Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Типологическое (возрастное) развитие школьника






Фридман Л. М., Кулагина И. Ю.

«Психологический справочник учителя»

Предисловие

Общеизвестно, что от знаний, педагогического мастерст­ва, активной, страстной позиции учителя в решающей степени за­висит успех перестройки системы народного образования. В каких же знаниях сейчас больше всего нуждается учитель, и тем более будущий учитель?

По нашему убеждению, учителя особенно нуждаются в психо­логических знаниях. Ведь перестройка школы на передний план выдвигает задачу воспитания ученика, всестороннее его развитие, а еще К. Д. Ушинский указывал, что если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучить. А правильно изучать своих учащихся учитель сможет, лишь глубо­ко зная общие закономерности развития ребенка, психологические закономерности развития его способностей, интересов, склонно­стей и других, индивидуальных и личностных особенностей.

Учителю в условиях перестройки школы надо многому на­учиться заново, а в ряде случаев и во многом переучиться. Надо научиться слушать и слышать каждого ученика, видеть его внут­ренние побуждения и стремления, направленность его потребно­стей и мотивов, научиться влиять на эту направленность, обрести гуманный и демократичный стиль общения, и взаимодействия с учащимися. Не менее важно учителю научиться слушать и самого себя, свое внутреннее состояние, чутко улавливать степень осуще­ствления поставленных перед собой целей, сбои в решении от­дельных учебных и воспитательных задач, характер своих повсе­дневных взаимоотношений с учащимися, с их родителями, со свои­ми коллегами, с тем, чтобы своевременно корректировать свою работу, свое поведение. Всему этому учитель и будущий учитель смогут научиться лишь на базе глубоких, осмысленных знаний психологии.

Конечно, основные психологические знания учитель и студент получают, изучая курс психологии во время обучения в пединституте. Но, как показывает практика работы учителей, этого со­вершенно недостаточно. Каждый учитель и студент нуждаются, кроме учебников по психологии, в разнообразной дополнительной психологической литературе с тем, чтобы углубить свои знания, психологически осмыслить свой опыт, многие вопросы школьной жизни, которые в учебниках и лекциях по психологии не рас­сматриваются.

 

Данная книга и предназначена для того, чтобы помочь учите­лю и студенту расширить и углубить свою психологическую под­готовку. Книга представляет собой своеобразный справочник, в котором читатель найдет краткие справки-объяснения наиболее важных, для учителя психологических вопросов. Эти справки зна­комят читателей как с новейшими исследованиями психологиче­ских проблем, так и с основополагающими достижениями психо­логии по вопросам, имеющим наибольшее значение для учителя в современных условиях.

Справочник состоит из пяти разделов. Первые три раздела посвящены достаточно полной психологической характеристике основного объекта педагогической деятельности учителя — школь­ника, его развития в ученические годы. В первом разделе рас­сматриваются вопросы типологического (возрастного) развития школьника, на которое учитель может влиять мень­ше всего, но в то же время учитель должен его учитывать, опираться на закономерности этого развития. Во втором разделе рас­смотрены вопросы индивидуального развития школь­ника, на которое влияние школы и учителя достаточно значимо. Наконец, в третьем разделе излагаются вопросы личностного развития учащихся, которое во многом определяется харак­тером жизни школы, деятельностью учителя.

В четвертом разделе рассмотрены психологические вопросы деятельности и общения, в процессе которых и проис­ходит развитие школьников. Последний, пятый, раздел справоч­ника посвящен непосредственно вопросам профессиональной дея­тельности учителя—воспитанию и обучению школь­ников.

Каждый раздел в свою очередь состоит из ряда тем, а каждая тема — из нескольких пунктов. В каждом пункте приведены один или несколько текстов, большая часть которых представляет со­бой достаточно свободное изложение выбранных мест из разных источников. Эти тексты снабжены библиографическими ссылками. Тексты без библиографических ссылок принадлежат авторам.

Источниками текстов являются малоизвестные учителям ста­тьи из журнала «Вопросы психологии» за последние годы, неко­торые монографии (в том числе и переводные) и статьи из раз­личных сборников, а также ряд работ основоположников советской психологии (Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. А. Смирнова и др.).

Советская психология—это живая, развивающаяся наука. Ряд вопросов не получил в ней еще окончательного решения. Идет серьезное обсуждение важнейших проблем возрастной и педаго­гической психологии, и по многим из них у психологов имеются различные взгляды. Думается, что учителю полезно познакомиться не с какой-либо одной точкой зрения на некоторые проблемы, а с различными, чтобы выработать собственные взгляды, которые он может проверить в своей повседневной работе.

Справочник построен так, что он не требует от читателя си­стематического прочтения с первой до последней страницы, хотя многим это будет полезно. Полный перечень всех рассмотренных вопросов приведен в содержании, которое может служить предмет­ным указателем. Поэтому читатель, интересующийся каким-либо отдельным вопросом, может установить, рассматривается ли он, или нет, и если он имеется в содержании, найти его изложение на указанных страницах.

Ни авторы, ни издательство не имеют опыта создания подоб­ных книг. Поэтому мы обращаемся ко всем читателям с просьбой высказать свое мнение о данной книге. Отзывы, замечания и пред­ложения просьба направлять по адресу: 129846, Москва, 3-й про­езд Марьиной рощи, 41, издательство «Просвещение», редакция литературы по педагогике и психологии.

 

I. ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ (ВОЗРАСТНОЕ) РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.