спасаются. Они – сами пришли, те, кого Бог назначил.

Вот тако описание Потопа возвращает нас к символике первых дней творения. То, что названо «вода» в событии вод именем «потоп водный» (мабуль водный) поступало он низу и сверху. И из бездны и из за тверди небесной. То что шло сверху, было не только дождь, это вода из-за небесной тверди. Некогда, первичная материя, вода, которая пот твердью из умопостигаемого и аморфного состояния начала быть в отдельных феноменах как земля и моря. В Потопе первичная материя – вода – попадала в наш мир извне, и здесь становилась водой нашего мира. В Потопе таким образом хорошо видна размерность нашего мира. В Потопе наш мир схлопнулся водами, что шли с низу и что шли сверху.

Комментарий мы заканчиваем, теперь будем говорить о главной проблеме – время и отсчёт времени.

Вхождение Ноя в Ковчег описано дважды, потому что это было событие сокрального времени с одной стороны и факт истории – с другой. Счёт времени будет в каждом случае особый.

Что между ними общего? Между ними общее есть – это «Со Мной». Житие Ноя принадлежит Священной истории. Потоп произошел на 600й год жизни Ноя, а по календарю это был 27й день 2го месяца годичного цикла. Священная история отличается от науки-истории тем, что позволяет видеть всемирную историю как целое. Человеку и человечеству сообщена способность жить в истории навстречу спасению. Личность одного человека может быть соразмерна целой истории. Таким был праведный Енох. Тайна истории - есть тайна спасения. И наоборот: тайна спасения открывается в истории.

Священная история есть история и откровение – одно в другом. Отсчёт времени в священной истории отвечает её двойной природе. Это может быть двойной отсчёт времени для одного события. И впервые двойной отсчёт времени мы видим в истории Ноя. Когда Ной вошёл в Ковчег? Во-первых, Господь сказал Ною о субботе. «Ещё 7 дней и Я наведу дождь на Землю» (быт 7: 4). Начало Потопа пришлось на последний день цикла о семи днях. В самый тот день Ной с семейством вошёл в Ковчег – (быт 7: 13).

Ной в Субботу вошёл в Ковчег. После того будут дни, дни и дни, но субботство в Ковчеге останется неизменным в течение целово года. Субботство в Ковчеге останется неизменным во все дни до.. до чего? До окончания Потопа? Нет. До Завета. Субботство в Ковчеге окончется на восьмой день. Это день будет день жертвоприношения Ноя и Завета с Богом. Это пример того, что такое сокральный отсчёт времени.

Есть и другой отсчёт времени. День, когда Ной вошел в Ковчег, был календарным днём года, года лунного календаря. То есть Ной вошёл в Ковчег в 27й предпоследний день 2го месяца.

У древних евреев было два календаря. Священный год начинался с месяца нисан – это март, апрель. А гражданский год начинался со времени осеннего равноденствия. И в иудаизме живо обсуждался вопрос по какому календарю нужно исчислять начало Потопа. И при этом сама каледнарная дата была изменена с 27го числа 2го месяца, что мы читаем в греческом тексте, на 17 число 2го месяца, как мы читаем в масоретском месяце.

Какая разница 27е или 17е число? Можно поставить вопрос: почему сокральный порядок времени, т.е. недельного цикла, в масоретском тексте оставлен без изменения, а дата Потопа по календарю изменена сравнительно с греческим текстом? Так важен календарь для тех, кто хочет владеть Земной жизнью – таковы иудеи.

Мы видели, как масоретский текст кроил хронологию священной истории. Она дана в 5й главе – хоронолоия истории, она дана по Сынам Божьим. Масоретский текст не желал мириться с тем, что все достижения Земной цивилизации были на стороне каинитян, а отсчёт времени шёл по родословию Сынов Божиих, потомков Сифа.

