Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее представление о психологическом консультировании






Психологическое консультирование *- непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в меж­личностных отношениях, где основным средством воздейст­вия является определенным образом организованная беседа {Алешина Ю.Е., 1993). Суть психологического консультиро­вания состоит в том, что психолог, пользуясь специальны­ми профессиональными научными знаниями, создает ус­ловия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач (Абрамова Г.С, 1996).

Критерием эффективности этого вида профессиональ­ной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. С точ­ки зрения самого психолога, критерий эффективности это­го вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задачам другого человека. Такое со­ответствие (несоответствие) проверяется по шкале:

1. Психолог не способен быть внимательным, прерывает клиента, пропускает важную информацию.

2. Действия психолога не конструктивны; он слишком старается воздействовать на другого человека.

3. Клиента не слышно или слышно очень мало; психолог реагирует больше сам на себя, а не на клиента.

4. Ответы психолога на воздействие клиента равны тому, что говорит клиент.

5. Суть задачи клиента понята психологом неверно, но через воздействие, все нарастающее по интенсивности, психо­лог вносит в задачу клиента нечто, облегчающее его со­стояние.

6. У психолога есть навыки внимания и воздействия че­рез эмпатичность и непосредственность.

7. Высочайший уровень — психолог присоединяется к клиенту, не теряя своей индивидуальности.

Психологическое воздействие в прогрессиях «человек-человек» часто напоминает процедуру консультирования, так как осуществляется в виде интервью. К числу таких профессий относятся деятельность врача, юриста, журна­листа, педагога, социолога, социального работника. Но их интервью отличаются как предметом взаимодействия, так и мерой воздействия на человека и ответственности за него. Психолог несет ответственность за проявление качеств пси­хической жизни клиента.

■ В психологическом консультировании психолог может опираться на различные теории и методические подходы. Наиболее популярными в практике психологического кон­сультирования являются глубинная психология — психо­анализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.; бихевиоризм — социальное научение, тре­нинг социальной компетентности, самообучение, когни­тивная терапия (А. Бандура); рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление — гештальттерапия (Ф. Перлз), групповая терапия (К. Род­жерс), логотерапия (В. Франки), психодрама (Дж. Морено).

Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи консультирования и область психической реальности, с которой работает пси­холог, позиции клиента и консультанта.

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Существуют определенные принципы пове­дения, следование которым не только обеспечивает этич­ность профессиональной деятельности, но и является за­логом успешности психологического воздействия (Алеши­на Ю.Е., 1994).

Доброжелательное, безупречное отношение к клиенту. Под­разумевает не простое следование общепринятым нормам поведения, а умение внимательно слушать, оказывать не­обходимую психологическую поддержку, не осуждая, ста-

раться понять клиента и помочь каждом\. кто обращается ia помощью.

Запрет давать советы. Жизнь каждого человека уникальна н непредсказуема. Поэтому невозможно при любом жизнен­ном и профессиональном опыте дать гарантированный со­вет. Кроме того, взяв на себя ответственность, психолог не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности и принятию собственной ответственности за все происходящее.

Анонимность. Означает, что любая информация, сооб­щенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия кому-либо, за исключением случаев, специ­ально оговоренных законом (угроза жизни). Об этих прави­лах клиент предупреждается заранее.

Разграничение профессиональных и личностных отношений. Действие этого принципа связано с возникновением пере­носа (склонности пациента переносить на психотерапевта и отношения с ним свои проблемы и конфликты)«контр­переноса (склонности психотерапевта проецировать свои от­ношения со значимыми людьми, внутренние проблемы и кон­фликты на отношения с пациентом) (Фрейд 3., 1989). Дей­ствуя в процессе консультирования, эти феномены снижают его эффективность.

Включенность клиента в процесс консультирования. Яркое эмоциональное переживание и рефлексия беседы возмож­ны при условии полного понимания клиентом того, что обсуждается, логичности действий психолога и благоприят­ности психологической атмосферы.

Целью психологического консультирования является ока­зание психологической помощи клиенту. Разговор с психо­логом должен помочь человеку в решении проблем, их осоз­нании. Удовлетворенность клиента не всегда однозначно сви­детельствует об успехе беседы. Она определяется характером обсуждаемых проблем. Успех консультирования во многом зависит от того, сможет ли психолог профессионально выс­лушать клиента и расширить его представления о себе и собственной ситуации. Как отмечает Г.С. Абрамова (1997), цель психологического консультирования — культур но-про­дуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различ­ные стратегии поведения и способная анализировать ситуа­цию с различных точек зрения (табл. 4).

