Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины возникновения речевых нарушений






Речь, являясь уникальной способностью, присущей толь­ко человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка. Мозговая организация речевых функций стала предметом разностороннего о учения клиницистов, нейрофизиологов и психологов начиная с середины XIX в. Первые сообщения о механизмах речи появились в работах П. Брока (1861), К. Вернике (1873).Дальнейшее изучение участков различных зон коры в обеспечении речевой деятельности дало возможность считать, что моторные функции локализуются в задних отделах лобных левого полушария (у правшей) головного мозга (центр Брока), а сенсорная сторона речи — в левой задней височной извилине (центр Вернике). Организация речевой функции разносторонне освещена А.Р. Лурия в основах нейропсихологии (1973).

Различные неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к речевой патологии.

Структура и степень речевой недостаточности во многом зависят от локализации и тяжести мозгового поражения, а эти факторы, в свою очередь, связаны со временем патогенного влияния на мозг. При этом наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, на 3—4-м месяце внутриутробной жизни, в период наиболее интенсивной диффенцировки нервных клеток.

Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга и приводящим к тяжелым нарушениям речи, наиболее частыми являются инфекции и интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору (резус-конфликт) или по групповой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции — менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

 

 

В происхождении алалии исследователи (Г.В. Гуровец, СИ. Маевская, 1985) выявляют преимущественное значе­ние родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорож­денных.

В работах Е.М. Мастюковой (1990) указывается, что упо­требление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям физического и нервно-психи­ческого развития ребенка, одним из проявлений которых ча­сто является общее недоразвитие речи. При алкогольном син­дроме плода дети рождаются с низкой массой тела, отстают в физическом и психическом развитии. Общее недоразвитие речи у этих детей сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости, а также с крайне низкой умственной работоспособностью.

Если вредоносное воздействие на речевые зоны мозга ребен­ка происходит в период, когда речь его уже сформировалась, может иметь место распад речи — афазия.

Возникновение обратимых форм нарушений развития речИ1 бывает связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее ин­тенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влияние этих факторов сочетается с негрубом церебрально-органической недостаточностью или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи обычно является следствием резидуально-органического поражения мозга (этим терминов обозначаются состояния, которые являются результатом законченного патологического процесса). Его следует отличав от нарушений речевого развития при текущих нервно-психи ческих заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и многих др. По сравнению с детьми с интеллектуальной недостаточности у детей с выраженной речевой патологией в основном наблюдаются остаточные проявления органического поражен и» центральной нервной системы — минимальная мозговая дин функция (ММД).

Особое место в этиологии нарушений речи занимает так называемая перинатальная энцефалопатия — поражение мизга, возникшее в период родов.

 

В зависимости от степени выраженности и локализации ор­ганической и функциональной недостаточности центральной нервной системы при нарушениях речи могут наблюдаться:

· локальный речевой дефект (недостаточность речевых зон коры головного мозга), при котором нарушения познава­тельной сферы вторичны;

· сочетанный психоречевой дефект (недостаточность не только речевых зон, но и височно-теменно-затылочных обла­стей коры головного мозга), в структуру которого входят на­рушения как познавательной сферы, так и речи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.