Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глобо 4. Факторы pucks u типология hrpuujehuu психологического здоровья оетеп 47






ценностей, приобретения новых адаптивных умений, адекват­ной самооценки, самореализации и источником положитель­ных переживаний. В частности, М. Кляйн отмечает, что «конфликт и потребность в его преодолении — это фундамен­тальные элементы творчества» (1997, с. 25). Поэтому столь популярные сегодня идеи по поводу необходимости абсолют­ного эмоционального комфорта полностью противоречат зако­номерностям нормального развития ребенка.

Деструктивный конфликт усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненные кризисы и ведет к развитию невроти­ческих реакций, угрожает эффективности деятельности, тормо­зит развитие личности, является источником неуверенности и нестабильности поведения, приводит к формированию устойчи-иого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, дест­рукции существующих межличностных отношений, агрессивно­сти. Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротичес­кой тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чув­ства беспомощности и бессилия, а также парализует способ­ность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт. Таким образом, сильное стойкое повышение уровня тревоги, то есть тревожность ребенка, является показателем на­личия деструктивного внутреннего конфликта, показателем на­рушения психологического здоровья.

Однако необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно и нередко обнаруживается только при глу­боком изучении личности ребенка.

Вернемся к деструктивному внутреннему конфликту и причинам его появления. Ряд авторов считают, что определя­ющими в возникновении и содержании внутреннего конфлик­та ребенка являются трудности, возникающие на разных ста­диях созревания его Я. При этом развитие на этих стадиях понимается в русле теории Э. Эриксона. Если в младенчестве иг формируется базовое доверие к окружающему миру, это иринодит к возникновению страха внешней агрессии. Несфор-


 


мированная в раннем возрасте самостоятельность (Я сам) мо­жет явиться причиной страха независимости и соответственно стремления к зависимости от мнения, оценок окружающих. Отсутствие инициативности, истоки которой берут начало в дошкольном возрасте, обусловит появление страха новых си­туаций и самостоятельных действий. Однако другие теорети­ческие и практические исследования утверждают, что то или иное нарушение развития может быть скомпенсировано при адекватном воздействии и помощи со стороны взрослых.

В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблаго­приятными влияниями внешней среды, то есть совпадением со­держания конфликта, вызываемого внешними факторами, с со­держанием уже имеющегося. Тем самым осуществляется усиле­ние внешними факторами внутренних трудностей ребенка и их последующее закрепление. Таким образом, именно резонанс можно считать определяющим в возникновении и содержании внутреннего конфликта ребенка

Какие внешние причины можно назвать факторами риска в плане возникновения резонанса? Мы полагаем, что для до­школьников определяющей является семейная ситуация, по­скольку влияние детского сада ею опосредуется. К примеру, ребенок, даже абсолютно неуспешный в детском саду, при поддержке семьи и создании ситуаций успеха в других облас­тях может не испытывать внутреннего конфликта, связанного с теми или иными трудностями в саду.

Соответственно все семейные факторы риска можно услов­но разделить на три группы:

—нарушения психологического здоровья самих родителей, и
в первую очередь их повышенная тревожность или эмоци­
ональная холодность;

—неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую оче­
редь гиперопека или сверхконтроль;

—нарушения механизмов функционирования семьи, и в пер­
вую очередь конфликты между родителями или отсутствие
одного из родителей.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.