Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Личностное развитие






III.1. Личность

Понимание личности в психологии. В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов я стремлений, составляющих содержание ее “личного мира”, т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально свое­образных способов упорядочения внешних впечатлений и внутрен­них переживаний.

2. Личность рассматривается как система черт—относитель­но устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуаль­ности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.

3. Личность описывается и как деятельное “Я” субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образе-' ваний, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных " планов.

4. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в •других людях (199, с. 17—18).

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врождена, 'но возникает в результате культурного и социального развития (53, с. 315).

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной рабо­ты. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечат­лению, которое он производит на другого; он сам сознательно вы­деляет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающе­му, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе (216, с. 676—679).

Личность есть специфически человеческое образование, кото­рое “производится” общественными отношениями, в которое ин­дивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, состав­ляет не причину, а следствие формирования его личности. Форми-

Т


рование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процес­сом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде (144, с. 176—177).

Личность—это социализированный индивид, рассматривае­мый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизую­щаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Функции регулятора поведения личности выполняют ее миро­воззрение, направленность, характер, способности.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизую­щаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувст­ве “Я”, которое включает в себя представления о себе и само­оценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаб­людению, самоанализу и саморегуляции (74, с. 37—44).

Что значит быть личностью? Быть личностью—это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью—это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходи­мости, оценивать последствия принятого решения и держать за них. ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть лич­ностью—это значит постоянно строить самого себя и других, вла­деть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей вла­сти. Быть личностью—это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя (24, с. 92).

В психологии имеется множество попыток выявления ядра лич­ности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом.

1. Существенное разделение понятий “человек”, “индивид”, “субъект деятельности”, “индивидуальность” (в смысле уникаль­ности, неповторимости каждого человека) и “личность”. Следо­вательно, нельзя сводить понятие “личности” к понятиям “чело­век”, “индивид”, “субъект”, “индивидуальность”, хотя, с другой стороны, личность — это и человек, и индивид, и субъект, и ин­дивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая ха­рактеризует все эти понятия с точки зрения включенности челове­ка в общественные отношения.

2. Следует различать “расширительное” понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и “вершин­ное” понимание, когда личность рассматривается как особый уро­вень социального развития человека.

3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологи­ческого и социального развития в личности. Одни включают био­логическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития


личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Ле-

онтьев).

4. Личностью не рождаются—личностью становятся; личность

формируется в онтогенезе относительно поздно.

5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятель­ности (180, с. 25—27).

Развитие личности. Личность не может развиваться в рамках одних лишь процессов усвоения, потребления, ее развитие пред­полагает смещение потребностей на созидание, которое одно не

знает границ (144, с. 226).

Можно выделить два типа закономерностей возрастного разви­тия личности:

1) психологические закономерности развития личности, источ­ником которого выступает противоречие между потребностью лич­ности в персонализации (потребностью быть личностью) и объек­тивной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соот­ветствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития этих

общностей;

2) закономерности развития личности как в результате вхож­дения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов его социализации (семья, детский сад, школа, трудовой коллектив и т. д.), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относитель­но стабильной группы.

Переход на следующую возрастную стадию не является спон­танным, он детерминирован особенностями развития общества, что стимулирует формирование у ребенка соответствующей мотивации

(198, с. 19—26).

Развитие личности необходимо связано с ее самоопределением,

с типом и способом разрешения противоречий с социальной дей­ствительностью, собственной жизнью, окружающими людьми.

Исходным уровнем организации жизни и качества личности является как бы растворенность личности в событиях жизни. За­тем, на следующем уровне, личность начинает выделяться, само­определяться по отношению к событиям; здесь изменчивость лич­ности, параллельная изменчивости событий, уже прекращается. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отно­шению к ходу отдельных событий, к тем или иным собственным поступкам, желаниям и т. п., но и по отношению к ходу жизни в целом. Личность начинает все более последовательно и опреде­ленно проводить свою линию в жизни, имеющую собственную ло­гику, хотя необязательно ведущую к внешнему успеху или удов­летворению социальных ожиданий (4, с. 34—36).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.