Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы психокоррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию. Основные подходы к ее организации и содержанию






Психокоррекционная работа с детьми с речевой патологией строится с учетом ряда методологических принципов [6; 11].

· Принцип единства коррекции и развития, который означает, что целенаправленная коррекционная работа осу­ществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и ха­рактера нарушений.

· Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть опреде­лены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диа­гностического обследования. При осуществлении коррекцион­ной работы необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка — сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.

· Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать на­рушения в развитии и должна быть направлена на реабилита­цию и социальную адаптацию ребенка с проблемами. Коррек­ция и компенсация — это не рядоположенные понятия, а тесно связанные процессы, которые обуславливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы связана с результатом — компенсацией нарушения.

· Принцип учета возрастных психологических и инди­видуальных особенностей развития определяет индивиду­альный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов понимания значения последо­вательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

· Принцип комплексности методов психолого-педагогиче­ского воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его ро­дителям. Выбор комплекса из нескольких методов определяете в зависимости от целей и задач программы, возрастных индивидуальных особенностей и организации условий их реализации.

 

 

Принцип личностноориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы. Этот принцип основан на признании развития личности в деятель­ности, а также того, что активная деятельность самого ребен­ка в рамках ведущей для возраста деятельности является дви­жущей силой его развития (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др.).

Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию «атмосферы успеха» для ре­бенка, веру в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

Принцип активного привлечения ближайшего социаль­ного окружения к коррекционной работе с ребенком. Ребе­нок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и др.). Развитие его происходит в системе отношений с близки­ми людьми и взрослыми. Особенности межличностных отно­шений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют зону его ближайшего развития. Успех коррекцион­ной работы с ребенком, наряду с другими составляющими, за­висит и от сотрудничества с родителями.

Психокоррекционная работа с ребенком может дать поло­жительную динамику, если она, опираясь на основные прин­ципы, реализуется при тесном сотрудничестве психолога и педагогов с ребенком и его родителями, при активной роли самого ребенка.

Организация психокоррекционной работы с детьми-лого­патами может быть построена в соответствии со схемой, пред­ложенной А.С. Спиваковской [9]. Автор выделяет следующие блоки психокоррекционной работы: диагностический; устано­вочный; коррекционный; оценочный.

Цель диагностического блока — изучение психическо­го состояния ребенка и его личностных свойств в целом; из­учение уровня и динамики развития психических функций с учетом возраста.

Цель установочного блока — создание установки у детей и родителей на активный психокоррекционный процесс.

Цель коррекционного блока постепенное устранение выявленных негативных симптомокомплексов.

 

Различают три этапа психокоррекции:

ориентировочны й (создание у детей положительного эмо­ционального настроя и атмосферы безопасности в группе);

реконструктивный (формирование соответствующих форм поведения, когнитивных умений и навыков и т.д.);

закрепляющий (закрепление новых способов поведения; сформированных умений и навыков).

Цель оценочного блока — оценка эффективности проведен­ной работы.

Основными формами психокоррекционной работы с деть­ми-логопатами являются групповые и подгрупповые занятия. Наполняемость группы — 6—7 человек. Дети подбираются в группу по результатам диагностики. Общее количество заня­тий — до 20. Продолжительность — до 35 мин в зависимости от возраста, соматического состояния ребенка, его индивиду­альных особенностей), частота — 1 раз в неделю.

Схема проведения занятия выглядит следующим образом: ритуал вхождения, приветствие, разминка, основная часть, ре­лаксация, рефлексия и ритуал выхода. В качестве ритуала ис­пользуются какие-либо повторяющиеся действия, создающие установку на занятие или подводящие его итог. Приветствие создает эмоционально положительный климат в микрогруппе, настраивает детей на совместную работу. Приветствия следует вырьировать. В качестве разминки можно использовать игры и задания, требующие физических движений. В основной части занятия берутся упражнения, направленные на решение по­ставленных задач того или иного этапа коррекционно-развивающей работы. Выполняя упражнения релаксации, дети учат­ся расслабляться, снимать напряжение. Психолог произносит фразы, цель которых — повысить уверенность детей в себе, под­нять их самооценку. Рефлексия как структурный компонент за­нятия состоит в обсуждении детьми выполнения упражнений.

В качестве приемов психокоррекционной работы Т.Н. Волковская и Г.К. Юсупова рекомендуют приемы игровой психо­коррекции; психогимнастики, элементарной библиотерапии; приемы арттерапии и музыкотерапии; гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.