Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АверинВ.А.Психология детейи подростков___






сферы (системы соподчиненных мотивов поведения). Ко­роче говоря, нужно оценить, насколько ребенок способен к произвольной регуляции своей деятельности и поведе­ния в целом.

Последний аспект психологической готовности - это диагностика развития эмоционально-волевой сферы, точнее уровня эмоциональной напряженности. Показано, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка.

Чаще всего эмоциональная напряженность сказыва­ется на психомоторике ребенка (82% детей подвержены этому воздействию), на его волевых усилиях (70%); она приводит к нарушениям речи (67%), снижает эффектив­ность запоминания у 37% детей. Наряду с этим эмоцио­нальная напряженность оказывает сильное влияние на внутренние изменения в самих психических процессах. Наибольшие изменения происходят (по мере убывания) в памяти, психомоторике, речи, скорости мышления и вни­мании. Таким образом, мы видим, что эмоциональная ус­тойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Дети по-разному реагируют на действие эмоциоген-ных факторов, но нет ни одного ребенка, который бы на них не отреагировал. В условиях эмоциональной напря­женности некоторая часть детей практически не изменя­ет продуктивности своей деятельности, другие же вообще оказываются неспособными к какой-либо деятельности. Подобное состояние сказывается на всей системе его вза­имоотношений с окружающими. К сожалению, сегодня по­чти половина детей (48%) испытывает напряженность во взаимоотношениях с родителями. При этом следует иметь в виду, что характер этих отношений у разных детей мо­жет быть разным. Так, для 26% детей характерен в целом пассивно-оборонительный тип взаимоотношений с роди­телями. Обычно такой тип отношений возникает в ответ


Глава 4. Психология развития детей... 237

на формально-педантичный подход родителей к ребенку, когда его внутренний мир закрыт для взрослых, когда у ребенка отсутствует вера в возможность установления эмо­циональной близости с ними.

Другой тип реакции ребенка на эмоциональную на­пряженность в семье можно назвать активно-оборони­тельным. Для таких семей характерна атмосфера эмоци­ональной несдержанности, конфликтов и скандалов. Дети перенимают такой стиль и относятся к родителям зеркаль­но. Они не рассчитывают на поддержку со стороны роди­телей, они готовы принять порицание, укоры, наказание и угрозы. На обвинения дают агрессивные ответы. Для них характерно неумение сдерживать свои эмоциональные ре­акции, само поведение характеризуется излишней возбу­димостью, конфликтностью, агрессивностью.

Наконец, третья группа детей, испытывающих на­пряженность в семье, реагирует совершенно иначе. Они отличаются слабостью нервных процессов и в ответ на резкие и, по сути, непосильные для них воздействия реаги­руют даже физиологическими нарушениями, такими как тик, энурез или заикание.

Не раскрывая психологического содержания реак­ций детей, испытывающих эмоциональную напряженность во взаимоотношениях с воспитателями и сверстниками (оно очень похоже на описанное выше), скажем, что ее испытывают во взаимоотношениях с воспитателями 48%, а со сверстниками - 56% ребят. Интересно отметить, что если воспитатели адекватно оценивают отношения меж­ду самими детьми, то ни они сами, ни родители не в состо­янии адекватно оценить свои отношения с детьми.

И еще о двух важных моментах

Эффективность коррекционных мероприятий будет прямо пропорциональна тому, насколько всеохватывающе действует эмоциональная напряженность на разные аспек­ты психической деятельности ребенка и его отношения с


238 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

окружающими. Оказалось, что только у 26% детей эмоци­ональная напряженность отрицательно влияет на 1-3 па­раметра психической деятельности. У 45% детей изменя­ются 4-5 параметров, у 29% детей 6-8 параметров.

Что касается самих психокоррекционных меропри­ятий, то это тема для особого разговора. Понятно, что лучшая форма профилактических и психокоррекционных мероприятий - это нормальные условия жизни ребенка, верная позиция родителей и воспитателей в отношении ребенка. Однако для этого нужно не только любить детей, но и знать их!

Психологическая диагностика готовности дошколь­ника к школе

В конечном счете по степени готовности к обучению желательно прогнозировать обучаемость того или иного ребенка. Обучаемость выступает как проявление общих способностей, которые выражают познавательную актив­ность субъекта и его возможность к обучению. В свою оче­редь, наиболее значительными качествами познавательных процессов и личности, обеспечивающими возможности к обучению являются:

- уровень произвольности внимания, памяти, мыш­ления и т.д.,

- речевые возможности человека, способность к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

К сожалению в практике психодиагностической де­ятельности произошел явный перекос в сторону оценки собственно интеллектуального развития ребенка и недо­оценка уровня речевой деятельности. А ведь число детей с речевыми нарушениями к началу обучения в школе состав­ляет 33% от общего числа. С этой точки зрения предметом психологической диагностики при поступлении ребенка в школу с целью прогноза его обучаемости должны быть:

чтение, письмо и образное мышление как основные состав-


Глава 4. Психология развития детей... 239

ляющие обучаемости'. Эти предварительные замечания представляются необходимыми перед характеристикой наиболее популярных психодиагностических процедур определения школьной зрелости.

