Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторический аспект развития логопсихологии






Психология детей, имеющих нарушения речи, формировалась на базе логопедии. Это относительно молодой раздел специальной психологии. Хотя первые исследования в этой области проводились еще на начальных этапах развития логопедии.

Так, в 1936 г. Р.Е. Левина описала нарушение межфункциональных взаимодействий (ратардацию развития) у детей с грубым недоразвитием речи (феномен формирования и длительной стабилизации автономной речи). На примере анализа становления и преобразования автономной речи как факультативного образования на ранних этапах онтогенеза Р.Е. Левина раскрыла возможности изучения межфункциональных перестроек высших функций и диспропорций в их развитии, тем самым внеся вклад в разработку теории уровневневой функциональной организации психических процессов. Систематическое изучение психического развития неговорящих детей (алаликов) дало возможность создать психологическую классификацию алалий (Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алалисов). М., 1951). Таким образом было

 

накоплено значительное количество фактов, отражающих особенности психического развития детей с речевой патологи­ей. В последующие годы внимание исследователей, занимаю­щихся изучением речевой патологии, было сосредоточено на изучении структуры и механизма речевых нарушений, а также на разработке путей их преодоления.

Психологическим исследованиям развития детей с речевой патологией уделялось меньше внимания, однако наблюдения специалистов за развитием высших психических функций у детей способствовали накоплению фактического материала.

В настоящее время в центре внимания детской логопсихо­логии находится ряд проблем: особенности мышления, вос­приятия, внимания, памяти, а также личности и межличност­ных отношений детей с нарушениями речи. Целенаправленно ставятся и решаются вопросы, связанные с изучением пси­хического развития детей с патологией речи (А.П. Воронова; О.Р. Даниленкова; В.А. Ковшиков; Е.В. Кириллова; Р.И. Лалаева, А. Гермаковска; Е.М. Мастюкова; Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова; П.С. Цветкова и др.). Данные вопросы реша­ются с позиций системного анализа психики, основанного на представлениях о взаимоотношениях между первичным и вторичным дефектом, а также о межфункциональных взаимо­действиях в процессе аномального системогенеза, сформули­рованных Л.С. Выготским.

Вопросы и задания

1. Дайте определение логопсихологии как науки. Сформу­лируйте предмет, объект и значение логопсихологии.

2. Каковы цели и задачи логопсихологии? С какими наука'' ми она связана?

3. Каковы научно-теоретические основы логопсихологии'/

4. Раскройте исторический аспект развития логопсихолов гии (на примере изучения алалии).

Литература

1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динами ческой афазии. О механизмах построения высказывания. М„ 2002.

2 .Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Ека теринбург, 2004

 

 

3. Белянин В.П. Психолингвистика. М. 2003.

4. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у уча­щихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: Автореф. дис... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2002.

5. Волкова А.С. Теоретические основы логопедии / Лого­педия // Под ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаловской. М., 1997. С. 6—85.

6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

7. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.М. Микадзе. СПб., 2001

8. ВятлеваО.А., Пучинская Л.М., Сунгурова Т.А. Электрофизиологические показатели зрелости кортикальных областей в соотношении с латерализацией функций у детей 6-7 лет // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М., 1991.С.30-40.

9. Голоухова Г.Н., Иорданова Ю.А. Сенсомоторные асимметрии у детей с нарушениями умственного развития // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребёнку/ Под ред. А.В. Грибанова, Л.С. Медниковой. Архангельск, 2000.С.100-102

10. ГореловИ.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. Челябинск, 1974.

11. Данилова Н.Н, Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов –на-Дону, 1999.

12.Ермолаева М.В. Возрастная психология. М., 2000.

13.Залевская А.А. Введение в психолингвистику. СПб., 2000.

14.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001.

15.Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождения речевого высказывания. М., 1969.

16. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.

17. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. 5-е изд., перераб.и доп.М., 2006.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.