Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Введение в проблему насилия и жестокого обращения с детьми. В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных на решение проблем асоциального детства






Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных на решение проблем асоциального детства. Между тем, эти проблемы, несомненно, являющиеся весьма острыми и требующими незамедлительных решений, являются следствием гораздо более глубинных для нашего общества проблем. У истоков детских наркомании и алкоголизма, асоциальных поступков, преступлений стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком. Испытав на себе те или иные элементы насилия (да еще чаще всего от людей, которые считались самыми близкими), человек, как правило, становится либо подавленным и неспособным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир. Особенно отчетливо это проявляется у детей, механизмы регуляции и контроля собственного развития у которых еще не сформированы, а только находятся в стадии становления. Озлобленный и подавленный ребенок - " идеальный материал" для пополнения армии преступников и жертв. Насилие и жестокое обращение, пренебрежение нуждами детей в настоящее время считается одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности, асоциального поведения детей, нарушения психического, личностного и физического развития.

Сегодня мы можем утверждать, что насилие — определяющая характеристика общественной реальности в России. Речь идет не только о теперь уже постоянных “горячих точках”, где гибнут люди, тема насилия становится центральной для средств массовой информации, для обыденного общения и обращения с детьми.. Оно незаметно поселилось в наших семьях, проявляясь в самых разных формах (от угрожающих интонаций до бесконтрольных действий), оно прокралось в школы и детские сады, заполнило улицы.

Однако, было бы несправедливым утверждать, что насилие над детьми – только российская проблема. К сожалению, сегодня во всем мире отмечается тенденция роста насильственных действий в отношении детей. Более того, жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества.

Американский историк Ллойд Демоз в своей работе «Психоистория приводит примеры того, что «история детства – это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю – тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным». Дети, если им удавалось вырасти, воспроизводили механизмы взаимоотношений взрослых и детей, повторяя ужасы собственного детства.

От зарождения человеческой истории и до IV века н.э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. Ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который слишком много или слишком мало кричал, или просто был не нужен, как правило, убивали. Детей приносили в жертву, замуровывали в стены домов и городов, чтобы они были крепче.

Считается, что христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н.э. Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей – их убийц. Однако, в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Книга Л.Демоза изобилует примерами избиения, насилия и убийства детей. В XVI веке сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических или долговых обязательств. В России жестокое обращение с ребенком считалось вполне допустимым. М. Ломоносов описал процедуру домашнего крещения, на котором он присутствовал: «…большой каменный зал дома, где должно было произойти крещение, не отапливался сутки, а воду взяли прямо из колодца … ребенок кричал как резаный, из всех сил, прерываясь только в короткие промежутки, когда переводил дух после полного погружения …. Он впал в бессознательное состояние, развились судороги и лихорадка …». Во время крещения в проруби священники, бывало, роняли детей в воду. Матери при этом, должны были ликовать, так как считалось, что при этом младенец попадал прямо на небеса (Бакшутова Е.).

Для того, чтобы держать детей под контролем, чтобы «сделать их менее опрометчивыми и непослушными», часто прибегали к запугиванию. Перед детьми держали изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть, съесть и разорвать на куски.

Обычной практикой вплоть до ХХ века считалось воспитание и развитие ребенка не собственными родителями, а в семьях кормилицы или воспитателей. Известное воспитательное и, как считалось, прогрессивное учреждение для детей в XIX веке в России - Царскосельский Лицей – представляло собой закрытый интернат, где воспитывались мальчики с 6 лет, практически лишенные контактов с матерью и отцом. Насколько эмоционально тяжело было находиться в Лицее, можно только догадываться по ряду косвенных данных, таких, например, как попытки воспитанников к самоубийству.

В XVIII-XIX веках в Европе бедных детей отдавали в зависимость в работные дома. В романах Чарльза Диккенса описываются ужасные условия, в которых работали дети. Дети должны были работать наравне со взрослыми: 5-6 летние дети работали нередко по 14-16 часов в день. Хозяин использовал длинные, острые колья, чтобы маленькие полусонные работники не заснули.

Мнение, что младенцы и дети – всего лишь нечувствительная движимость, которая не может реагировать на что-либо или помнить, сохранялась до начала XX века.

Считается, что в XX-м веке возникло иное отношение к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства.