Наибольшее распространение при диагностике пси­хологической готовности дошкольника приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности пси­хической деятельности, степени зрелости зрительно-мо­торной координации и интеллекта. Он включает три зада­ния: нарисовать фигуру мужчины по представлению, копи­рование письменных букв и копирование группы точек. Я.Йирасек ввел дополнительное четвертое задание в виде опросника из 20 вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью и развитием мыслительных операций2.

1. Рисунок мужчины - это старый диагностический тест, предложенный в 1926 году Ф.Гудинаф для оценки уровня интеллектуального развития. В 1963 году ученик Ф.Гудинаф Д.Харрис стандартизовал это задание и сфор­мулировал 10 информативных признаков, используемых для оценки рисунка, выполненного ребенком по представ­лению: 1) части тела, детали лица; 2) объемность изображе­ния частей тела; 3) качество соединений частей тела; 4) со­блюдение пропорций; 5) правильность и детальность изоб­ражения одежды; 6) правильность изображения фигуры в профиль; 7) качество овладения карандашом: твердость и уверенность прямых линий; 8) степень произвольности владения карандашом при рисовании форм; 9) особенности

' Галицкий А.С. Компьютерная диагностика обучаемости ра­циональному чтению. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд.

лед. н. СПб., 1993. 2 Рогов Е.И. Ук. соч.


240 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

техники рисования (только у старших детей, например, на­личие и качество штриховки); 10) выразительность пере­дачи движений фигуры'. Исследования П.Т-Хоментауска-са позволили сформулировать следующие показатели для оценки рисунка:

1. Количество деталей тела. Присутствуют ли: голо­ва, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2. Декорирование (детали одежды и украшения):

шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуго­вицы, элементы прически, сложность одежды, украшения.

Информативными могут быть и размеры фигуры:

дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рису­ют фигуры больших размеров; маленькие фигуры челове­ка рисуются детьми тревожными, неуверенными, испыты­вающими чувство опасности.

Если дети старше пятилетнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (рот, глаза), это может ука­зывать на серьезные нарушения в сфере общения, аутизм ребенка. Высокий уровень детализации рисунка свидетель­ствует о более высоком уровне интеллектуального разви­тия ребенка.

Существует закономерность, что с возрастом детский рисунок обогащается новыми деталями: если в три с поло­виной года ребенок рисует «головонога» (руки и ноги как бы растут из туловища), то в семь лет - это рисунок с боль­шим числом деталей. Поэтому, если в 7 лет ребенок не ри­сует одну из деталей тела (голову, глаза, нос, рот, руки, ту­ловище или ноги), то на это следует обратить внимание.

2. Копирование букв. Ребенку предлагается скопиро­вать простое предложение из трех слов, написанное про­писью (7 букв). Расстояние между словами образца при­мерно полбуквы.

* Рогов Е.И. Ук. соч.


Глава 4. Психология развития детей... 241

3. Копирование точек. Предлагается скопировать 9 точек, размещенных по 3 точки в 3 горизонтальных ряда;

второй ряд точек сдвинут вправо на одну точку. Следует отметить, что тест Керна-Йирасека дает лишь предвари­тельную ориентировку в уровне готовности ребенка к школе. Тем не менее, если ребенок показывает высокий результат в среднем от 3 до 6 баллов, то дополнитель­ное психологическое исследование не проводится. В слу­чае среднего, а тем более низкого результата требуется ин­дивидуальное психологическое исследование ребенка. Для комплексной оценки готовности ребенка к школе ЕА.Буг-рименко и др. предлагают оценивать уровень развития предпосылок учебной деятельности:

- умение внимательно и точно выполнять последо­вательные указания учителя, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий за­дачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных фак­торов - методики «графический диктант» Д.Б.Эльконина и «образец и правило» А.Л.Венгер;

- уровень развития наглядно-образного мышления -методика «лабиринт»'.

С перечнем диагностических методик, используемых для оценки готовности ребенка в школу можно ознако­миться в книге Т.В.Чередниковой «Тесты для подготовки и отбора детей в школы»2.

В заключение приводим схему, иллюстрирующую основные этапы психического развития дошкольника (см. с. 242).

' Рогов Е.И. Ук. соч.

2 Чередникова Т. В. Тесты для подготовки и отбора детей в шко­лы. СПб., 1996.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.