Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предметные действия и условия их развития






Другим генеральным фактором развития является освоение ребенком предметных действий. Процесс их раз­вития идет от манипулятивной деятельности, элементы которой можно наблюдать в младенческом возрасте (акты хватания и подражания), к собственно предметной.

Окружающий ребенка мир - это, прежде всего, пред­метный мир. Ориентироваться в нем, значит, использовать предметы сообразно их назначению. Развитие идет от сво­бодного манипулирования^ год 1 мес.), в процессе которого ребенок выясняетсвойсотва предметов (например, твердость, гладкость, форму, цвет, вкус и т.п.), через предметные дей­ствия (выяснение значения предметов) к предметной дея­тельности (2 г.) (использование предметов по назначению:

куклу - качает, машинку - ведет, карандашом - рисует). На третьем году он не только знает назначение предмета, но и может его использовать по другому, что фактически означает начало игры.

За счет чего возможно столь быстрое развитие? Прежде всего за счет соотносящих и орудийных действий.

Соотносящими действиями называют такие действия ребенка, как складывание матрешки, нанизывание колец пирамиды, закрывание коробки крышкой, складывание кубиков и тому подобные (1 год 3 мес.).

Орудийные действия - это те, в которых способ дей­ствия жестко фиксирован назначением предмета (к при­меру, ложкой едят, карандашом рисуют, молотком стучат


Глава 3. Психология раннего детства 139

и т.п.). Освоение орудийных действий возможно при по­мощи взрослого. Например: ребенку в 1 год и 5 месяцев купили тележку. Он стал ее водить и при этом для него не имеет значения, в каком положении она находится - стоит ли на колесах или вверх колесами. Для ребенка в это вре­мя характерно тяготение к большому числу предметов. Через их освоение создаются условия для нового вида дея­тельности - игры и ее продуктивных вариантов: рисова­ния, лепки, конструирования.

Каковы же условия развития предметной деятельно­сти ребенка^.

Прежде всего, это наличие игрушек: пирамидки, мат­решки, вкладыши различной величины, цвета, формы, сде­ланные из разных материалов. Мы видим, что такие иг­рушки нужны ему для развития соотносящих действий.

Наряду с ними ребенок нуждается в игрушках для развития орудийных действий: куклы, машинки, наборы строительного материала и т.п. Обязательным условием является совместная игра с ребенком. Освоение орудий­ных действий более эффективно идет в совместной игре со взрослыми.

Много или мало должно быть игрушек? Эффектив­ное развитие ребенка достигается при небольшом числе игрушек, т.к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна состоять в выработке у ребенка уста­новки на поиск основных назначений игрушки.

Анализ развития предметной деятельности ребенка позволяет понять причины появления новой социальной ситуации развития в раннем детском возрасте и ее содержа­ние. Дело в том, что манипулируя с предметами и выясняя их свойства, что можно видеть еще у младенца, ребенок не в состоянии самостоятельно вскрыть назначение и спосо­бы употребления этих предметов. Именно это и составля­ет основное противоречие данной социальной ситуации


140 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

развития. Выяснение назначения и способов употребления предметов возможно только с участием взрослого. Именно поэтому социальная ситуация развития в раннем детстве -это взаимодействие: «ребенок - предмет - взрослый»'. Без взрослого ребенок не в состоянии овладеть человеческими способами употребления предметами. Основной мотив де­ятельности ребенка заключается в предмете. И потому пред­метная деятельность, выступающая в этом возрасте в каче­стве ведущей, как раз и направлена на усвоение ребенком с помощью взрослого способов действия с предметами.

На основе накопленных впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, у ребенка происходит разви-тие речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.