Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерный речевой материал для закрепления данной падежной формы






 

Окончание грамматической формы Речевой материал
Окончание -у/-ю
Ударное окончание -у/-ю при сохранении звуковой струк­туры основы начальной фор­мы слова Существительные мужского рода: петух (петуху), конь (коню), еж (ежу), лось (лосю) Существительные среднего рода: крыльцо (крыльцу), яйцо (яйцу), кольцо (кольцу), ведро (ведру), письмо (письму)
Безударное окончание -у/-ю при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: брат (брату), арбуз (арбузу), орех (ореху), клоун (клоуну), ли­мон (лимону), автобус (автобу­су), медведь (медведю) Существительные среднего рода: солнце (солнцу), дерево (дереву), пла­тье (платью), мыло (мылу), кресло (креслу), полотенце (полотенцу)
Ударное окончание -у/-ю при изменении звуковой структу­ры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: пень (пню), скворец (скворцу), лев (льву)
Безударное окончание -у/-ю при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: дятел (дятлу), заяц (зайцу), ко­тенок (котенку), ягненок (ягнен­ку), лисенок (лисенку)
Окончание-е
Ударное окончание -е при со­хранении звуковой структу­ры основы начальной формы слова Существительные женского рода: свинья (свинье), сосна (сосне), оса (осе), пила (пиле), пчела (пчеле), лиса (лисе), коза (козе)
Безударное окончание -е без изменения звуковой структу­ры основы начальной формы слова Существительные женского рода: ворона (вороне), синица (синице), роза (розе), береза (березе), кош­ка (кошке), ромашка (ромашке), чашка (чашке), белка (белке)

 

 

Задания для закрепления существительных дательного падежа единственного числа.

а) Дополнение предложенияс помощью предмет­
ной картинки, например: «Петя несет кресло... (бабуш­ке)»; «Мама шьет юбку... (дочке)»; «Папа строит буд­ку... (собаке)»; «Папа купил машинку... (сыну)»; «Девочка
дает молоко... (котенку)»; «Мальчик наливает воду... (по­пугаю)».

б) Игра «Кому приготовили угощенье?».

На столе игрушки животных: белка, коза, корова, мед­ведь, волк, заяц, собака, лиса — и угощенье для них: орехи, шишка, трава, хлеб, мед, малина, мясо, морковь, кость.

Логопед предлагает объединить угощенье и игрушку, для которой это угощенье приготовлено, например: морковьзайцу.

в) Игра «Кому что дадим?».

Для игры нужны картинки с изображением животных и корма для них. Ребенок отвечает на вопрос: «Кому что дадим?» Например: «Траву дадим корове»; «Мед дадим мед­ведю»; «Овощи дадим свинье» и т. д.

4. Творительный падеж (со значением орудийности).

Главенствующим окончанием существительных в твори­тельном падеже единственного числа является окончание мужского рода -ом/-ем, которое появляется в онтогенезе раньше, чем окончание -ой существительных женского рода.

На начальных этапах логопедической работы даются за­дания на уточнение рода существительных (например: «По­кажи картинку, о которой можно сказать он, она»).

При закреплении каждой грамматической формы в пер­вую очередь отрабатываются ударные окончания, затем — безударные.

Задания и игровые упражнения для закрепления творительного падежа существительных единственного числа а) Дополнение предложения по вопросам с по­мощью предметной картинки. Например: «Траву косят

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.