Возвращяю вас к 5 гл. Книги Бытия. Что это означает, что хронология истории дана по родословию Сынов Божьих? Это означает, что не только жизнь будущего века, но и это время земной жизни принадлежит нам, пока мы Сыны Божьи. Отсчёт времени – наш, говорит масоретский текст. Желание владеть земной жизнью для людей умных и мистичных, для иудеев масоретов было осознано как цель овладения временем, исчислением времени, календарём. Отношение к земной жизни определяет в иудаизме всё. Не отвержение Христа главное в иудаизме, это следствие. А отношение к земной жизни. Оно и определило отвержение Христа.

Я два раза был в Израиле и оба раза мне попадались очень добросовестные экскурсоводы из местных жителей. То есть они действительно хотели дать нам, христианам, паломникам возможность прикоснуться к святыням. При этом как бы издалека слышалась такая мысль: ваше Царство Небесное, и ваше Царство Небесное, остальное – наше.

Мысль, что хронология Книги Бытия была сознательно изменена масоретами - это гипотеза. Если принять это гипотезу, она помогает понять почему с такой настойчивостью пытаются внедрить новый стиль каледнаря в Православной Церкви. Сейчас эти попытки утихли, но здесь заблуждаться не нужно. Это только на время. Эти попытки обязательно возобновятся. Ну казалось бы, кому какое дело по каким дням и как служат в русских храмах? Ну вот до смерти важно кому-то. И мы должны оценить, чем владеем. Православная Церковь имеет не только свой календарь, но и свой темп, динамику, ритм жизни, который совсем не совпадает с динамикой жизни общества вцелом.

Социальные процессы идут в своём темпо-ритме, а жизнь Церкви протекает в другом. И нельзя слушать, когда нас поторапливают реформаторы перестройки. Где та перестройка? Где те реформаторы? Скоро где они все будут? Проблема времени и отчёта времени это проблема отношения к земной жизни. И мы здесь должны вспомнить, что Потоп указывает на Страшный Суд. Время перед Потопом и время перед Вторым Пришествием имеют общее. Это то, как люди в большинстве относятся к земной жизни. И Господь говорит страшные слова о времени перед Вторым Пришествием: Люди уподобятся допотопным исполинам, гибаримам и нифелимам не чудовищностью разврата, не изобретательством зол, нет – привязанностью к Земле, своим отношением к обычной жизни. Что говорит Христос:

(Мф 24: 37) «Как в дни Ноя – так будет пришествие Сына человеческого ибо как было во дни перед Потопом ядущие и пиющие, женющиеся и выходящие за муж до того дня как вошёл Ной в Ковчег и не познали пока не пришёл Потоп и не взял всех – так будет и во дни пришествия Сына человеческого». То есть люди будут есть и пить, жениться и выходить за муж, будут улучшать экологию, бросать курить, бегать трусцой, бороться за права человеком перед пришествием Сына человеческого. Люди, которые окружали Ноя были «плоть», они были заняты земной жизнью и вероятно не мешали Ною строить Ковчег. Мы этого не знаем, какова был реакция на Ковчег окружающих, Ноя, людей, Ветхий Завет нам ничего не сообщает. А вот в Новом Завете есть данные на этот счёт. Потому, что апостолы Христовы могли хорошо понять как строился Кивот Ноя. Судно на суше – образ спасения. Вероятно, Ной ничего не говорил и не объяснял современникам, не проповедовал и не обличал, однако ап. Пётр пишет, что Ной был «глашатый правды». (2 Петра 2: 5).

Апостол Павел говорит, что «Ной осудил мир» (к Евр. 11: 7). Разбермся. Когда Ной был глашатый миру, и как он осудил мир? Только своим художеством. То, что строил Ной жило и говорило. Аналогия: перед уничтожением Содома, ангелы Божии войдут в город и жители захотят их изнасиловать. Это было удостоверением погиблости содомлян. Перед Великим Потопом Ной строил Ковчег и люди не познали сего художества. Это было удостоверением погиблости человечества. Вхождение Ангелов в Содом, явление Ковчега на суше было последним испытанием для человека. Это было испытание красотой. В античной мифологии кстати очень развит этот момент – испытание красотой.

