Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть I. Teopetumeckue основы псинологичЕСКоО роботы с ОЕтьми






Как-то услышав, что сын хочет борща, говорю:

— Вот скоро приедет бабушка. Она сварит тебе борщ.

А пока ешь супчик.

Через две недели я сообщаю, что приезжает бабушка. Вместо выражения радости слышу деловитое:

— Варить борщ?

(с мамой четырехлетнего Леши беседовала Соловьева В.)

Как-то раз заболела маленькая дочь, и пришлось посы­лать в магазин сына. Я стала объяснять ему:

— Вот тебе деньги, возьмешь хлеб, дашь тете деньги, а
тетя даст тебе сдачу.

Он посмотрел на меня обиженными глазами, ничего не понимая. После того как я объяснила всё три раза, он

заплакал:

— Почему мне тетя даст сдачу, ведь я ее не бил?!

Однажды сын подходит ко мне и спрашивает: —А что такое синева, я его в песне услышал?

Объясняю:

—Вот, допустим, синева моря, неба. Когда мы смотрим издалека и долго, то воздух и вода нам кажутся синими.

Продолжаю мыть посуду и слышу:

— Мама, а почему ты не синеешь? Я же долго на тебя смотрю и издалека, а ты все не синеешь.

(С мамой пятилетнего Миши беседовала Буреева Н.)

Важно иметь в виду, что нормальный дошкольник живет в мире фантазии. И она для него так же истинна, как и реаль­ность. Истинными любые придумки ребенка делает его жела­ние верить в них. Поэтому можно наблюдать парадоксальные ситуации, в которых ребенок сам себе противоречит. Родите­ли иногда считают, что ребенок врет. А он всего-навсего раз­решает себе верить в то, что захочет и насколько захочет.

Однажды моя сестра попросила забрать из детского сада ее дочь Олю. Когда мы возвращались домой, она, уви­дев трамвай, спросила:


 

 

Глава 3. Возрйстные особенности дошкольников или некоторые «uitpuhu» к портреты

— Почему трамвай бегает туда-сюда? А искры у него
отчего?

Я решила поиграть с ней и ответила:

Он бегает, потому что живой. А искры оттого, что
он сердится. Он хочет спать, а его заставляют бегать.

Это неправда, неправда! — закричала Оля. — Он не
живой и не умеет сердиться. Там такая машина есть. Мне
сам папа сказал. Я знаю.

Я была сбита с толку и замолчала. Через некоторое время я услышала, как Оля поучает свою подругу:

—А ты разве не знаешь, что трамвай живой? Если бы он не был живой, он не смог бы бегать взад и вперед.

(С Олей пяти лет беседовала Данилина О.)

Но дотошные взрослые могут задать вопрос, не вредно ли для ребенка верить в сказку, одушевлять природу — как же он будет получать знания, готовиться к школе? Имеет смысл объяснить, что детская вера в сказку — это предпосылка пос­ледующего жизненного оптимизма, умения верить в благопо­лучное разрешение любой, даже самой трудной ситуации. А одушевление природы — залог будущей близости с ней, воз­можности получать через нее отдых, равновесие, покой.

Возвращаясь с учебы, около детской площадки увидела девочку, дочку моей соседки. Я спросила:

Чем ты занимаешься?

Удивленно посмотрев на меня, она ответила:

-Жду.

-Кого?

Ты что, не понимаешь?

Нет.

Сейчас уже скоро будет вечер, а вечером все цветоч­
ки ложатся спать. И я жду, пока они лягут.

(С Юлей пяти лет беседовала Митрофанова С.)

—Лева, что ты сегодня в садике делал?

— Гулял, играл в конструктор. А к нам скоро Дед Мороз придет.

Угадайпочему



Почему?

—Потому что мы сегодня песенку учили про Деда Мо­роза. А как же он к Ване (старшему брату) придет, ведь

он песенку не учит?

(С Левой четырех лет беседовала Климова О.)

Примерно в 4 года ребенок активно начинает интересовать­ся рождением детей. Хорошо, если его вопросы не приведут к смущению взрослых, а найдут свои ответы в соответствии с возможностью ребенка их понять.

До четырех лет Оле говорили, что детей покупают в магазине или в роддоме.

Но после четырех посыпались вопросы ко всем взрослым: -—А в каком магазине меня купили? Там, где памперсы продаются? Я видела там картинки с маленькими детьми. Пытаюсь объяснить:

— Оля, детей не покупают, а рожают. Вот мама роди­
ла тебя, а баба Лида — твою маму.

—А как это — рожают?

Сначала малыш растет у мамы в животике, а потом
его оттуда вытаскивают. Тебе понятно?

Понятно. А дедушка Коля кого родил? Ведь если
тети родят девочек, то дяди — мальчиков?

Была очень возмущена, когда я ей ответила, что дяди не могут рожать. Вопросы продолжились:

—А почему я родилась не у тебя, а у мамы? Ты, навер­ное, не захотела, чтобы я была в твоем животике? Поче­му? Почему Люда (подруга) родилась позже меня и теперь она меньше меня? Почему она не захотела родиться вмес­те со мной?

Я долго объясняла, и в итоге она спросила:

— Я поняла, что мамы родят и мальчиков, и девочек. А
папы тогда для чего?

Я замешкалась с ответом. Тогда Оля побежала к маме и начала все сначала:

Мама, кто меня родил?

