Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О Рае. 6 часть






Братья и сестры, мы с вами продолжаем чтение Книги Бытия. Говорили мы о райской жизни, о сотворении человека в Раю, точнее о том как Господь человека слепил, создал в Раю, слепил его прахом от земли. Говорили о деревьях Рая, и говорили, мы на этом закончили в прошлый раз, мы говорили о том, что Господь дал человеку заповедь. Заповедь, как говорил Ефрем Сирин, была дана человеку голосом. И человек услышав эту заповедь настроил свои душевные силы на то, чтобы Богу откликаться. Вот это называлось послушание. Особое качество человеческого духа. То есть пока человек откликался Богу, пока он был Ему послушен, длилась его вечная жизнь. То есть всякий момент времени, пока человек Богу откликался, Его жизнь длилась. То есть послушание это есть отклик сердца. Вот человек был так сотворён, что один мог ответить Богу в хоре своих сердечных сил. Хорошо. Мы с вами на этом закончили. Вот хорошо ли когда человек так Богу откликается?

Нехорошо, говорит Господь. Вот это очень не простое место в Священном Писании. И мы должны понять, что вот образ Божий и первообраз сам Господь Творец, когда они существуют наедине – это нехорошо. То есть, ну казалось бы, между ними есть прямая связь: человек может идти к своему Творцу. Образ может идти к первообразу… нехорошо.

Чего-то не хватает в мироздании. Мы читаем с Вами 2ю главу 18 стих.

«И сказал Господь Бог, нехорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника соответственного ему».

Ну во-первых, мы должны обратить внимание на глагольную форму «сотворим». Мы понимаем, что речь идет о сотворении жены. И вот сотворению жены предшествовал Великий Совет лиц Пресвятой Троицы. Когда мы слышим, что Господь говорит внутри Себя, это вершина откровения. Не так часто она встречается в Писании. Она очень редко встречается в писании, и когда мы слышим, что Бог-Троица говорит внутри Себя, то это вершина того, что может человек разуметь. «Сотворим ему помощника, соответственного ему.» Смотрим масоретский текст. Масоретский текст это, напоминаю, это текст на еврейском языке. Мы читаем с вами Священное Писание (христиане так должны делать) Ветхого завета в переводе с греческого языка, и по временам привлекаем текст еврейский. В еврейском тексте наличествуют расхождения с текстом греческим. Эти расхождения часто касаются тех мест, которые относятся к Иисусу Христу, к уразумению того, что Христос это мессия. И вот, в масоретском тексте от этого предвечного совета не осталось следа. Там сказано буквально так: вместо сотворим ему помощника соответственного ему, буквально сказано: «И сказал Господь Бог: сделаю помощника соответственного ему».Далее, вот этот вот помощник, соответственный человеку. В еврейском тексте сложный и трудный для перевода оборот мы встречаем: «эзер ке негдо» это можно перевести «помощник, соответствующий ему», также и «помощник в противоположность ему». То что дополняет, это и соответствует, это и противоположное. Вот перед еврейскими мудрецами, которые переводили еврейский текст на греческий язык стала эта трудность, и они её обошли. Они перевели так: «сотворим ему помощника по нему» (ка то утун – по нему). Итак, сотворение жены решено. У Творца мира сказано – сделано. И сказал Бог да будет и бысть. Так? Нет не совсем так. Вот не всегда так, не точно так. Вот один раз мы это уже видели, перед сотворением человека, когда рассказано, что Бог сотворил человека, это день шестой, Бог сначала произвёл совет в Себе Самом, затем осуществил то, о чем совет в Себе держал. Последовательность была не во времени, по смыслу. Но она была. Как бы слово было отдельно от дела. Слово предшествовало. Так будет и теперь при сотворении жены.

Сначала Господь совет держал: «сотворим ему помощника соответственного ему». А потом осуществил своё слово. Так?. Так вот не так!

Совет произведен. Сказал «яхве элохим» «Сотворим помощьника» и не сотворил.

