Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические средства, используемые в программе






В процессе групповой и индивидуальной работы исполь­зуются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В основном это либо авторские разработки, либо авторские мо­дификации. Некоторые упражнения были предложены сами­ми детьми и затем вошли в программу как обязательные. В программу включено много полифункциональных упражне­ний, с одной стороны, дающих возможность решать несколь­ко задач, с другой — позволяющих оказывать на разных де­тей различное воздействие. Обратимся к описанию основных методических приемов, основываясь на классификации их по теоретическим основаниям, формам осуществления, решае­мым задачам.

Ролевые игры построены на понимании необходимости ро­левого развития человека. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей. Соответственно ролевые методы проведения занятий предпо­лагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.


 


Часть I. Теоретически основы псинологичЕСКой рокоты с петыуш

В нашей программе ролевые методы можно разделить на две подгруппы: ролевую гимнастику (ролевые действия и ро­левые образы) и психодраму.

Дошкольники начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, зайцы, волки и т.п.). Важным для дошкольников является включение в ролевые действия го­лоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радо­стный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т.п.).

Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т.п.), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыны-ча, Бабы Яги, Ивана-царевича и т.п.), социальных и семей­ных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.), не­одушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иног­да озвучивается.

В основе психодрамы может быть разыгрывание расправы с пугающими объектами. При этом либо используется смена ролей (ребенок играет поочередно роли нападающего и жерт­вы), либо создается ситуация подвига и подключается эмоци­ональное сопереживание объектам нападения. Кроме того, мо­гут быть драматически разыграны или «оживлены» мыслен­ные картинки, составленные детьми, или предложенные ведущим терапевтические сказки. Достаточно интересно и эф­фективно проходят пальчиковые драматизации, то есть разыг­рывание этюдов или сказок только пальцами.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга.о необходи­мости особым образом формировать среду, в которой становят- „ ся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут — в состояниях и характеристиках отдельных участников. Одна­ко изменения, предусматриваемые социально-психологическим


Слаба 5. Формы u coqepikrhue групповой психологической поппЕРжки дошкольников 55

тренингом, недостаточны для формирования психологического здоровья и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимые нам изменения — это фор­мирование самопринятия и принятия других людей, для струк­турирования изменений нами была выбрана структура самосоз­нания личности, предложенная B.C. Мухиной (1999), соглас­но которой в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее), социальное про­странство (ее права и обязанности). Таким образом, в психо­гимнастических играх у детей формируются:

а) принятие своего имени;

б) принятие своих качеств характера;

в) принятие своего прошлого, настоящего, будущего;

г) принятие своих прав и обязанностей.

Коммуникативные игры, используемые в программе, де­лятся на три группы: 1) игры, направленные на формирова­ние у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглажива­ние» {Сидоренко, 1995); 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.

Особое внимание должно уделяться играм первой группы, так как обычно человек склонен фиксировать свое внимание прежде всего на недостатках другого. Возможно, следствием именно этого является преобладание в активном словаре ре­бенка негативной лексики над позитивной. Кроме того, мно­гие люди имеют так называемые «запреты на поглаживания» (Сидоренко, 1995), сутью которых является трудность, а иногда и невозможность продуцирования положительных оце­нок и принятия положительных оценок других людей.

Игры и задания, направленные на развитие произвольнос­ти. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие формированию произвольности. Однако важ-


5 Тропинка







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.