Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерный диагностический инструментарий оценки психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи






Возраст Методики Возрастные нормативы

 

Восприятие
4—7 лет Сенсорные эталоны (по Л.А. Венгеру): «Коробочка форм», «Вкладыши», «Пи­рамидка», «Этало­ны» К 4 годам — узнавание, назы­вание, соотнесение эталонов, обозначающих цвета, форму, величину, пространственные отношения, эмоциональные состояния. К 5 годам— узнавание, называние, соотнесение, описание эталонов, обозна­чающих цвета, форму, ве­личину, пространственные отношения, эмоциональные состояния. К 6—7 годам — соотнесение, описание эталонов, обознача­ющих цвета и оттенки цвета, форму, величину, простран­ственные отношения, оттенки эмоциональных состояний»
Внимание
5-7 лет Методика Пьерона - Рузера К 4 годам – объем 4 предмета; устойчивость – 10-12мин; концентрация – нахождение в рисунке известного изображения, при высокой плотности штриховки4 выделение контуров неизвестного предмета, при средней плотности штриховки. К 5 годам-объем 5 предметов; устойчивость – 15-20мин; концентрация –нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей; при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично; К 6 годам – объем 6 предметов; устойчивость -20-25мин; концентрация – нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью. К 7 годам – объем 7-8 предметов; устойчивость 25-30 мин; концентрация –нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки; умение видеть двойственные изображения.
6-7 лет Корректурные пробы (детский вариант)
5-7 лет Методика Когана
Память
С 4 лет Запоминание 10 картинок К 4 годам – объем зрительной образной 4-5 предметов; слуховой образной 3-4 звука; слуховой вербальной 4 слова; тактильной составляет 6-7 предметов.
С 4, 5 лет Запоминание двух групп слов К 5 годам – объем зрительной образной – 5 предметов; слуховой образной 4-5 звуков; слуховой вербальной- 5 слов; тактильной составляет 4-5 предметов.
С 5, 6 лет Методика А.Н Леонтьева на опосредованное запоминание К 6 годам – объем зрительной образной, слуховой образной, слуховой вербальной, тактильной составляет 6 стимулов.
С 7 лет Запоминание 10 слов (по А.Р. Лурия) К 7 годам – объем зрительной образной – 7-8 предметов, слуховой образной – 7 звуков, слуховой вербальной – 7-8 слов, тактильной составляет 7 предметов.
Мышление
С 3 до 7 лет «Понимание смысла сюжетной картинки» К 4 годам –анализ: описание предмета по известным признакам, выполнение заданий «найди шестое» и «логические цепочки» из трех предметов по одному – двум признакам; исключение на основе всех изученных обобщение; зрительный синтез: из 3 частей без образца и из 4 частей – со зрительной опорой или наложением на образец; сравнение предметов: по цвету, форме, величине, эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия, самостоятельно выделять 3 сходства и различия; обобщение: по цвету, форме, величине, эмоциональному состоянию; операция конкретизации на основе всех имеющихся обобщений; сериация: по цвету – 3 оттенка,  
С 4 лет «Раздели на группы»  
С 5 лет «Классификация»  
               

 

 