В процессе консультирования решаются следующие за­дачи:

— оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;

— оказание профессиональной помощи в решении заяв­ленной клиентом проблемы;

— информирование клиента о его психологических осо­бенностях с целью более адекватного их использования;

— повышение общей психологической грамотности;

— мобилизация скрытых психологических ресурсов кли­ента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;

— коррекция нарушений адаптации и личностных дис­гармоний;

— выявление основных направлений дальнейшего разви­тия личности. р

Результатом консультирования является не столько об­легчение эмоционального состояния клиента, сколько пе­ревод тонуса жалобы клиента с других на самого себя. Это означает принятие ответственности клиентом за все проис­ходящее с ним на себя.

Психолог-консультант создает для нормального, психи­чески здорового клиента условия для нешаблонных дей­ствий, в рамках культуры.

Психолог в процессе консультирования может занимать различные позиции: позиция равенства, позиция сверху и позиция снизу (Цзен ИВ., Пахомов Ю.В., 1985).

В разных теоретических ориентациях консультанту при­писываются различные позиции, но, пожалуй, наиболее традиционной в консультировании является позиция ра­венства и партнерства по отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и определяющая роль остается за психологом. В случае равенства позиций с психологом в процессе консультирования клиент чувствует себя полно­правным партнером и поэтому активно и продуктивно ра­ботает наравне с психологом. У него нет оснований скры­вать или искажать какую-либо информацию о себе, по­скольку консультант открыт, не оценивает и не судит собеседника. В сущности, в позиции равенства и сам кон­сультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать. Конечно, занимая позицию равенства, консультант не толь­ко выигрывает, но и теряет: ведь с авторитетом, занимаю­щим позицию сверху, больше считаются, к нему больше прислушиваются.

Таблица 4 Основные методические подходы к психологическому консультированию (по Г.С. Абрамовой)

Направление, его представи­тели Методические приемы, используемые в консультировании Основной метог1 и задача Цель —результат
I. Глубинная психология (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн) Анализ символов повседневности (направленная ассоциация клиен­та на заданное слово). Фрейдовская ошибка — ошибки, описки, об­молвки клиента, раскрывающие подсознательные переживания клиента. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна. Анализ сопротивления клиента как проявление механизма вытесне­ния чего-либо. Анализ содержания переноса клиента (к чувствам) и контрпереноса Метод свободных ас­социаций. Выявление и изучение детских стереотипов поведения через рабо­ту с подсочнанием Интерпретация сво­бодных мыслей и дей­ствий клиента в тер­минах психоана­лиза
II. Бихевио-ральное на­правление (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура) Тренировка настойчивости (вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив). Моделирование социально-желательного поведения. Тренировка релаксации (уменьшение тревожности, страхов). Поощрение за желаемое поведение. Анализ дневниковых записей клиента. Составление программ профилактики рецидивов поведения Метод оперативного научения. Перевод субъектив­ных переживаний клиента в реально на­блюдаемые действия Изменение поведения клиента
III. Гуманисти­ческая психоло­гия (К. Род­жерс, Ф. Перлз, В. Франкл) Открытые и закрытые вопросы. Отражение чувств, пересказ, само­раскрытие психолога. Восприятие «здесь» и «теперь». Пустое крес­ло. Беседа с частью «Я». Диалог верхней (авторитарной) и нижней (с чувством вины) собаки. Фиксированное ощущение. Парадок­сальные намерения. Перемена отношения. Убеждение и призыв Метод эмпэтического научения. Понять мир клиента и поддержать его во вре­мя ответственного ре­шения Повышение ответст­венности человека за свои поступки, соци­альная самоактуали-зацич

Однако не следует представлять позицию психолога во время приема и его поведение как нечто застывшее, неиз­менное. Хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию сверху, говоря о чем-то со знанием и авторитетом, или снизу, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его само­оценку, подчеркнуть его знания и авторитет.

Стратегия психологического консультирования направ­лена на ориентацию клиента на принятие собственной вины и ответственности за происходящее; понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возмож­ность понимания себя и собственного поведения; подготов­ку более глубокого контакта с другим, отношения с кото­рым не складываются у клиента, с помощью использова­ния его чувств и переживаний как основы восстановления более доверительных отношений; планирование и осуще­ствление каких-то конкретных поведенческих шагов, на­правленных на изменение ситуации.

Осуществление такой стратегии опирается на два различ­ных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведен­ческой психотерапии: 1) умение сопереживать, поддержи­вать, анализировать чувства клиента по отношению к бли­жайшим людям; 2) способность четко и конкретно тонизи­ровать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь, корректи­ровать высказывания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.