Однако, действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые войны, гражданская война в России, социальные потрясения, голод, разруха – таковы главные вехи XX-го века, повлекшие за собой:

· сиротство детей в огромных размерах;

· массовую беспризорность и безнадзорность;

· еще более жестокое обращение с детьми.

Именно в начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития. В 1945 году. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства, и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматривались наиболее важные принципы:

· ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;

· равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;

· ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту – особенно от всех небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;

· ребенок «… для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственность своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью;

· на обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.

Конвенция занимает особое место:

· во – первых, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»;

· во-вторых, она имеет особое значение для России – позволяет возродить понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье;

· в-третьих, принципиальные положения Конвенции явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского Кодексов некоторых государств – членов ООН, в частности – России;

· в-четвертых, юридическая техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка. Так, в 1996 году Конвенцию ратифицировали 90% всех государств - членов ООН.

На рубеже XIX-XX веков появились первые учреждения для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В Германии после Первой мировой войны были открыты детские приюты и госпитали для детей, потерявших родителей. В России в тяжелые годы революции и гражданской войны были открыты детские дома для детей - сирот. Н.К Крупская, обсуждая вопросы организации детских домов в России, считала, что самыми важными задачами является создание в детском доме таких условий развития ребенка, которые позволяли бы ему полноценно развивать и в физическом, и в умственном, и в личностном планах. На весь мир известен опыт детских воспитательных колоний А.С.Макаренко. В 30-40 годах ХХ века в России и в Венгрии создаются первые дома младенца, где воспитываются дети раннего возраста, оставшиеся без матери.

В 20-х годах ХХ века начала интенсивно развиваться детская психология, раскрывающая основные закономерности развития ребенка в норме и патологии. Российскими учеными, среди которых, несомненно, наиболее значительным считается Л.С.Выготский, было показано, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением основных его потребностей в познании, общении и содержательной активности. Большое внимание в работах отечественных и зарубежных ученых уделялась изучению психолого-педагогических условий развития ребенка, в семье, детском доме, школе, детском саду.

Начало современного научного пред­ставления о проблеме насилия над детьми было положено в 1961 году, когда на ежегод­ном собрании Американской Академии Педиатрии H.Kempe провел всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. В своей фундаментальной работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологичес­кие и юридические аспекты проблемы и впервые привел сводные статисти­ческие данные о распространении насилия над детьми в США (Григович И.Н.).

В настоящее время в мировой литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, соци­ологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы насилия и жестокого обращения с ребенком (Гуггенбюль Н., Хассен С., Шапиро Б.Ю., Сидоренкова ТА., Либоракина М.И.).

Во второй половине XX века, после того, как была установлена приро­да так называемых необъяснимых повреждений у детей, был выявлен «Синдром избитого ребенка» и к жестокому обращению были отнесены и другие виды насилия над детьми, в том числе: сексуальное, психическое и запущенность.

С 70- годов ХХ века появились специальные научные исследования, посвященные изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Эти исследования направлены на изучение состояния и причин насилия над детьми (B. Bonner, S.Schmidt), разработку программ терапии, направленных на предотвращение насилия в семье (L.M. Swisher, M. Chaffin,) разработку и проведение программ помощи детям, пережившим психическую травму, детям с посттравматическим синдромом (S. M. Simpson, J. F. Silovsky, E. Brown, M. Kees), разработку программ ранней профилактики насилия (S. A. Sternlof, S. F. Allen).

В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение, как правило, рассматривается как одна из возможных причин асоциального детства (С.А. Беличева, Е.Н. Волкова, Е.М. Вроно, И.Н. Григович, В.Е. Дружинин, P.H. Клайберг, А.А. Реан, А.А. Северный, Б.Ю. Шапиро, Т.И. Шульга, G.G.Conger, A. Guggenbuhl, R.Soonets, A.C.Huston, G. Kagan): увеличивается количество детей, которые остаются вне се­мьи, беспризорных и безнадзорных детей (Г.С. Абрамова, С.А. Беличева, А.В. Бабушкин, М.И. Буянов, А.Я. Варга, Н.В. Вострокнутов, Е.М. Вроно, С.Н. Ениколопов, И.В. Дубровина, В.Е. Каган, И.О.Калачева, Г.Ф. Кумарина, Л.М. Митина, А.А. Реан, В.С.Собкин, И.И. Соковня, С.С. Степанов и др.), а также количество детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии (Б.Л. Альтшуллер, Л.Ю. Данилова, Р.П. Дименштейн, Н.М. Иовчук Я.Л. Коломинский, А.Л. Лихтарников, В.И. Лопатина, М. Роомелди, А.А. Северный, В.В. Стребиж, Н. Л. Хананашвили, Т.И. Шульга и др.)