    по величине — 5 предметов; по расположению в пространстве — 3 положения; серия последовательных картинок к известной сказке 4 картинки; классификация: по одному признаку — самостоятельно. К 5 годам—анализ: выполнение заданий «найди шестое» и «логические цепочки» из грех предметов по двум при­знакам; исключение на осно­ве всех изученных обобще­ний; зрительный синтез: из 4 частей без образца и из 6 ча­стей — со зрительной опорой на образец; сравнение пред­метов: по всем изученным свойствам, самостоятельно выделять 5 сходств и разли­чий; обобщение: на основе изученных свойств, по мате­риалу, по эмоциональному состоянию; времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт; операция конкретизации на основе всех имеющихся обобщений; сериация: по цвету — 4 от­тенка по величине — 5 пред­метов; по эмоциональному состоянию — 4 карточки, по степени выраженности свойств предметов — 3 предмета; классификация: по двум признакам на основе  
С 5 до 7 лет «Серия последовательных картинок»
С 4 до 7 лет «Четвертый лишний» имеющихся обобщений с по­мощью взрослого. К 6 годам— анализ: выпол­нение заданий «найди девя­тое» и «логические цепочки» по двум признакам; исключение на основе всех изучен­ных обобщений; зрительный синтез: из 6 частей без образ­ца и из 7—8 — со зрительной опорой на образец; сравнение предметов: на основе пред­ставлений и зрительного восприятия, самостоятель­но выделять 7 сходств и раз­личий; обобщение: выпол­нение обобщений первого и второго порядка (дикие и до­машние животные; растения (деревья, цветы, грибы, яго­ды), вещи (головные уборы, одежда, обувь), рыбы, пти­цы, насекомые, спортивные принадлежности); операция конкретизации на основе всех имеющихся обобщений; сериация: по цвету — 5 оттен­ков, по величине — 7 пред­метов; по эмоциональному состоянию— 5 степеней вы­раженности, по возрасту — 4 возрастные группы, по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней, серия из 5 последовательных картинок; классификация: по двум признакам на основе
       

 

С 4 до 7 лет «Нелепицы» имеющихся обобщений без помощи взрослого. К 7 годам — анализ: умение устанавливать причинно- следственные связи, находить решение проблемных ситу- аций; исключение на основе всех изученных обобщений; зрительный синтез: из 9 частей без образца и из 12 — со зрительной опорой на образец; сравнение предметов — самостоятельное выделение 10 сходств и отличий; в том числе существенных признаков; обобщение: выполнение обобщение первого и второго порядка; операция конкретизации на основе всех имеющихся обобщений; сериация: по всем свойствам предметов, умение выстраивать серию из 8—10 последовательных картинок; классификация: по существенным признакам.
Воображение
С 4 до 7 лет Дорисованные фигуры К 5 годам – репродуктивное, с элементами творческого. К 6 годам - репродуктивное, с элементами творческого. К 7 годам – творческое воображение.
С 6 до 7 лет Несуществующие животные
Эмоционально – личностная сфера
С 4 лет Методика Дембо- Рубинштейн К 4 годам – ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев. Знает некоторые способы выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики: жестов и пантомимики). К 5 годам — ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональны состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умеет рассказать о своем настроении. Знает способы выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умеет определить эмоциональные состояния у героев сказки. К 6 годам — ребенок должен уметь узнавать по пиктограм­ме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев — ярость, удив­ление, испуг, растерянность, спокойствие. Сформированы представления о таких лич­ностных качествах людей как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Ребенок умеет оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявляются элементы рефлексии. К 7 годам — ребенок должен уметь относиться критиче­ски к своим поступкам; появляются элементы рефлексии; устойчивая самооценка.
С 3 до 10 лет Детский апперцептивный тест
С 4 лет Цветовой тест отношений
С 4 лет Тест Розенцвейга
С 4 лет Рисунок «Дом-дерево – человек»
Межличностные взаимоотношения
С 4 лет Социометрия К 4 годам– ведущим является внеситуативно- познавательное общение, которое происходит в рамках познавательной деятельности, направленной на формирование детских представлений о физическом мире. Ребенок умеет обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым. К 5 годам — ведущим оста­ется внеситуативно-позна­вательное общение. Ребе­нок умеет работать в паре со сверстником по заданию взрослого; умеет выбирать роль в игре, предложенной взрослым. К 6—7 годам — сформировано внеситуативно-личностное общение, которое направлено на познание не предметного, а социально- го мира. Оно не включено в какую-либо другую деятельность и представляет собой общение в чистом виде. Дети умеют объединяться в пары для совместной работы. Ребенок умеет при помощи взрослого распределят роли в игре и придумывать дополнительные роли. Знает основные способы невербального общения.
С 4 лет Методика Р. Жиля
С 4 лет Рисунок «Моя семья»

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.