Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клиническая характеристика нарушений речи






В детском возрасте в развитии речевых процессов значи­тельную роль играет правое полушарие. В настоящее время высказывается точка зрения, что именно с его активным уча­стием связаны недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления. В формирова­нии же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантно­го по речи (обычно левого) полушария мозга.

Особенностью речевых нарушений в детском возрасте яв­ляется их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга) и па­тологического (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от локали­зации подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональны е.

На начальных этапах становления логопедии как науки она не располагала собственной классификацией нарушеня речи, полностью принимая медицинскую. А. Куссмауль 1877г. одним из первых проанализировал медицинскую классификацию речевых расстройств и упорядочил терминологии. Эта классификация легла в основу множества клинических классификаций, но ни в одну из них не был заложен определенный принцип, что привело к разночтению видов и форм речевых нарушений. К пересмотру классификации речевых нарушений подключились М.Е. Хватцев, Ф.А. Pay, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский при этом они значительно пополнив содержательную характеристику речевых расстройств.

В настоящее время в логопедии существует две классификации нарушений речи:

• клинико-педагогическая;

• психолого-педагогическая.

По мнению Б.М. Гриншпуна, которое поддерживается и другими исследователями, клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество

 

 

с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделя­емые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. В данной классификации все виды на­рушений речи делятся на две группы — в зависимости от того, какая именно речь нарушена: устная или письменная.

Клинические формы нарушений речи

Периферического характера

· Механическая дислалия (нарушения звукопроизношения
связаны с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата).

· Функциональная дислалия (нарушение функции артику­лирования — неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции).

· Ринолалия — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь, голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твёрдого и мягкого нёба. Может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, проявляющейся при нарушениях нормальной проходимости носовой полости при и них, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах в носоглотке.

· Ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротой и носовой полости в процессе фонации.

· Дисфония- расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма центрального и периферического характера.

Центрального характера

Дизартрия-нарушение звуковой системы языка (звукопроизношение, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии нарушения не ограничиваются только произносительной

стороной, но касаются также лексико-грамматической сторо­ны и понимания речи.

• Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). При моторной алалии трудности каса­ются развития собственной речи при относительно сохранной возможности понимания обращенной речи. При сенсорной алалии наблюдается противоположная картина: нарушается в той или иной степени понимание речи окружающих.

• Афазия — полная или частичная утрата ранее сформиро­ванной речи в результате тяжелых травм головного мозга, вос­палительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. В основе механизма афазий лежит распад речевого стереотипа, в связи с чем утрачиваются навыки произношения или возможности понимания чужой речи. В детском возрасте (до 5—7 лет) нарушения речи при поражениях мозга по типу афазий в основном стерты и в большей мере касаются слухоречевой памяти.

 

• Дисграфия, или аграфия, — специфическое, соответственно частичное или полное расстройство процесса письма Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов.

• Дислексия (алексия) — стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно- височно- затылочной области головного мозга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.