И перед Вторым Пришествием будут стоять храмы на Земле, и их не будут видеть. О Ковчеге возникает вопрос: что красивого в огромном сундуке, покрытым асфальтом с открытой дверью? На этот вопрос мне ответил один художник. Целое убеждает. Это было величественное зрелище. Ковчег состоялся как образ. Так Ной проповедовал – он был глашатый Правды.

Ап. Павел пишет, что строительством Ковчега Ной осудил мир. Пишет он так: «Верою Ной принял ответ о том, что ещё не видимо. Благоговея устроил Ковчег во спасение дома своего. Верою он осудил мир». И время вспомнить что мы говорили на самых первых наших беседах: верующий человек проходит испытание злом и исытание красотой. Ной не искусился злом и построил красоту. А остадный мир был увлечён злом и не увидил крастоы. Красотой был осуждён допотопный мир.

Возвращаемся к тексту. Последние слова 16 ст 7 гл: «И затворил Господь Бог Ковчег за Ноем снаружи».

Отец Ноя, Ламех, был пророком, он дал сыну имя Ной, которое означает «покой». Ноах означает покой. Сей упопоет нас от дел наших. Ламех пророчествовал о Великой Субботе. Сыны Божии упокоятся от своих дел. А какие труды несли Сыны Божии до Ноя? От каких дел ожидает Ноя упокоение в Ковчеге?

До Ноя были труды покаяния и молитвы за весь мир. Бог затворил дверь Ковчега – время покаяния закончилось. Началось время воздаяния.

Отец Ноя, Ламех, дал имя Сыну «покой». Ной упокоет нам от земли. И Ламех проровествовал здесь о тех, кто болел за Землю, кто мог слышать вопль и плачь Земли. Люди не слышат вопль Земли. Тогда Земля перестанет кричать. Люди не слышат, но они и не видят. Они не увидели Ковчега и не уразумели. Об этом говорит Христос: «Они видя не видят, и слыша не слышат и не разумеют». Это Христос сказал о тех, кто не видит Его, Бога во плоти. Люди до Потопа не видели, не слышали, не разумели, они были мертвы до Потопа. Время покаяния закончилось… Началось время воздаяния.

Прочитаем ещё раз концовку этого стиха: «И затворил Господь Бог Ковчег за Ноем». Ной знал, что Потоп уже начался, потому что дождь уже пошёл. Но он не мог знать, когда нужно закрыть дверь. Ной должен был ждать, что называется, до последнего.

Ной, семейство и животные вошни в Ковчег в последний момент в самый тот день, когда пошёл дождь. Если твоё сердце открыто для милосердной деятельности – не тебе её прерывать. По-настоящему добрый человек и когда он не хочет он добрый. «И затворил Господь Бог Ковчег за Ноем снаружи». Дверь Ковчега запечатана за Ноем извне. Это милость Божья ибо вода не просочится в Ковчег, но чем эта милость была для каинитян? Это была гибель. Они не смогут взломать вход – останутся снаружи. Ковчег стал непреступен ибо Кивот Ноя есть ещё и образ непреступности, потому что Церковь это крепость.

По Слову Божию, сказанному в проклятии Змею: Вражду положу между семенем твоим и семенем жены, человеческое общество всегда будет расколото на два военных лагеря. Я повторю это мысль: человеческое общество всегда будет расколото на два военных лагеря. Образ военного лагеря – крепость. А символом крепости были врата. Чем выше башни врат – тем сильнее крепость. О том, что никакая сила не одолеет крепость Церкви, Христос говорит: врата ада не одолеют её.

Врата ада это также и врата смерти. Смерть не проникнет в Кивот: он запечатан Богом снаружи.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.