То есть Бог не творит задуманное – жену помощника. Он начинает непонятно почему создавать каких-то животных и птиц. Сказал сотворим помощника а перед тем как сотворить помощника творит животных и птиц, как будто их недостаточно было создано до того. Что это такое? Загадка какая-то. То есть Писание нас ставит в тупик. Чтобы мы догадались о том, что было замыслом Бога о жене. Сказал Бог и не сделал. Вот я этого не понимаю. Это от меня требуется. Чтобы я какое-то время не понимал. То есть если я чувствую затруднение читая Писание, у меня есть возможность открыть в себе ответ. И это будет свособность к пониманию новых, недоступных мне ранее вещей. Вот надо немножко побыть нищим духом. Потому, что вот нищий духом – он понимает что есть Царствие Небесное.

Итак. Сказал Господь: «сотворим помощника», а преступил к совершенно другому акту творения. Почему? Читаем дальше.

19 стих 2 гл: «И слепил Господь Бог ещё из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных…».

«Слепил» употребляется тот же самый глагол еврейский «яцар» греческий «плассо», который употребляется, когда Писание говорит нам о созидании Адама из земли адамА. То есть плоть каких-то животных, вот этих, ещё.. слепил Господь, также как Он слепил человека. Что это за животные? Это звери полевые и птицы небесные. Вспомним, что поле это есть земля Рая. Определение полевой относилось к растениям Рая. Это пятый стих 2й главы. Звери полевые суть райские. То есть для рая были созданы Богом ещё из почвы адамА. Вот животные, которые были сотворены в шестой день: четвероногие, скоты, пресмыкающиеся, были животные не полевые. Это были животные земные. Не райские, дикие. А теперь Господь для Рая ещё создал из Земли зверей полевых. Почему я останавливаюсь на этом вопросе? Я сразу скажу почему. Потому, что когда мы начнем с вами говорить о грехопадении, появится змей. Некое животное. И вот очень важно будет различие. Он зверь полевой, как в еврейской Библии – тогда он свой, райский. Или он зверь земной – тогда он в Рай приполз извне. Различие это важно. Итак, Господь ещё для рая создал зверей полевых и птиц небесных. О птицах небесных не было ещё упоминания. Были птицы летающие и птицы крылатые. Так об этом говорится в шестодневе. А вот птиц небесных Господь создал из почвы. Птицы небесные они не пятого, они – шестого дня. Они созданы специально для Рая. То есть и звери полевые и птицы небесные человеку родные по плоти. Они созданы также как человек. Их плоть Господь слепил в Раю для человека. А вот для чего?

Смотрите, как легко читать Писание, если при переходе к следующему стиху мы задаём вопрос. Ну хорошо, птицы особенные, но для чего они были созданы специально для Рая? Такие вот птицы и животные, о которых не было речи в 6й день творения. Вот для чего они созданы. Читаем:

Гл 2. ст. 19: «И слепил Господь Бог ещё из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных и привёл их к Адаму чтобы видеть как он назовёт их. И всякое существо, как назовёт его Адам, душу живую, сие будет имя его». Ну во-первых отмечаем, что здесь, в греческом переводе употреблено собственное имя Адам. Это не маловажное замечание, потому, что по-еврейски «Адам» человек и Адам имя собственное не различаются. А вот когда переводили на греческий язык, то необходимо было произвести такое различение, потому, что человек это антропос, а имя собственное этого человека – Адам. Так вот еврейские мудрецы, которые переводили на греческий язык, они употребляют имя собственное – Адам. Это важное уточнение потому, что человек должен был носить имя собственное до того, как он стал давать имена животным. Адам призывается к творчеству называния имён. Творчество есть личный дар – вот какая тема сейчас возникает. Мы говорим о том, что есть творчество у человека. К чему человек призван. Какую он работу должен делать в Раю. Вот такая работа ему была Господом предложена. Он должен был называть имена. То есть не для красоты Господь Бог сотворил зверей и птиц райских, а для человека. Чтобы человек с ними что-то делал. Человек в этих именно тварях должен был узнать себя.

