Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение проблемного поведения






1.1. Происхождение проблемы, определяемое клиентом: «Как я понимаю, вы пришли из-за... Я бы хотел, чтобы вы подробнее рассказали о... Как вы оцениваете эту проблему?»

1.2. Степень тяжести проблемы:

а) насколько эта проблема для вас представляет затруд­нения?

б) как часто вы.?

Идентификация использования психоактивных веществ количество, частота употребления каждого вещества, пути и способы введения препарата, дата последнего приема, получаемый эффект; мотивация приема, индивидуальное или групповое потребление, появление синдрома зависимо­сти; периодичность потребления

При расспросе родителей необходимо обратить внимание на следующие моменты: Не произошло ли снижение успе­ваемости за последнее время7 Не изменились ли привычки и поведение подростка? Не произошло ли изменений лич­ности, колебаний настроения? Не ухудшилось ли физичес­кое состояние подростка?

Выясняются у подростка сигналы надвигающейся нар­комании:

1. Неадекватная реакция на стресс: «Я испытываю силь­ное напряжение во время конфликта».

2. Стремление к самолечению: «У меня возникает жела­ние принять лекарство или умереть».

3. Краткосрочная благодарность: «Мне стало легче на душе после «получения кайфа».

4. Обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике».

5. Компульсии: «У меня сильное желание принять нарко­тик, чтобы забыть о неприятностях».

6. Рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о неприятностях».

7. Отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, свя­занных с наркотиками, хотя родители мне указывают на это».

8. Наличие других проблем: «Мне грозит отчисление из школы за прогулы».

9. Потеря контроля: «Я не способен сам бросить прием наркотиков».

10. Аддиктивная система установок: «Я, другие, нарко­тики — мы особая каста».

1.3. Общие характеристики проблемы:

а) длительность (как давно это происходит?);

б) распространенность (как обычно это происходит? в каких ситуациях?).

2. Детерминанты проблемного поведения

2.1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется9»

2.2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают

в этом?»

2.3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»

Прием ABCDE— парадигмы:

А — что предшествовало поведению.

В — поведение и его варианты.

С — последствия поведения для подростка и окружающих.

D — дискуссия.

Е — эффект.

а) микросоциальное влияние: «Какие люди были ря­дом, их отношение?»;

б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чув­ствовали?»;

в) социальные последствия: «Что сделали..?»;

г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?».

Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включа­ет удовольствие от приема наркотического вещества, свя­занные с ним приятные впечатления, отсутствие неприят­ных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условная приятность роли большого. Психолог должен найти замещающее пове­дение, построение которого связано с формированием со­циальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений.

2.4. Негативные последствия — более частая причина обращения к специалисту. Для подростков такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значе­ние. Большую роль играют синдромы, связанные с клини-ко-биографическим анализом.

2.5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом ду­мали. Что можно сделать для изменения ситуации?»

2.6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»

2.7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек дол­жен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать опре­деленных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.

Предиктором аддиктивного поведения являются психо­патология, сопутствующие психические расстройства. Анти­социальное и делинквентное поведение предшествуют или сочетаются с аддиктивным. Поэтому необходима оценка ис­тории психического развития ребенка и его текущего пси­хологического статуса..

Мишенями для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности:

A. В поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание реше­ния проблем, преимущественно однотипный способ реаги­рования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность.

Б. В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность, быстрое возникно­вение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность.

B. Искажения мотивационно-потребностной сферы: бло­кировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности, временной перспективе.

Г. Наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:

— произвольное отражение: «Я — неудачник», «Я— су­пермен»;

— селективная выборка: «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;

— сверхраспространенность: «Все наркоманы, так как все принимают лекарства»;

— абсолютное мышление: «Все или ничего», «Мир чер­ный или цветной»;

=— персонализация: «Эта реплика не случайна, она отно­сится ко мне».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.