В настоящее время Мировое сообщество признает проблему насилия, жесткоого обращения и пренебрежения нуждами детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира. Всемирная организация здравоохранения и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения их нуждами (ISPCAN) объединяют усилия специалистов для безопасности создания действенной системы защиты детей от насилия, жестокого обращения и пренебрежения их нуждами

 

Глава 2. ФЕНОМЕН НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Понятия «насилие» и «жестокое обращение с детьми»

В последние десятилетия наклонно разрушался один из наиболее устойчивых мифов, унаследованных из прошлого, сутью которого является убеждение в том, что дети – это единственный привилегированный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом. Следствием этого убеждения стало распространение представления о том, что случаи жестокого обращения с детьми в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефектностью, а не с тем подчиненным, зависимым от взрослых, положением в обществе, которое дети занимали ранее и занимают в настоящее время.

Насилию в различных его формах подвергается ежегодно до двух млн. несовершеннолетних. Более 500 тыс. детей каждый год убегают из семьи и интернатов, учебных заведений, спасаясь от жестокости родителей, воспитателей, сверстников. В общем числе зарегистрированных преступлений растет удельный вес противоправных деяний, по которым установлены малолетние потерпевшие (с 0, 5 % в 1994 г. до 1 % в 1999г.). Распространенность сексуальных посягательств в отношении детей до 15 лет – 30% от общего количества преступлений этой категории.

Проблема насилия над детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. Только сейчас мы начинаем осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

Большинство исследователей, занимающихся проблемой насилия и жестокого обращения с ребенком, считают, что начало современного научного пред­ставления о данной проблеме было положено в 1961 году, когда на ежегод­ном собрании Американской Академии Педиатрии H.Kempe провел всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. В следующем году этот доклад был опубликован в JAMA. В своей фундаментальной работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологичес­кие и юридические аспекты проблемы и впервые привел сводные статисти­ческие данные о распространении насилия над детьми в США.

Говоря о насилии по отношению к детям часто употребляется термин жестокое обращение с детьми. Термин появился недавно (от англ. abius – насилие, злоупотребление meltripment - плохой, недостаточный уход). На рус­ский язык это переводится как оскорбление, злоупотребление, плохое обра­щение и, в зависимости от желания автора перевода, все эти синонимы ис­пользуются при описании жестокого обращения. Эти термины применяются в Х Международной классификации бо­лезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных уч­реждений в России.

Жестокое обращение с детьмиэто умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

В России нет единого подхода к определению понятия " насилие", и «жестокое обращение» более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением. Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е. попадают под действие уголовного кодекса.

 

 

Термин “жестокое обращение с детьми” как конкретное юридическое понятие впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 г. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось. Разъяснение этого понятия для семейного, но не уголовного права было дано в п. 14 постановления №9 Пленума Верховного Суда СССР от 7 декабря 1979 г. “О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей” и без существенных изменений воспроизведено через 20 лет в п. 11 постановления №10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”. Из этих разъяснений следует, что под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми. В Уголовный кодекс РФ 1996 г. включена новая ст. 156, которая впервые предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженное с жестоким обращением. Однако отсутствие в этой статье четкого и однозначного определения, что есть жестокое обращение с несовершеннолетним с точки зрения уголовного, а не семейного права затрудняет применение данной нормы на практике. Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Так в ч.1 ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что государства-участники должны принять все необходимые меры, в том числе и законодательные, для защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации. Однако при этом не раскрывается, содержание понятий “насилие”, “злоупотребление”, “оскорбление”, “эксплуатация”. Указанные понятие должны конкретизироваться в национальном законодательстве каждой страны с учетом ее традиций и культуры. Таким образом, отсутствие определения жестокого обращения с ребенком в российском уголовном законодательстве следует считать очевидным пробелом (Е.Цымбал, А. Дьяченко)

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.