И назвал Адам имена всем скотам и всем птицам небесным и всем зверям полевым. Самое главное здесь в этом стихе это стих 20 второй главы, что Адам произвёл некое действие, творческий акт первый – называние имён. Но в этом стихе еще меня смущает один момент: сказано и назвал Адам имена всем скотам. Скоты – не животные Рая. Они не полевые. Это животные Земли. Вот откуда они взялись в Раю? Ответ такой мне представляется, что Рай постепенно должен был распространяться по Земле. Вся земля должна была стать Рай. Адаму не было нужды покидать Рай чтобы Землю колонизовать. То есть распространение Рая на Земле началось с того, что Господь некоторых скотов земных привёл к Адаму. Это важная вещь. Не нужно покидать то место, на которое ты поставлен. И даже животные некоторые внешние рая, они называются «скоты», они были приведены к тому, чтобы и их Адам узнал и дал им имена. То есть именование этих скотов было образом одомашнивания диких животных.

Ещё раз 20й стих: «И назвал Адам имена всем скотам и всем птицам небесным и всем зверям полевым. Адаму же не нашлось помощника подобного ему»

Называние имён было первым творческим деянием человечества. В первом творческом акте человек отобразил Бога. И наблюдаем мы здесь прямое сходство. И назвал Бог, и назвал Адам. По-еврейски «ва икра элахим»– «ва икра ха Адам». По-гречески «кА экалос энхотеос» «кА экалос эн адам». Никаких сомнений. Адам сделал то самое, что делал Бог.

То есть сам акт называния богоподобен. Но есть и различия. Что называет человек и что называет Бог. Братья и сестры, вот задумайтесь над этим вопросом, когда будете читать первые главы Книги Бытия. Что-то Бог называет, а что-то называет человек. Вот в чём различие? Вот то, что человеку не представимо, непознаваемо, то, что человеку не подлежит, то чем человек не может распоряжаться, то чем он не владеет – это называет Бог. Давайте вспомним что Бог назвал. Это будет 5 категорий. Вот задумайтесь над тем что называет Бог, и что нам, людям не подлежит. Мы можем только знать, что это есть, а распоряжаться этим не можем.

1)Первое что называл Бог – это свет. Вспомним день один, благодатный свет. Он существует отдельно от тьмы. «И отделил Бог свет от тьмы». Напоминаю, что тьма в контексте первого дня творения – это материальный мир. И отделил Бог свет от тьмы, ясно что речь не идет о физическом свете, потому, что физический свет сам по себе отделяется от тьмы. Речь идет о том, что благодатный свет не зависит от мира материального. Он зависит только от своего источника. А потом Бог назвал свет – днём, а тьму – ночью. Солнца ещё нет. Но день и ночь – понятия соотносительные. Одно без другого не бывает. Они друг от друга не отделимы. Даже в мысли. То есть благодатный свет существует отдельно от мира материального, и нераздельно от него, как день от ночи. Вот как это может быть? Мы не знаем. По-этому сказано «и назвал Бог свет днем а тьму ночью».

2) Второе.. это второй день творения. Твердь.. непредставимая грань миров. Мембрана, которая отделяет мир сей и мир тот. Там иная жизнь – над твердью. И что это за мембрана. Как она существует, как она действует. Мы не знаем. И назвал Бог твердь небом.

3) И назвал Бог сушу – землею и собрание вод назвал морями. Это интересно. Что же я не знаю что такое суша, что такое моря? Науки существуют.. география, геология и проч. Почему же я не знаю что такое земля и что такое моря? Человек может обойти моря, описать их, изучить их, но он должен знать, что это ему не принадлежит. Планетарная система человеку не принадлежит. Человеку дана жизнь, а не земля и не моря.

4) Звёзды. Человек может смотреть на звёзды как на возможную свою обитель или как на некий ресурс жизни. Особенно вот в научной фантастике такой взгляд сейчас. Как-бы он и естественный для неё. Об этом она и повествует. Ну вот для тех, кто фантастикой увлекается, для тех сказано: это уже псалом 146: Господь множество звёзд исчислил, и всем им имена назвал.

5) И наконец, пятое, что назвал Господь: человека. Что это значит? Человек может думать, что он автономное существо, что он сам себе полагает законы, и сам себе господин в жизни и в смерти. Вот так после грехопадения человек о себе и думает, что он может собой распоряжаться. Вот для тех, кто так думает, для гуманистов, для тех сказано, что Бог назвал человека «человек». Это я глава Книги Бытия.