Я, — ответила та.


 

 

Глобо 3. Возрастные ocosehhoctu дошкольников или некоторые «uitpuhu» к портрету

На что Оля сказала:

— Я так и знала. Если бы меня родил папа, я была бы с
усами.

(С Олей пяти лет беседовала Данилина О.)

В детском саду, где я проходила практику, были две се­стренки. Когда мама пришла в мою группу за старшей, я в шутку сказала:

—Подари мне свою сестренку, Наташа.

— Как же подари? — серьезно возразила Наташа. —
Мы за нее деньги платили.

—Зачем же вы их платили? — спросила я.

— Ну, как же зачем? Чтобы сестренку выкупить из ма­
газина. Мы долго денежки собирали для этого. Вы что,
разве не знаете?

(С Наташей пяти лет беседовала Данилина О.)

Параллельно с интересом к рождению детей появляется тема собственного замужества.

Поставив стул на стол, дочка залезла в мои «драгоцен­ности», вытащила какое-то колечко, цепочку. Унесла их в садик и сказала детям, что ей их муж подарил. После сада она мне все отдала и призналась. Я ее не очень ругала.

(С мамой шестилетней Гали беседовала Зыкова О.)

Последнее время дочь начала бурно интересоваться проблемой свадьбы. Стала спрашивать:

— Где я была, когда вы были женихом и невестой?

По пять раз на день женится и разводится с мамой, ба­бушками. Ищет куклам женихов. Как-то раз искала, но не нашла подходящую по размеру. Тогда она не растерялась и сказала:

— Ну ладно, тогда я буду женихом. Меня зовут Сергей
Степанович.

(С мамой четырехлетней Ани беседовала Олейник М.)


 


Часть I. Teopetuheckue основы псинологичЕСКоа рйботы с qeti> mu

Большое место в жизни дошкольника занимают сверстни­ки. Конечно, ведь надо же с кем-то играть. Поэтому особо привлекательными для них являются ребята, которые умеют интересно играть. Хорошо, если ребенок легко общается, име­ет много друзей.

Беседую с мальчиком, сидящим на скамейке:

Расскажи о своих друзьях. Кто они?

Моих друзей зовут Игорь, Ваня, Саша, Марина и
Света. А еще у нас есть девочка Карина. Она нравится

Саше. Она его невеста.

(С Севой пяти лет беседовала Гордеева Е.)

Понятно, что дети в этом возрасте легко ссорятся и так же легко мирятся. Поэтому конфликты не стоит акцентировать. Без помощи взрослых они, как правило, быстрее разрешаются.

Вова, у тебя, наверное, много друзей?

Ой, много. Только вот Саша теперь не мой друг. Он
сломал мой пистолет. А в детском саду я играю
с Димкой,
Толиком, Сашкой. Ой, нет, я теперь с ним не играю. Еще
есть Лена, Катя, Юля. Юля
это моя невеста. Мы по­
женимся...

—А лучший друг у тебя есть?

— Конечно, это — Дима, Толик, Петя, Илюша, Павлик

и еще Артем.

(С Вовой пяти лет беседовала Баловнева М.)

Однако мнение взрослых очень важно при выработке отно­шения детей друг к другу. Если значимый взрослый — воспита­тель — отторгает ребенка, вероятнее всего, его отвергнут и дети.

—Давай я тебе расскажу про Таню. Это у нас девочка в детском саду. Ее все обижают.

—А тебе она нравится?

— Нет. В тихий час не спит. Наглая она. Встает, на­чинает злиться, драться. А еще она нарисовала вишню. А


 

 

Глава 3. Возрйстные особенности дошкольников или некоторые «штрихи» к портрет»

воспитательница ее поставила в угол. За три минуты надо было нарисовать с картинки банан, грушу, вишню. А Таня болтала с мальчиком и не успела. А мальчик только яблоко нарисовал.

Его тоже в угол поставили?

Нет, только Таню. А еще у нас есть Никита и Егор.
Они плохо говорят. Они из других стран. А Антон не ест
омлет, дерется, орет на всех. Когда терпение у воспита­
тельницы лопнуло — наругалась. Он не понимает, когда
воспитательница говорит ему: «Ешь> >.

(С Настей шести лет беседовала Разживина А.)

Большую роль в общении у детей играют подражательность и соревновательность. Если что-то есть у одного, то обязатель­но нужно и другому, причем в тот же самый момент. Часто это приводит к конфликтам. А если ребенок не становится первым, не побеждает, это может довести его до слез.

Прихожу за сыном в детский сад. Их осталось двое, он и еще одна девочка. Сын недоволен:

—Зачем ты сейчас за мной пришла? Я хочу, чтобы ты меня последним забрала. Уходи.

Девочка говорит:

Это я последняя, а ты не последний.
Сын замахивается на девочку.

Вы вдвоем последние, — успокаиваю я их.

(Рассказала Маняшкина В. о сыне четырех лет.)

Особо следует остановиться на развитии самосознания дошкольников. Некоторые психологи относят его начало толь­ко к подростковому возрасту. Но это не так. Дошкольники чисто просто не имеют слов для того, чтобы выразить свои чувства, оценки. Однако это присуще далеко не всем.

Здравствуй, Сережа, как у тебя дела?

Хорошо.

—А настроение какое?

— Плохое.


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.