Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Особенности психодиагностической и пси­хокоррекционной работы с детьми, имеющими рече­вые нарушения.






Психологическое изучение детей с нарушениями речи. Тео­ретические основы психокоррекционной работы с детьми, име­ющими нарушения речи. Основные подходы к ее организации и содержанию. Психокоррекционная работа по преодолению нару­шений познавательной сферы у детей с нарушениями речи. Пси­хокоррекционная работа по преодолению нарушений личности и межличностного общения воспитанников логопедических групп дошкольных образовательных учреждений.

Примерный список вопросов, выносимых на экзамен (зачет)

1.Предмет и задачи детской логопсихологии.

2.Научно-теоретические основы логопсихологии.

3.Нейропсихологические основы логопсихологии.

4.Особенности межполушарной асимметрии и межполу-
шарного взаимодействия у детей с нарушениями речи.

5.Психолингвистические основы логопсихологии.

6.Исторический аспект развития логопсихологии.

7.Понятие дизонтогенеза.

8.Этиология дизонтогенеза.

9.Патогенетические механизмы дизонтогенеза.

10.Психологические параметры дизонтогенеза.

11. Классификация психического дизонтогенеза.

12.Причины возникновения речевых нарушений.

13. Принципы анализа речевых нарушений.

14. Клиническая характеристика нарушений речи.

15.Педагогическая характеристика групп детей с наруше­ниями речи.

16.Особенности познавательной сферы детей с ФФНР.

17.Особенности эмоциональной сферы детей с ФФНР.

18.Особенности личности детей с ФФНР.

19.Особенности общения и межличностных отношений детей с ФФНР.

20.Особенности понимания и продуцирования речи деть­ми с ФФНР.

21.Особенности познавательной сферы с ОНР.

22.Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР.

 

 

23.Особенности личности детей с ОНР.

24.Особенности общения и межличностных отношений
детей с ОНР.

25.Особенности понимания и продуцирования речи детьми с ОНР.

26. Особенности познавательной сферы детей с МИН и
ТРН.

27. Особенности эмоциональной сферы детей с МИН и ТРН.

28. Особенности личности детей с МИН и ТРН.

29. Особенности общения и межличностных отношений
детей с МИН и ТРН.

30. Особенности понимания и продуцирования речи детей
с МИН и ТРН.

31. Содержание готовности к школьному обучению.

32. Готовность к школьному обучению детей с нарушения­ми речи.

33.Психологическое изучение детей с нарушениями речи.

34.Теоретические основы психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

35.Основные подходы к организации и содержанию пси­хокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

36.Психокоррекционная работа по преодолению наруше­ний познавательной сферы у детей с.нарушениями речи.

37. Психокоррекционная работа по преодолению наруше­ний личности детей с нарушениями речи.

38. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений межличностного общения детей с нарушениями речи.

Примерная тематика курсовых работ

1. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями речи.

2. Особенности слухового восприятия у детей с нарушениями речи.

3. Состояние динамических характкристик внимания у детей с нарушениями речи.

4. Особенности модально- специфической памяти у детей с нарушениями речи.

5. Своеобразие опосредованного запоминания при систем­ных нарушениях у детей с нарушениями речи.

6. Изучение наглядного мышления у детей старшего до­школьного возраста с нарушениями речи.

7. Возрастные особенности самооценки с нарушениями

речи.

8. Изучение «Я-концепции» у детей с нарушениями речи.

9. Интеллектуальная готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи.

10. Личностно-социальная готовность к школьному обуче­нию детей с нарушениями речи.

11. Эмоционально-волевая готовность к школьному обуче­нию детей с нарушениями речи.

12. Особенности проявлений тревожности у детей с нару­шениями речи.

13. Восприятие и понимание экспрессивных эмоциональ­ных эталонов детьми старшего дошкольного возраста с нару­шениями речи.

14. Возрастные типы общения у детей с нарушениями речи.

15. Особенности межличностных отношений детей с нарушениями речи.

Литература

1. БадалянЛ.О. Невропатология. М., 1987.

2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 1999.

3. Виноградова М.А. Формирование общения у заикаю­щихся дошкольников. СПб., 2002.

4. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

5. Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией //Дефектология. 1993. № 1.

6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследо­вания. М., 1956.

7. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.М. Ми-
кадзе. СПб., 2001

 

8. Грибова СЕ. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6.

9. Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием
речи // Дефектология. 2000. № 6.

10. Диагностика и коррекция психического развития до-
школьника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.
Минск, 1997.

11. Ермолаева М.В. Возрастная психология. М., 2000.

12. Калягин В А., Степанова Г.М. Оценка особенностей
речи и личности заикающихся с помощью личных диагности-
ческих тестов // Дефектология. 1996. № 3.

13. Кривовяз И.С. Психолого-педагогическое изучение де-
тей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи // Дефектология. 1995. № 6.

14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности
детей к обучению в школе. М., 1991.

15. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми
нарушениями речи // Дефектология. 2000. № 4.

16. Леонтьев АА. Основы психолингвистики. М., 1997.

17. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.

18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2002.

19. Переслени Л.И, Фотекова ТА. Особенности познава­тельной деятельности младших школьников с недоразвитием речи // Дефектология. 1993. № 5.

20. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процес­сы в онтогенезе. М., 1985.

21. Слинько OA. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектоло­гия. 1992. № 1.

22. Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в нор­ме и патологии // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 2.

23. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятель­ности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология 1996. № 1.

24. Стребелева ЕА. Формирование мышления у детей с отмщениями в развитии. М., 2001.

25. Терентьева В.И. Особенности поведения детей с заика­нием: в эмоционально насыщенной ситуации // Дефектология. 1096. №1.

 

 

26. Терентъева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушением речи 6—7 лет // Дефектология. 2000.

№4.

27. Федосеева Е.Г. Развитие возрастных форм общения у
дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные
проблемы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. И.В. Чумаковой, Е.А. Шиловой,
Н.Н. Морозовой. Саранск, 2001. Выпуск 4.

28. Усанова О.Н. Специальная психология. М., 1999.

29. Фотекова ТЛ. Сочетание нарушений познавательной и
речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1994. № 2.

30. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.

31. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской

речи. М., 2000.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.