 

Итак, человек называет и Бог называет. Когда человек называл имена, он сделал первый самостоятельный шаг на пути богоуподобления – это творчество. Священное Писание нам даёт понять творчество как процесс, который на всех своих стадиях неотмыслим, неотделим от Божественного соучастия. Давайте это проверим. Проверить это можно таким образом: Если вы сталкивались с людьми творческих профессий, то вы наверное представляете, что это люди, ну во всяком случае сложные, неординарные, которые иногда задают нам задачу как к ним относиться. Можно их проверить. Можно их распознать, каковы они на самом деле. Но распознавание это должно происходить по некоторым признакам, которые идут в определённой последовательности вот так, как Писание нам это предлагает. Если хотите это тест для людей творческих профессий. Если меня слушают люди творческих профессий – они могут сами себя проверить.

Человеку дана цель всего творческого процесса. Человек создан по образу Божьему а не по подобию. Вот человек должен стать по подобию Божьему. Т.е. соблазн в том, что творчество становится целью и смыслом. Когда человек творит он причастен Творцу. Он причастен высшему миру. От этого возникает ощущение, что человек и есть центр всего события. То есть творчество становится целью и смыслом, а сам человек мыслит себя как творческая личность. Вот если человек до конца ощущает себя как творческую личность - предаст. Вот с такими людьми я стараюсь дело не иметь.

В творчестве человек деятелен. Творчество это и есть деятельность. Есть творение. Писание отчетливо говорит, что это деятельность покоя. Только такая деятельность прилична Райскому состоянию человека. Творчество процесс мирный. Вот что понимал Пушкин: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины.». Т.е. творчество процесс мирный. Необходимо различать вдохновение и возбуждение. Когда человек в творчестве взбудоражен, возбужден – это тревожный знак. Вообще человек может творить под демоническим влиянием страха, тоски, мечтательности. Вот, если человек в творчестве в своём взбудоражен – предаст. С такими я тоже стараюсь дело не иметь.

Предмет творческой деятельности человек не сам себе находит, он ему даётся. Т.е. я не могу пожелать например стать музыкантом или архитектором или поэтом. Нет.. хотеть я могу, но каково поприще моей деятельности – это Господь только знает, и Он на него меня поставляет. И когда он на него поставляет – тогда я начинаю творить. Об этом Писание отчетливо говорит. Сам Господь привёл к Адаму животных для называния имён. Практически это означает, что человек себе поприще не выдумавает. Хочу быть тем-то или тем-то. Он себе работу находит как данную. Всё главное в жизни человек получает как данное. А если он выдумал себе поприще – предаст. С такими я тоже стараюсь дело не иметь.

Господь присутствует при назывании имён, это мы с вами читаем в 19 стихе, что Господь привёл к Адаму чтобы видеть как он назовёт их, и всякое существо как назовёт его Адам душу живую – сие будет имя его. То есть Господь присутствует при этом творческом акте, принимает его результат. Отсюда рождается особое качество в поэзии. (В творчестве. Поэзия в переводе на русский язык есть творчество). Взыскательность. Вот есть внешний такой признак взыскательности. Уничтожение не совершенной работы. Т.е. художник – он знает, что высший критерий, который заключён в его творчестве. Высший критерии он от Господа. И если он не удовлетворён своей работой – он её отрицает или уничтожает.

Венец творческой деятельности человека то, что сам Господь принимает его плоды. То есть принимает Господь а не люди. Общественность вот в данном процессе не участвует. Если человек хочет известности, славы не в молодости (ну в молодости это понятно). Если он хочет известности, славы в зрелых летах, то он не понимает вот этого момента, что только Господь принимает плоды его творчества, а мнение людей не может служить критерием оценки его труда.

Итак, творческая способность человека проявилась впервые в назывании имён. Это было способностью творить образы. Человек познавал явленное ему живое существо и называл его. Он творил образ сообразный предмету. И оказывается, что до того как Господь привёл к человеку жену, Он дал ему возможность творить, называть имена другим живым существам. Почему Господь не сразу привёл жену к человеку? Может быть он её и не опознал. А вот после того, как все живые существа Райские и даже некоторые не райские прошли перед ним, Господь только после этого даст ему взглянуть на того, кто есть ему помощник. Вот о том кто такой помощник, помощник человеку в Раю, об этом мы будем с вами говорить в следующий раз.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.