Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глова I . Псинолошческое здоровье кяк цель u kputepuu успешности








 


рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамичес­кую совокупность психических свойств человека, обеспечива­ющих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполне­ние своей жизненной задачи, при этом жизненная задача по­нимается как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку со своими способностями и воз­можностями. Выполняя ее, человек чувствует себя счастли­вым, в противном случае — глубоко несчастным.

Если согласиться с тем, что ключевым словом для описа­ния психологического здоровья является «гармония», то в ка­честве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, то есть возмож­ность адекватного приспособления как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об ис­пытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха, но «заплатившими» за это существенными нарушениями психоло­гического здоровья. Если же говорить об адаптации к труд­ным ситуациям, то необходимо, чтобы человек не только умел противостоять им, но мог использовать их для самоизменения, для роста и развития. И ввиду особой важности этой способ­ности несколько позднее рассмотрим ее подробно. Пока же сделаем вывод, что основная функция психологического здо­ровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требую­щих мобилизации ресурсов личности.

Далее необходимо сопоставить понятие психологического здоровья с понятием зрелости личности, поскольку ряд авто­ров употребляют их практически синонимично. Действитель­но, если понимать развитие человека как последовательное


движение к зрелости, то зрелость и психологическое здоровье взрослого, на наш взгляд, могут использоваться как сино­нимичные понятия. Однако если говорить о психологическом здоровье ребенка, то оно является лишь предпосылкой дос­тижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зре­лостью.

Бесспорно, психологическое здоровье детей имеет свою специфику. Для того чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И.В. Дубровиной (см. Практическая психология в образовании, 2003) о соотношении психологи­ческого здоровья и развития личности Она утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следова­тельно, психологическое здоровье ребенка и взрослого отли­чаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого. Таким образом, можно говорить о том, что психо­логическое здоровье формируется в течение жизни человека, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в прена-тальном периоде. Естественно, в ходе жизни оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних фак­торов, причем не только внешние факторы могут преломлять­ся через внутренние, но и внутренние факторы могут моди­фицировать внешние воздействия.

Следующая дискуссионная позиция, которую необходимо рассмотреть для содержательного наполнения понятия психо­логического здоровья — это взаимосвязь его с духовностью. И.В. Дубровина утверждает, что с точки зрения богатства раз­вития личности, в понятие «психологическое здоровье» следу­ет включить духовное начало, ориентацию на абсолютные цен­ности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у челове­ка нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. И, как нам кажется, с этим поло­жением можно полностью согласиться.

Итак, проведенное выше обсуждение позволяет выделить психологическое здоровье в качестве предмета психологичес­кой поддержки детей.


I







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.